21.04.22г. Литература. 10кл.. Учитель Стороженко Л.П.
20.04.2022, 21:20
План изучения темы
.I.Организационный момент: продолжаем работать, сегодняшний урок продолжает тему предыдущего: литература родного края.
Оформляем тетрадь: запишем число и тему урока.
Задачи:
-познакомимся с творчеством поэтов-фронтовиков и современных поэтов;
-отнесёмся с уважением к героическому прошлому родного Донбасса;
- с чувством патриотизма, гордости за свое Отечество подумаем о тех, кто сейчас продолжает борьбу с нацизмом.

II. Работаем над новой темой.

1.Запиши эпиграф к уроку: Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
Павел Беспощадный
2. Прочти вступительное слово учителя:
Сегодня как никогда уместно говорить о родном крае, его прошлой истории, о настоящих событиях и о будущем Отечества.
Донбасс – наш родной край, мы здесь родились и выросли. Изучая историю родного края, мы становимся богаче и умнее. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы осознаем себя звеном в цепи поколений. А уходя от своих истоков, теряя связь с родным домом, забывая его культуру и историю, мы теряем себя в мире. Ведь история – это не только прошлое, это настоящее и будущее, которое будет строиться вашими руками.
Поэты Донбасса – его особая гордость. Изучая творчество поэтов, чей жизненный и творческий путь переплёлся с нашим краем, мы учимся гордиться нашей историей, любить Донбасс. Мы познакомимся со стихотворениями, в которых отразилась история земли, на которой мы с вами живём. В поэтических строках наши земляки воспевают и славят Донбасс, его удивительную историю, его силу, стремясь передать своё особенное к нему отношение.

3. Выразительно прочти стихотворения поэтов Донбасса о Великой Отечественной войне.

-Великая Отечественная война – тяжкое испытание, выпавшее на долю нашего народа. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. Воевали и творчески трудились в период Великой Отечественной войны поэты Донбасса.

Николай Вениаминович Хапланов

Нет, в эту ночь отец мой не уснет
И не заснут его родных два брата.
Всю ночь им будет чудиться тот год,
Что всю страну одел в шинель солдата.
Всю ночь им будет чудиться рассвет,
Который был истерзан и изранен.
Им до утра не хватит сигарет,
И слов не хватит для воспоминаний.
Не будет спать сосед, что без ноги,
И женщина, что сына не дождалась.

Николай Александрович Рыбалко

Еще сраженье бушевало,
И улицы – как рубежи,
А в жизнь, а к солнцу из подвалов
Уже рвалась, тянулась жизнь.
Да разве сомневался кто-то –
Пусть в мае или в сентябре, -
Но окрыленная пехота
Придет, вернется на заре…

Анатолий Владимирович Сафронов

Здесь было поле боя. Поле славы
Спускалось к сбагренным берегам,
Отсюда шел налево и направо
Рубеж, деливший землю пополам.

-Во время оккупации Макеевки немецкие солдаты уничтожили 3761 здание, 113 школ, индустриальный, медицинский и педагогический институты, 62 детских садика, зимний и летний театры, почти все красивые места города. За все это время гитлеровские войска уничтожили 167 тысяч человек. После освобождения города в нем осталось всего 157 тысяч жителей. И это только один пример последствий немецкой оккупации.
Людям Донецкой и Луганской областей пришлось осознать, каково это, принужденно покидать свою родину. Целыми семьями уезжали из городов, бросали свои дома, лишь бы спастись от обстрелов. Но душа все равно тянется к тем местам, где вырос, родным местам... Как это похоже на сегодняшние дни.

Юрий Аронович Черкасский

Квартал горел – там шел смертельный бой,
И дом наш бомбой вражеской расколот.
Но все же, - как нас тянет в этот город,
Где мы впервые встретились с тобой.
Там почернели худенькие клены,
Что мы растили, помнишь, у пруда,
И заросли, и опустели склоны, -
Но все же, - как мы тянемся туда!

Николай Вениаминович Хапланов

Атакующий взвод…
Город пах сентябрем,
Канонадой и ветром.
Город ждал сыновей,
Поседев от беды,
И дымилось
Разбитое взрывами лето, и роняли осенние листья сады.

-В годы Великой Отечественной войны Саур-Могила стала символом мужества и славы советских воинов.
Саур-Могила главенствовала в укреплённом, казавшемся фашистам непреодолимым Миус-фронте. Господствующую над местностью высоту немецко-фашистские войска укрепили мощными инженерно-сапёрными сооружениями.
Но решительным штурмом 31 августа 1943 года Саур-Могила была взята нашими войсками, Миус-фронт был прорван, началось освобождение Донбасса. Много полегло здесь отважных советских солдат.

Борис Белаш
САУР-МОГИЛА

Растёками играя ковыля,
Ветра над степью
гонят тучи низко.
И кажется,
слились у обелиска
В единой скорби небо и земля.
Савур-Могила посреди степи —
Живая боль бессмысленной утраты,
Тебя слезами дождик окропит,
Оплачет тех,
кто здесь полег когда-то,
которых можно было уберечь,
Заведомо на смерть не посылая,
Здесь пафосная неуместна речь.
Могилой братской — им земля родная.
И горестным раздумьям в унисон
О судьбах тех,
кого мы любим, помня,
Кто мог бы рядом с нами быть сегодня,
Взмывает в небо колокольный звон.

V. Домашнее задание: напиши эссе (0.5 стр): «Донбасс в моём сердце» (Бойко, Васильева, Дементьева,Макаренко А., Макаренко К, Солдатов, Фёдорова)
Категория: 10 класс | Добавил: alzevsk
Просмотров: 138 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar