menu

29.05.2020. ЛИТЕРАТУРА. УЧИТЕЛЬ : ПРОЦЕНКО Г.П.
[ Скачать с сервера (70.3 Kb) ]28.05.2020, 21:50
В 1919 году была опубликована пьеса Бернарда Шоу “Дом, где разбиваются сердца” горькое, трагическое признание кризиса английской буржуазной цивилизации, острейшая насмешка над ложью и бесчеловечностью капиталистических отношений. Одно из самых значительных произведений драматурга, эта пьеса знаменует начало нового этапа в его творческом развитии. Действие драмы происходит во время первой мировой войны. События ее развиваются в доме, построенном наподобие старинного корабля, “наилучшего образца английской культуры”, как его рекомендует автор, принадлежащем Шотоверу – бывшему шкиперу.
В обширном, как всегда у Шоу, предисловии, поясняющем замысел пьесы, драматург развернул свое понимание борьбы, происходящей в современном мире. В ней, утверждал Шоу, противостоят две силы: дом, где разбиваются сердца и манеж, где объезжают лошадей.
Обитатели “дома” интеллигенты, обитатели “манежа” – дельцы, капиталисты. Борьба этих двух сил и определяет, считает автор, общественную борьбу. Трагедия современности заключается в том, что культура и власть находятся в разных руках или, по его выражению, “в разных отделениях”.
Так, по-прежнему классовая борьба заменяется Шоу столкновением людей различных психологических складов – романтиков и практиков, людей и сверхлюдей, интеллигентов и дельцов, но смысл в это понятие вкладывается новый и отношение автора к практикам – дельцам не то, что в пьесах раннего периода.
Шоу с грустным сочувствием относится к изображаемым, им интеллигентам, кто бы они ни были, с гневом – к корыстным, эгоистичным и лживым обитателям “манежа”, воплощаемым прежде всего в фигуре Менгена. Так, полный душевного благородства Гектор иронически говорит об “идиотах с разбитыми сердцами”, а в образе “благодетеля” Менгена раскрывается беззастенчивый эксплуататор, бездушный и ловкий эгоист.

Шоу назвал свою пьесу “фантазией в русском духе на английские темы”. В предисловии к ней он говорил о влиянии на него русских мастеров, и прежде всего Чехова и Толстого. Совершенно очевидны в “Доме, где разбиваются сердца” мотивы, вызванные “Вишневым садом”.

Однако в то время как Чехов верит в молодые силы, которые помогут насадить новый сад, Шоу подчеркивает обреченность героев, встретившихся на палубе дома-корабля, потерявшего курс.

“Дом, где разбиваются, сердца” пронизан символикой, которая помогает глубже понять смысл, вложенный автором в образы чаще всего парадоксальные. Смысл символов очевиден в образе корабля и в образе капитана, покинувшего капитанский мостик, и в образе команды, равнодушной к тому, куда держит курс корабль, на котором они находятся. Рисуя корабль потерявшим курс, а обитателей его людьми с разбитыми сердцами в столкновении с “лошадьми манежа”, Шоу с горечью показывал трагедию английского общества и носителей его культуры, устремляющихся к неминуемому крушению, решительно высказывал свое отношение и к основам, на которых держалась капиталистическая цивилизация.

Хаос, разброд царят в английском обществе. Неизбежный его финал – крушение.

Реализм Шоу приобрел в “Доме, где разбиваются сердца” новые формы художественного выражения. Резче выступили здесь гротескно-парадоксальные изобразительные средства. Драматург прибегает к фарсу и буффонаде.

Парадоксальность образов и ситуаций получает местами почти фантастические очертания. Полуфантастическая условность образов станет еще более подчеркнутой во многих последующих произведениях драматурга, особенно в его политических “экстраваганцах” 30-х годов. Новая манера Шоу, основы которой были заложены в “Доме, где разбиваются сердца”, не ослабляла его. реалистических обобщений.

Война 1914-1918 годов была воспринята драматургом иначе, чем многими английскими и европейскими писателями старшего поколения, и в частности Уэллсом. Хотя позиция Шоу в дни войны и не была лишена противоречий – противоречия жили в сознании Шоу от первых дней его сознательной жизни и до конца,- но уже в самом начале войны он выступил с протестом против ее несправедливости, обвинив как немецких, так и английских империалистов.

Шоу очень внимательно следил за тем, как развиваются события в новой России и старался понять их. Очень симптоматично, что в предисловии к “Дому, где разбиваются сердца”, написанному после окончания пьесы, Шоу отрицательно отзывается об антирусской клевете, которую уже тогда широко начала распространять английская буржуазия. Октябрьская революция помогла Шоу глубже осмыслить обреченность буржуазного мира. Его политическая зоркость после революции заметно обострилась.

Исторические события способствовали разочарованию писателя в фабианстве, но окончательно отказаться от его идей Шоу не удалось, пожалуй, до конца жизни.

“Дом, где разбиваются сердца” – самая печальная из пьес Шоу
Действие драмы происходит во время первой мировой войны. События развиваются в доме, принадлежащем бывшему шкиперу Шотоверу и построенном наподобие старинного корабля. В основе сюжета – история несостоявшейся женитьбы дельца Менгена на Элли, дочери изобретателя-неудачника, “прирожденного борца за свободу”.

Дом Шотовера не настоящий корабль, и все в этом доме оборачивается ненастоящим: ненастоящим оказывается и любовь. Капиталисты притворяются сумасшедшими, благородные и самоотверженные люди скрывают свое благородство, взломщики
оказываются ненастоящими ворами, романтики – весьма практичными и приземленными людьми. Сердца в ненастоящем доме тоже разбиваются не по нестоящему.
Читающий пьесу не удивляется, когда один из ее героев заявляет: “Англия это или дом сумасшедших?”, В пьесе парадоксально все с начала и до конца. Парадоксальны мысли, которые высказывают ее персонажи в диалогах.

Пьеса пронизана символикой, которая помогает глубже

Понять смысл, вложенный автором в образы. Новая манера Шоу, основы которой были заложены в “Доме, где разбиваются сердца”, не ослабила его реалистических обобщений. Напротив,писатель явно искал все более эффективных путей выражения своих мыслей, которые становились на этом новом этапе не менее, а, может быть, более сложными и противоречивыми, чем в довоенный период его литературной деятельности.
“Дом, где разбиваются сердца” – одна из лучших, наиболее поэтичных пьес Шоу. В творческой биографии Шоу пьеса занимает особое место. Ею открывается период деятельности драматурга, который обычно называют второй эпохой его творчества. Наступление этой эпохи было результатом великих мировых потрясений.

Война 1914г. оказала большое влияние на Шоу. В предисловии к пьесе автор развивает мысль о неисправимой испорченности мира и человека. Это печальное состояние человечества драматург рассматривает как результат мировой войны.

Основной темой пьесы, как поясняет драматург, должна была стать трагедия “культурной праздной Европы перед войной”.

Преступление английской интеллигенции, согласно утверждению Шоу, заключалось в том, что, замкнувшись в своем тесном обособленном мирке, она предоставила всю область жизненной практики в распоряжение беспринципных хищников и невежественных дельцов. В результате произошел разрыв культуры и жизни. Подзаголовок пьесы – “Фантазии в русском стиле на английские темы” – объяснен Шоу в предисловии, написанном в 1919г.

В нем он называет величайшими мастерами в изображении интеллигенции Л. Толстого (“Плоды просвещения”) и Чехова (пьесы). Большой поклонник Шекспира, Б. Шоу видел необходимость в преобразовании театра нового времени:

Основная мысль драматурга – “Пьесы создают театр, а не театр создает пьесы”, считал, что основа нового театра – это прежде всего Ибсен, Метерлинк и Чехов

Больное значение в новой драме, по мнению Б. Шоу, должны занимать ремарки, содержащие информацию о времени суток, обстановке, политической и общественной ситуации, манерах, внешности и интонации актеров

Появляется особый жанр “драмы-дискуссии”, посвященный “описанию и исследованию его [общества] романтических иллюзий и борьбе отдельных личностей с этими иллюзиями”. Так в драме “Дом, где разбиваются сердца” (1913-1917) изображены “красивые и милые сластолюбцы”, создавшие для себя нишу, в которой не терпели ничего, кроме пустоты

Драма получила свое название, во-первых, из-за использования дискуссионного приема доведения идеи до абсурда; во-вторых, из-за действия, которое разворачивается в спорах. В названной драме разочарованные, одинокие герои беседуют и спорят, но их суждения о жизни обнаруживают бессилие, горечь, отсутствие идеалов и целей.

Интеллектуальная драма-дискуссия отличается обобщенно-художественной формой, т. к. “изображение жизни в форме самой жизни” затемняет философское содержание дискуссии и не подходит для интеллектуальной драмы. Этим обусловлено использование символики в драме (образ дома-корабля, населенного людьми с разбитыми сердцами, у которых “хаос в мыслях, и в чувствах и в разговорах”), философскому иносказанию, фантастике, парадоксальным гротескным ситуациям

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПОВТОРИТЬ БИОГРАФИЮ Б. ШОУ. ВЫСТАВЛЮ ОЦЕНКИ В ЖУРНАЛ. В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОБРАЩАТЬСЯ ПО НОМЕРУ 0714973304
Категория: 10 класс | Добавил: petrovna1962
Просмотров: 14 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar