05.05.22. Литература. 10 класс Учитель Стороженко Л.П.
04.05.2022, 17:54
План изучения темы
.I.Организационный момент: Доброе утро, ребята.

Оформляем тетрадь: запишем число и тему урока.

II.Проверим свои знания и умения.

1.Выполни письменно задание: продолжи предложение:
1.Оноре де Бальзак – это….
2.Родился……
3.Учился в ….
4.Первый роман , подписанный фамилией Бальзак…
5.Эпопея «Человеческая комедия « состоит из ….
6. Гобсек - это….
7. В нем живут два существа:….
8. Важнейшим средством характеристики литературного героя является…
9. Антипод (герой-антипод) – это …..
10.Антиподами в повести являются женские образы……
( Бурянская, Васильева, Солдатов, Степанцова)

III. Работаем над новой темой.

1.Запиши эпиграф к теме урока: Для страсти нет святых мест.

Не собирайте себе сокровищ на земле…
Библия
2. Прочти вступительное слово учителя:
С тех пор как на Земле появился человек, появились и искушения, и страсти. Нам часто приходится слышать такие выражения, как: страсть к познанию, страсть к музыке, любовные страсти, страсть к игре, страсть к деньгам.
А каково же значение слова «страсть»?
Страсть: 1. Сильно выраженное чувство; крайнее увлечение.
2. Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.
- Каково ваше понимание этого слова?

Задачи:
Тема нашего урока предполагает осмысление того, как страсть к деньгам, к накопительству может воздействовать на человеческую душу

3. Посмотрите на репродукцию картины французского художника Н. Пуссена.( материалы к уроку в чате) Что за сюжет на ней изображён? (Сюжет связан с ветхозаветным пророком Моисеем, который вывел израиль¬ский народ из Египта и привёл в землю обетованную. Во вре¬мя сорокалетнего блуждания по пустыне израильтяне не раз падали духом, сомневались в исходе, в новой вере, и вот в от¬сутствие Моисея, когда он поднялся на гору Синай, чтобы по¬лучить от Бога скрижали Завета, иудеи вернулись к старым обычаям, отлили из своих золотых украшений идола — золо¬того тельца и стали ему поклоняться. Моисей, увидев это, в гневе разбил каменные скрижали. Этот сюжет и изображен на картине Пуссена. Золотой телец здесь именно идол, против поклонения которому выступал Моисей. Со временем выражения «поклоняться золотому тельцу», «золотой телец» приобрели более широкое значение и стали олицетворением власти золота над человеком.)

-Известно ли вам, что есть библейское выражение, противоположное по смыслу? Это выражение «Не собирайте себе сокровищ на земле...». Оно взято из проповеди Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

4. Задумайся:
-Чо значат выражения «сокровища на земле» и «сокровища на небе»? И почему Христос говорит: «...где сокровище, там и сердце»?
5. Вспомни содержание.
-Вспомните, почему виконтесса де Гранлье ограждает дочь от уха-живаний молодого графа де Ресто, «премилого юноши», поведение которого «просто превосходно». (Внешне будто бы потому, что его мать низкого происхождения, «женщина, способная проглотить миллионное состояние». Но на самом деле проблема только в бедности молодого графа. «Господину де Ресто нужно быть очень богатым, чтобы такая семья, как наша, согласи¬лась породниться с его матерью»,— говорит виконтесса, недавно сама жившая в нужде. Однако, узнав, что Эрнест де Ресто вступает во владение громадным состоянием, она готова при¬мириться с чем угодно, даже с его матерью, имеющей не очень хорошую репутацию.)

- Чем же запятнала себя графиня де Ресто? (Когда призрак нищеты появился перед графиней, угроза лишиться богатства толкнула её на самые безнравственные поступки, совершая которые она абсолютно забыла о «сокровищах на небе» ради «сокровищ на земле». У постели больного мужа она разыгрывала скорбь, притворяясь преданной супругой, но стерегла час его смерти, чтобы завладеть богатством мужа. Она обманывает детей, хитрит, не допускает встречи мужа с его поверенным Дервилем. Словом, ведёт себя коварно и вероломно, но окружающим её поведение казалось «героическим».)
- В какой момент это вероломство стало очевидным? (Когда графиня под предлогом необходимости побыть наедине с покойным и помолиться за его душу занялась поиском бумаг на наследство. Картина, которую увидел Дервиль, ужаснула его.)

- Каким образом связан Гобсек с рассматриваемыми героями? Только ли как человек, который кредитовал им деньги? («Золото — вот духовная сущность всего нынешнего общества»,— говорит Гобсек. Именно он является выразителем идеологии поклонников золотого тельца, его служителем. Не случайно Дервиль называет его «золотым истуканом», «фантастической фигурой, олицетворением власти золота» .)

6.Продолжи высказывания Гобсека.(Дементьева, Дрога, Макаренко А., Макаренко К.+желающие)

«На земле нет ничего прочного, кроме...»
«Человек везде одинаков: везде борьба...» .
«Лучше самому давить, чем...» .
«Тщеславие — это всегда...
«Я владею миром, а мир...» .
«Золото — это...» .
«Жизнь — это сложное и трудное ремесло, и надо...» .

7. Ответь на вопросы:
-Какие мысли Гобсека вы считаете интересными и актуальными?
С какими высказываниями вы не согласитесь? ( голосовой устный ответ присылают Редькина, Фёдорова А., Фёдоров Н.)
8. Запомни:

Философия Гобсека и таких, как он, воплощена в словах:.
«Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... ЗОЛОТО. В золоте сосредоточены все силы человечества... Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности».

9. Сделай выводы:

Даже в небольшой повести Бальзаку удалось показать реалистичную картину современной ему Франции, раскрыть главную движу¬щую силу этого общества — материальный интерес, деньги. Писатель создал яркие характеры, воплотившие типичные черты эпохи.
Так, в повести «Гобсек», кроме истории жизни ростовщика, повествуется о двух аристократических семьях: графа де Ресто и виконтессы де Гранлье. Благодаря хорошо продуманной композиции разные сюжетные линии, переплетаясь и дополняя друг друга, сливаются в яркий рассказ о жестоком мире, в котором правят деньги.

V. Домашнее задание: прочитай новеллу Чарльза Диккенса «Рождественская сказка»
Категория: 10 класс | Добавил: alzevsk
Просмотров: 161 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar