28.04.22. Родная литература. 10 класс Учитель Стороженко Л.П.
27.04.2022, 19:37
План изучения темы
.I.Организационный момент: Доброе утро, ребята.
Оформляем тетрадь: запишем число и тему урока.
Задачи:
-познакомиться обзорно с биографией и творчеством писателя –земляка Н.Колодяжного.

II.Работаем над новой темой.

1. Прочти лекцию учителя.

Родился Николай Александрович 4 июля 1921 года в семье рабочего.
Голод в этот год от небывалой засухи не дал познать родившемуся Коле живительного материнского молока. Но малыш хватался за жизнь и рьяно высасывал из полотняной куклы жёваный матерью чёрный хлеб, испечённый пополам с половой. Оставались одни устючки. Мать радовалась. Прижимая кроху к себе, часто повторяла: «Выживи, сынок!».
Рос Николай подвижным, трудолюбивым, любознательным мальчиком. Учился в школе хорошо, в спортивных соревнованиях по бегу всегда занимал первые места. Дома помогал родителям по хозяйству. В голодном 33-м за кусок хлеба пропалывал многокилометровые ряды колхозной свеклы, кукурузы, подсолнуха. Необходимо было ещё кормить младших брата и сестёр. Ещё в детстве возник у юного Николая интерес к истории. Вот как вспоминал об этом сам Николай Александрович: «После революции рушили в селе церковь. Люди бежали на то смотреть. Ну и отец пошёл. Многие спасали иконы, разбирали их по домам. Отец пришёл позже и увидел, что прямо на земле лежат красивые, хорошо иллюстрированные старинные книги, ещё с буквой «ять». Он и принёс их домой. Были то былины о богатырях, их подвигах. Я зачитывался ими. Очень мне было всё интересно. Тогда и заинтересовался историей».

Семилетку окончил в своей Ясиновке и стал студентом Макеевского металлургического техникума, затем учился на рабфаке при Макеевском металлургическом комбинате. За три года учёбы не пропустил ни одного занятия, не было и опозданий, хотя каждый день, в любую погоду преодолевал 16 км (от Ясиновки до завода и обратно). Эта вынужденная закалка и тренировка помогли Николаю окрепнуть. Осенью 1939 г. попытался поступить в Одесское артиллерийское училище, однако не прошёл по конкурсу.
Глубокой осенью 1939 г. юного Колодяжного призвали на действительную службу. Солдатское пополнение погрузили в товарняки на узловой станции Ясиноватая. Вагоны были забиты будущими солдатами до отказа. Даже сесть было негде, спали, прислонившись спинами друг к другу.
Как вспоминал ветеран, что они даже не думали об удобствах, воспринимали всё как должное. Ведь в то время не служить в армии было позором. Девушки не выходили замуж за того, кто не служил, значит - ущербный, больной.
Ясиновцы держались вместе. Куда везут, - спрашивать было не принято.
Но слух прошёл: будут участвовать в боях на Карельском перешейке. Финская война тогда была в разгаре.
Пятый отдельный миномётный батальон, в котором служил Николай, был брошен на поддержку наступающей дивизии. В этом кромешном аду был ранен Николай. Пуля попала прямо в локоть правой руки.
А потом были госпитали. Руку сохранили, но она стала почти нежизнеспособной. Определили Колодяжного в инвалиды и отправили домой, в Ясиновку.
Пока добирался Николай до родных мест, многое передумал. Решил стать учителем.
Окончил годичные педагогические курсы, выбрал точные науки: математику и физику. К тому времени понял, что любимую историю могут трактовать и так, и эдак. Пришёл молодой педагог в 46-ю школу, которую сам окончил до призыва в армию. На вид щуплый, а уже видел смерть в лицо.
Понял, какой она бывает безжалостной. Старшеклассники восприняли нового педагога как своего одногодка. Но он быстро нашёл к ним подход, научил понимать и любить точные науки. Полюбили ребята преподавателя, слушали, затаив дыхание, воспоминания ещё такого молодого бойца. В школе забот всегда было много. А вечером, после занятий, приходил в родной дом, и допоздна беседовали с отцом о событиях в мире, иногда спорили. Так дороги были те минуты отдыха! Село спит, только кое-где светятся огни в окнах.
И война грянула. Отец работал на металлкомбинате, участвовал в демонтаже оборудования, которое отправляли на Урал. Уехать с заводом не успел. Стремительно враг вошёл в Макеевку. Больно и горько было оставаться Николаю в оккупированном городе в грозном 41-м. Подвела рука – на фронт не взяли. Сердце обливалось кровью при виде фашистских зверств. 25 ясиновцев расстреляли фашисты для устрашения населения. Однако он ни на минуту не сомневался, что победа будет за нами. И думал: придут наши, обязательно попрошусь на фронт.
Так и получилось. В 1943 году, после освобождения Донбасса, попал в зенитную артиллерию 4-го Украинского фронта. Сначала охраняли Макеевку в степи, а потом армия двинулась на Днепропетровск, с боями прошли Румынию.
Сбылась его юношеская мечта – стать артиллеристом Имел ветеран награды командования, дорожил орденом Отечественной войны. Не менее дороги ему были медали «Защитник Отечества», «За победу над Германией».
Вскоре Николай вернулся в школу. Там он встретил свою судьбу – учительницу младших классов Екатерину Гавриловну, с которой прожили всю жизнь в мире и согласии, родили и воспитали двоих детей – сына Владимира и дочь Людмилу, дождались внуков.

Школе он посвятил всю свою жизнь. За 40 лет работы учителем у него было 12 выпусков, в каждом классе не менее 30 учеников.
Ещё в детстве Николай заслушивался рассказами о старине, народными песнями, зачитывался легендами о богатырях земли русской. Тогда же он и заинтересовался историей.
Когда по указанию партии школа и старожилы собрали материалы о слободе Ясиноватке (посёлке Ясиновке) для книги «История городов и сёл», то после её издания выяснилось, что авторы внесли некоторые изменения и многое стало неправдоподобным. Обиделись ясиновцы и поручили Николаю Александровичу разобраться в этом деле. Двадцать три года собирал исторические данные Колодяжный. Побывал в архивах Донецка, Макеевки, Ростова, Киева, Днепропетровска, Новочеркасска, Харькова, Москвы. И всётаки правду доказал! Окунувшись в далёкое прошлое родного края, Николай Александрович не смог уйти от него сердцем. Стал писать статьи, очерки, издал несколько книг.
Удивительный Николай Александрович человек, неугомонный. Ещё когда в 1977 году праздновали 200-летие Макеевки, он заявлял, что она основана гораздо раньше. И были у него исторические сопоставления.
Больше двух десятков лет бывший школьный учитель доказывал чиновникам разного калибра, что общепринятая дата основания Макеевки, значащаяся и на гербе, неправильна. Сколько бы десятилетий ни пронеслось над Макеевкой, а в летопись города войдёт имя Николая Колодяжного, как краеведа, который установил истинную дату создания нашего города. 28 августа 2006 г. Николаю Александровичу было присвоено высокое звание «Почётный гражданин города» за особые заслуги перед городом. По результатам «народного рейтинга», объявленного в 2003 г. в городе, Николай Александрович Колодяжный был назван «Человеком-душевностью», а это дорогого стоит.

Самой заветной мечтой Николая Александровича, можно сказать – целью в жизни, было желание издать свои труды одной книгой. Но препятствием к этому было отсутствие средств. Но мир оказался не без добрых людей. Книга «Сборник статей по краеведению» была издана небольшим тиражом – 500 экземпляров, 200 из которых были переданы в городские и школьные библиотеки. Эти книги в настоящее время являются наиболее востребованными пользователями библиотек, особенно учащимися школ и учащейся молодёжью, так как учебной программой предусмотрены уроки по краеведению. Однако материалов по изучению родного края, к сожалению, катастрофически мало.
Кроме брошюр, Николай Александрович много печатался в городских и областных средствах массовой информации. Он потратил гонорар за первую книгу «Ясиновка» - 970 рублей, деньги по тем временам немалые, на то, чтобы установить гранитную плиту с поимённым списком 25 жителей сёл Ясиновка и Землянки, расстрелянных фашистами.
Памятником при жизни Николаю Александровичу стала аллея из абрикос, идущая вдоль дороги от Макеевки до Ясиновки. По его инициативе ученики собирали косточки абрикос, а затем весной вместе с учителями и родителями высаживали вдоль дороги. Особенно красива эта аллея весной, когда абрикосы цветут.
Не стало Николая Александровича 9 марта 2012 года, на 91 году жизни. Полным энергии, интересных замыслов – таким мы запомним нашего уважаемого земляка, краеведа Колодяжного Николая Александровича, обучившего и воспитавшего не одно поколение односельчан, преданно влюблённого в свой край родной. Все прожитые годы он отдал людям, переживал всем сердцем за лучшее будущее поколений, стремился советом и личными делами внести в это благородное дело и свою лепту.

III. Домашнее задание: составь план пересказа лекции.(Бойко, Васильева. Солдатов, Макаренко А.)
Категория: 10 класс | Добавил: alzevsk
Просмотров: 143 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar