27.04.2020 УРОК № 87. ЛИТЕРАТУРА. УЧИТЕЛЬ ПРОЦЕНКО Г.П.
[ Скачать с сервера (463.5 Kb) ]26.04.2020, 14:26
А. П. Чехов из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской Каштанки, рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Такие рассказы мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь.

Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом (терапевтом) и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его книги помогают справиться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево – он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень весёлым, неистощимым на выдумки человеком.
А.П.Чехов родился 17 января 1860 г. в г.Таганроге. Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными, которые выкупили себя с семьёй на волю. Отец, Павел Егорович, был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам.

В семье Чеховых было шестеро детей: 5 сыновей и 1 дочь. Дети воспитывались в строгости, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учёбы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша (сестра Антона Павловича) аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.

Мать, Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его не часто. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».В 1876 году произошёл переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живёт в тяжкой бедности. Несмотря на это все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остаётся до окончания учёбы в гимназии в Таганроге и переезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета.

В это время он сотрудничает в юмористических журналах, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя.

Студент Чехов выучился на врача, но продолжал писать рассказы, повести, пьесы. Чехов работал неимоверно много. Только удивительной талантливостью и целеустремлённостью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях. Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза» и «Будильник». Тексты Антона иллюстрировал Николай. Это были такие рассказы, как «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др.

Позже Чехов кроме рассказов стал писать повести и серьёзные пьесы. Кого только мы не встретим в них. Тут и врачи, и учителя, и чиновники, и студенты, и военные, и помещики, и крестьяне, и нищие, и полицейские, и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Сборники произведений этого времени – «Пёстрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887), повесть «Степь» (1888), водевили «Медведь», «Лебединая песня», более ста рассказов.

В этих произведениях Чехов следует традициям русской литературы, в изображении самых повседневных явлений действительности показывает противоречие между природой человека и социальным устройством общества.

Чехов всё более убеждается в том, что «осмысленная жизнь без определённого мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно осознанной цели…

Людей, близко знавших Чехова, поражал его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-кудринской было всегда оживлённо и многолюдно.
В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин – место ссылки осуждённых на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири». Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода и весеннюю распутицу проводит в дороге на Сахалин Чехов.

На Сахалине Чеховым была проведена подвижническая работа. Он произвёл перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое состояние, встречался и беседовал со множеством людей.

После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс (отзвук) в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С лёгкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».

Тяжёлый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагичного чеховского произведения – повести «Палата № 6». Чехов всегда глубоко переживал чужие беды. В 1891-92 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и воронежской губерний, сам дважды выезжал туда. Чехов был возмущён тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах.

В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово, и там он продолжает помогать людям.

Давняя мечта Чехова жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба находилась в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии, была в запущенном состоянии. В марте 1892 года семья, состоящая из отца, матери, сестры Марии и самого Антона Павловича, переехала в Мелихово. Сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его.

Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая больных и снабжая их лекарствами.

Чехов не ведёт жизнь деревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается с писателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бывает в редакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, юбилеях, официальных обедах.

В 1895 году Чехов посещал Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н.Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречаются в Крыму.

В Мелихово, несмотря на бесконечный хоровод гостей, Чехов постоянно пишет. В 1894 году он выстроил небольшой деревянный флигель, о котором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окружённый ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг. Именно здесь была написана «Чайка». В 1896 г. на сцене Петербургского Александрийского театра состоялась премьера пьесы, но спектакль не имел успеха. Чехов очень тяжело переживал неудачную постановку. В 1898 г. «Чайка» была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.

В мелиховский период (1892-1898) созданы: «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник»; написан большой «деревенский цикл» произведений: «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня». Именно в эти годы Чеховы написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.

«Случай из практики» А.П. Чехова (1898 г.).
Жанровое своеобразие-рассказ, так как объём небольшой , небольшое количество героев: ровно столько, сколько нужно для раскрытия авторской позиции и характера героев.
Главный герой- ординатор Королев, второстепенные- Лиза, дочь хозяйки фабрики, владелица фабрики госпожа Ляликова и Христина Дмитриевна- гувернантка.
Сюжета как такового нет: название рассказа нацеливает на это: эпизод.
Художественное время рассказа: вечер- раннее утро, здесь и сейчас, там и тогда. Художественное пространство: фабрика, дом хозяйки фабрики, территория за фабрикой, дорога. Чем дальше от фабрики, тем пейзаж красочнее и светлее.
Герои Чехова- некие гости; события, изображенные в рассказе, показаны глазами молодого врача- героя-путника.
По мере приближения героя к фабрике пейзаж унылый: белье, бараки, серый налет, жалкие садики. Серый цвет дан в определенной градации: широкий двор без травы, фабрика, здание администрации, дом, где живет госпожа Ляликова, жалкие садики, палисадник с сиренью. Пейзажная зарисовка дальше: во дворе прохладно, все пять корпусов фабрики серые, кричат лягушки, и поет соловей. И даже когда Королев выходит в поле, он слышит , как его окликает грубый голос, как в остроге. Чехов этой деталью подчеркивает, что гармония природы разрушена.
Эмоциональный фон- тревога в начале рассказа и радость в конце. Композиционное обрамление дает читателю возможность посмотреть на все глазами героя.
Интерьер своеобразный: виды Крыма в золотых рамах, картинная галерея, портрет отца Лизы. Все это сухо, зализано, бездарно.
О главном герое мы почти ничего не знаем, кроме того, что он ординатор, «родился и вырос в Москве, фабриками никогда не интересовался и не бывал на них». Поэтому, приближаясь к фабрике, о которой имеет предубеждение(внутри должны быть дрязги, насекомые), герой испытывает дискомфорт. Но, узнав, что, дочь хозяйки Лиза, к которой он приехал, не очень больна, Королев преображается, и Лиза в его глазах уже «не убогое и несчастное существо: он видел мягкое страдальческое выражение, которое было так разумно и трогательно, и вся она ему казалась стройной, женственной, простой», и ему хочется ее успокоить не лекарствами и советами, а простыми ласковыми словами. Поэтому он уступает просьбе остаться и пытается понять что-то для себя. Разговаривая с гувернанткой Христиной Дмитриевной, доктор пришел к выводу, что владелица фабрики и ее дочь несчастны, только гувернантка «жила здесь в полное свое удовольствие».
Своеобразная душа Лизы раскрывается в диалоге с Королевым, который хочет понять, что с ней происходит. И после разговора с Лизой доктор видит, что болезнь девушки- это одиночество и непонимание, не зря ее любимый поэт Лермонтов.
Несмотря на то что Королев принимает участие в судьбе девушки, считает ,что ей нужно бежать с этого дьявольского места, а не пить лекарства, он человек случайный. И встреча с Лизой- это просто случай из практики, хотя , уезжая, он видит окружающую обстановку в другом свете и надеется, что наступит лучшее будущее.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАТЬ ПЬЕСУ "ВИШНЕВЫЙ САД"
Категория: 10 класс | Добавил: petrovna1962
Просмотров: 149 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar