menu

22:05
Занятие с элементами тренинга ассертивности (уверенного поведения) «Будь уверен в себе!»
Занятие с элементами тренинга ассертивности (уверенного поведения) «Будь уверен в себе!» Цель: приобретение навыков уверенного поведения, навыков открытого выражения чувств, способов избавления от тревожности, способов повышения самооценки. Ход тренинга. Знакомство. Здравствуйте! Я рада видеть вас здесь. Сегодня мы поговорим о такой проблеме, как уверенность человека в себе, или ассертивность. У каждого из нас есть уникальный жизненный опыт. Этот опыт наших переживаний, размышлений, простых и трудных решений имеет огромную ценность. Давайте начнем наше занятие со знакомства. Я попрошу вас назвать свое имя, причем так, как вы хотите, чтобы вас называли на протяжении нашей встречи. А также рассказать немного о себе. Представьте себя группе. Сообщите о себе что-то, что представляется вам важным и интересным для группы. Понятие уверенности в себе. Ассертивность – это способность человека быть уверенным в себе, умение отстаивать свои мысли и предположения перед массой людей. А также независимость от влияния внешних факторов и людей. Само по себе название термина имеет английские корни и в переводе означает «настаивать на своём», от этого и произошло данное понятие. Ассертивность очень важна для проявления себя в социуме. В нашей стране её изучают не так давно как в других странах, всего с начала 90-х годов XX столетия, с тех пор как была опубликована на русском языке книга чешских авторов. Вследствие того, что сам термин, его понятие и обоснованность были рождены в США, за основу общепринятой ассертивности взята именно американская модель. Хотя на данном этапе каждая страна, особенно европейская, имеет собственную модель, а то и несколько, адаптированную для восприятия в определённом социальном мире. В любой созданной модели ассертивности существует определённый набор правил. Они составляют 10 «постулатов», каждая модель их расписывает по-разному, но всё равно прослеживается единое общее. Список правил, характерных для ассертивности: Умение твёрдо оценивать свои поступки, иметь собственное мнение и быть ответственным за своё поведение. При совершении любых поступков ни перед кем не оправдываться и не давать каких-либо объяснений. Не позволять манипулировать собой, принимать самому решение - отвечать ли за чужие действия, обязанности и проблемы друзей, знакомых, сотрудников. Человек – та сущность, которой подвластно быть свободных, поэтому каждый из людей имеет право менять свои решения. Обладание правом совершать ошибки и лично отвечать за них. Право на сомнение. Человек не должен беспокоиться о том, что не может дать точный ответ. Он имеет право с уверенностью сказать «я не знаю». Не рассчитывать на добрую волю знакомых и друзей и не зависеть от неё. Человек – не машина, а поэтому имеет полное право поступать спонтанно и не логично. Не заставлять себя быть обязанным кому-то и всех понимать, а уметь в нужный момент сказать: «я тебя не понимаю». Не быть в ответе за всё, что происходит в мире. Не обращать внимания на всё, что предлагают другие люди, а уметь смело сказать: «меня это не интересует». Цель уверенного поведения – честно, эффективно и прямо выразить свои мысли, чувства, желания и убеждения. Ведя себя уверенно, вы отстаиваете собственные права, не нарушая при этом прав окружающих. Как выражается неуверенность, агрессивность, уверенность. Важно научиться адекватно оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность или неуверенность в себе. Можно утверждать, что неуверенное поведение вредит человеку, приводит к тому, что неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Возможность поддерживать удовлетворительные отношения с окружающими людьми в первую очередь зависит от того, насколько мы умеем уверенно, но не агрессивно, формулировать наши права и требования. Необходимо четко различать агрессивное и уверенное поведение, чтобы всегда понимать последствия своих действий. Уверенность в себе — по каким признакам ее можно определить? Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использует для этого слово «Я». Корпус его тела при этом расслаблен. Мимика и жестикуляция подтверждают то, что он говорит. Критерии неуверенности Неуверенный человек, наоборот, говорит тихо и нерешительно. Его формулировки неточны и неопределенны. Он приводит обстоятельные и излишние объяснения. Вместо того чтобы прямо выражать свои эмоции и высказывать свои требования, он косвенно на них намекает и часто использует при этом безличные предложения. Он чаще скрывает или не произносит вслух свои собственные требования. Неуверенное поведение также проявляется в позе и осанке. Человек ведет себя неестественно, избегает зрительного контакта; жестикуляция и мимика практически отсутствуют. Какие признаки свидетельствуют об агрессивности человека? Если в определенной ситуации человек реагирует агрессивно, то он обычно кричит или повышает голос, или же его голос становится угрожающе тихим. В его словах слышится угроза и оскорбление. Он не дает никаких объяснений или обоснований своим требованиям и пожеланиям, не идет на компромисс и игнорирует права другого человека. При этом он не контролирует жестикуляцию. Такой человек или совсем не устанавливает зрительный контакт или же, наоборот, пристально смотрит в глаза своему собеседнику. Последствия этих трех способов поведения Конечно, эти способы поведения оказывают совершенно разное влияние на людей, с которыми человек вступает в контакт. Следовательно, уверенное, неуверенное и агрессивное поведение можно различать по тем последствиям, которые они влекут за собой. Таким образом, действия и высказывания можно оценить с помощью следующих вопросов: «Как теперь будет чувствовать себя другой человек?», «Как он будет себя вести в будущем?». Например, если один человек ведет себя неуверенно, то другой будет чувствовать свое превосходство. Он не посчитает нужным выполнить требования, которые собеседник формулирует нерешительно и неточно. Если же один человек, наоборот, ведет себя нагло и агрессивно, то другой будет чувствовать себя обиженным и оскорбленным. Высока вероятность того, что оскорбленный человек будет точно также агрессивно обороняться, что он как раз из «упрямства» не выполнит то, что от него требуют. Может случиться и так, что человек молча выслушает, не оказывая сопротивления, однако будет испытывать внутреннюю антипатию по отношению к агрессивному собеседнику. Если же человек действует уверенно, то высока вероятность того, что его требования и пожелания будут учтены. Такой человек показывает, что он в состоянии взаимодействовать с собеседником на равных. Поведенческий аспект уверенности. В жизни не так сложно оценить степень уверенности человека. Уверенного в себе человека можно отличить от неуверенного по разным признакам: по позе и осанке, манере разговаривать, громкости голоса, по тому, смотрит ли он в глаза собеседнику, по однозначности высказываний и многому другому. Например, если человек что-то требует от меня и при этом смотрит в глаза, если он спокойно, точно и определенно сообщает мне свое желание, просьбу и еще при этом ровно стоит или сидит, то он производит впечатление уверенного человека. Если же он боится зрительного контакта, опускает плечи и втягивает шею и говорит так тихо и запутанно, что я с трудом могу понять, чего он собственно хочет, то он производит впечатление неуверенного человека. Иногда для такой оценки достаточно уже обратить внимание на то, как человек стучит в дверь, как он заходит в комнату или садится на стул. Таким образом, наблюдая за определенными внешними признаками действия, можно оценить, является ли оно агрессивным, уверенным или неуверенным. Такими признаками являются голос, язык тела (то есть жестикуляция и мимика), форма и содержание сказанного. Упражнение «Мои достижения». Попрошу вас сосредоточиться и подумать над своими достижениями. При необходимости вы можете записать на листе свои размышления. При этом не надо «фильтровать» приходящие в голову мысли, сомневаться, является ли то или иное достижение «действительно» достижением. Если оно сейчас «пришло в голову», значит оно значимо для вас. По желанию вы можете поделиться с группой своими достижениями. (Обсуждение.) Упражнение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение в различных жизненных ситуациях». Цель: данное упражнение поможет участникам отличать уверенность от неуверенности и агрессивности. Процедура: каждому участнику группы предлагается продемонстрировать неуверенную поведенческую реакцию, агрессивную реакцию и уверенную реакцию в некой гипотетической ситуации. Например, можно представить, что ваш друг «забыл» вернуть взятые в долг деньги. Агрессивная реакция в этом случае может быть такой: «Черт! Я так и знал, что тебе нельзя доверять. Сейчас же верни мои деньги!» Неуверенная реакция может быть выражена такими словами: «Прости, я не хочу быть назойливым, но, может быть, ты не будешь слишком задерживаться с возвратом этих денег?» Наконец, уверенное поведение может включать такую фразу: «Я полагал, что мы договорились: ты должен был вернуть мне деньги сегодня. Буду очень признателен, если ты сможешь сделать это не позднее пятницы». Таким образом, мы рассмотрим другие ситуации. Каждому из вас будет предложена ситуация, отличная от тех, что были ранее предложены другим. При работе над этими ситуациями мы прибегнем к ролевым играм, вы можете отождествлять себя с самыми уверенными, неуверенными или агрессивными людьми из числа ваших знакомых. При этом вы должны помнить, что невербальное поведение говорит о человеке не меньше, чем произносимые им слова, поэтому интонации, жесты и позы должны соответствовать изображаемой реакции. На подготовку вам дается 5-7 минут. Каждый из вас получит обратную связь от участников группы, которая будет оценивать степень уверенности или агрессивности ваших реакций. (Ниже приведены примеры ситуаций для упражнений в уверенном, неуверенном и агрессивном поведении): - Приятель лезет к вам с разговорами, а вы ужасно спешите, и вот чтобы отделаться от него, вы говорите: ... - Вы ловите на себе взгляд привлекательной особы противоположного пола и чувствуете, что, возможно, заинтересовали ее (или его) собой. Вы подходите к ней (к нему) и говорите: ... - Вы смотрите фильм в кинотеатре, а позади вас кто-то громко болтает. Вы оборачиваетесь и говорите: ... - Вы пришли в ресторан, но вас не устраивает место, которое вам предложили. И вы говорите метрдотелю: ... - Ваш знакомый (знакомая) приглашает вас куда-либо, но вам с ним не очень-то интересно. И вы говорите: ... - Ваш друг просит вас одолжить ему вашу машину, но вы не считаете его таким уж хорошим водителем. Вы говорите ему: ... - Ваш приятель ставит вас в неловкое положение, рассказывая при всех истории о вас, и вы говорите ему: ... Обсуждение результатов. Завершение групповой работы. Рефлексия. Наше занятие подходит к концу. Каждый из вас может высказать свое мнение о проведенном занятии, что понравилось, что нет; что нового для себя открыл; что заставило задуматься или изменить взгляд на ситуацию; что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какое настроение в данную минуту. (Обсуждение.) Упражнение «Подарок». Каждый участник тренинга получает несколько чистых бланков и в течение пяти минут пишет или рисует что-нибудь памятное (пожелание, напутствие, комплимент) своему соседу слева, справа и тому, кому сам захочет сказать что-либо приятное. Участники обмениваются «подарками».
Категория: Школа Лидера | Просмотров: 34 | Добавил: irinafedcenko943
Всего комментариев: 0
avatar