21.04.22г. Литература. 10кл.. Учитель Стороженко Л.П.
20.04.2022, 21:20 | |
План изучения темы .I.Организационный момент: продолжаем работать, сегодняшний урок продолжает тему предыдущего: литература родного края. Оформляем тетрадь: запишем число и тему урока. Задачи: -познакомимся с творчеством поэтов-фронтовиков и современных поэтов; -отнесёмся с уважением к героическому прошлому родного Донбасса; - с чувством патриотизма, гордости за свое Отечество подумаем о тех, кто сейчас продолжает борьбу с нацизмом. II. Работаем над новой темой. 1.Запиши эпиграф к уроку: Донбасс никто не ставил на колени И никому поставить не дано! Павел Беспощадный 2. Прочти вступительное слово учителя: Сегодня как никогда уместно говорить о родном крае, его прошлой истории, о настоящих событиях и о будущем Отечества. Донбасс – наш родной край, мы здесь родились и выросли. Изучая историю родного края, мы становимся богаче и умнее. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы осознаем себя звеном в цепи поколений. А уходя от своих истоков, теряя связь с родным домом, забывая его культуру и историю, мы теряем себя в мире. Ведь история – это не только прошлое, это настоящее и будущее, которое будет строиться вашими руками. Поэты Донбасса – его особая гордость. Изучая творчество поэтов, чей жизненный и творческий путь переплёлся с нашим краем, мы учимся гордиться нашей историей, любить Донбасс. Мы познакомимся со стихотворениями, в которых отразилась история земли, на которой мы с вами живём. В поэтических строках наши земляки воспевают и славят Донбасс, его удивительную историю, его силу, стремясь передать своё особенное к нему отношение. 3. Выразительно прочти стихотворения поэтов Донбасса о Великой Отечественной войне. -Великая Отечественная война – тяжкое испытание, выпавшее на долю нашего народа. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. Воевали и творчески трудились в период Великой Отечественной войны поэты Донбасса. Николай Вениаминович Хапланов Нет, в эту ночь отец мой не уснет И не заснут его родных два брата. Всю ночь им будет чудиться тот год, Что всю страну одел в шинель солдата. Всю ночь им будет чудиться рассвет, Который был истерзан и изранен. Им до утра не хватит сигарет, И слов не хватит для воспоминаний. Не будет спать сосед, что без ноги, И женщина, что сына не дождалась. Николай Александрович Рыбалко Еще сраженье бушевало, И улицы – как рубежи, А в жизнь, а к солнцу из подвалов Уже рвалась, тянулась жизнь. Да разве сомневался кто-то – Пусть в мае или в сентябре, - Но окрыленная пехота Придет, вернется на заре… Анатолий Владимирович Сафронов Здесь было поле боя. Поле славы Спускалось к сбагренным берегам, Отсюда шел налево и направо Рубеж, деливший землю пополам. -Во время оккупации Макеевки немецкие солдаты уничтожили 3761 здание, 113 школ, индустриальный, медицинский и педагогический институты, 62 детских садика, зимний и летний театры, почти все красивые места города. За все это время гитлеровские войска уничтожили 167 тысяч человек. После освобождения города в нем осталось всего 157 тысяч жителей. И это только один пример последствий немецкой оккупации. Людям Донецкой и Луганской областей пришлось осознать, каково это, принужденно покидать свою родину. Целыми семьями уезжали из городов, бросали свои дома, лишь бы спастись от обстрелов. Но душа все равно тянется к тем местам, где вырос, родным местам... Как это похоже на сегодняшние дни. Юрий Аронович Черкасский Квартал горел – там шел смертельный бой, И дом наш бомбой вражеской расколот. Но все же, - как нас тянет в этот город, Где мы впервые встретились с тобой. Там почернели худенькие клены, Что мы растили, помнишь, у пруда, И заросли, и опустели склоны, - Но все же, - как мы тянемся туда! Николай Вениаминович Хапланов Атакующий взвод… Город пах сентябрем, Канонадой и ветром. Город ждал сыновей, Поседев от беды, И дымилось Разбитое взрывами лето, и роняли осенние листья сады. -В годы Великой Отечественной войны Саур-Могила стала символом мужества и славы советских воинов. Саур-Могила главенствовала в укреплённом, казавшемся фашистам непреодолимым Миус-фронте. Господствующую над местностью высоту немецко-фашистские войска укрепили мощными инженерно-сапёрными сооружениями. Но решительным штурмом 31 августа 1943 года Саур-Могила была взята нашими войсками, Миус-фронт был прорван, началось освобождение Донбасса. Много полегло здесь отважных советских солдат. Борис Белаш САУР-МОГИЛА Растёками играя ковыля, Ветра над степью гонят тучи низко. И кажется, слились у обелиска В единой скорби небо и земля. Савур-Могила посреди степи — Живая боль бессмысленной утраты, Тебя слезами дождик окропит, Оплачет тех, кто здесь полег когда-то, которых можно было уберечь, Заведомо на смерть не посылая, Здесь пафосная неуместна речь. Могилой братской — им земля родная. И горестным раздумьям в унисон О судьбах тех, кого мы любим, помня, Кто мог бы рядом с нами быть сегодня, Взмывает в небо колокольный звон. V. Домашнее задание: напиши эссе (0.5 стр): «Донбасс в моём сердце» (Бойко, Васильева, Дементьева,Макаренко А., Макаренко К, Солдатов, Фёдорова) | |
| |
Просмотров: 138 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |