03.06.2022..Литература. Тема.В.Баков "Обелиск".
03.06.2022, 10:46 | |
Ход урока. І. Вступительное слово, мотивация познавательной деятельности. Очень часто, когда мы говорим о войне, то говорим о подвигах, о воинской славе, об известных героях. А как же те, кто отдал свою жизнь на незначительном рубеже, на «неглавном участке» фронта, чье имя вошло в скупые сводки погибших? - Вспомним сегодня еще раз, как один из популярнейших поэтов военного времени А. Твардовский в своей знаменитой поэме «Василий Теркин» писал: …в глуши, в бою безвестном В сосняке, в кустах сырых Смертью праведной и честной Пали многие из них. Пусть тот бой не упомянут В списке славы золотой, День придет - еще повстанут Люди в памяти живой. И в одной бессмертной книге Будут все навек равны - Кто за город пал великий, Что один у всей страны; Кто за гордую твердыню, Что у Волги у реки, Кто за тот, забытый ныне, Населенный пункт Борки. И Россия - мать родная - Почесть всем отдаст сполна. Бой иной, пора иная, Жизнь одна и смерть одна. Писатель Василь Быков, сам будучи участником войны, раздвигает рамки героического, заставляет задуматься о психологии человека и мотивации его поступков, ставит в своей повести проблему выбора. Его повесть «Обелиск», написанная в 1972 году, вызвала бурную дискуссию о мотивах поступка главного героя, об оценке его окружающими. Белорусский писатель Василь Владимирович Быков - Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Он, как и его сверстники, был призван в ряды Советской Армии и принял участие в сражениях. В. Быков не раз высказывал убеждение, что серьезное исследование войны невозможно без знания ее. Вот как он рассказывает о себе: «Я был ранен в ногу. Один танк повернул на меня. Я метнул противотанковую гранату, но неудачно, и едва успел подобрать ноги. Танк буквально вдавил в снег полы моей шинели… Утром село снова атаковали немецкие танки, смяли оборону. Я выполз из хаты на дорогу, где меня подобрала последняя уходившая из села повозка. Один танк остановился против нашей хаты и расстрелял ее. Хата загорелась. Очевидно, все это и наблюдал мой командир батальона. Он, конечно, не знал, что за пятнадцать минут до того мне удалось выползти на улицу. После госпиталя я попал в другую часть». Так будущий писатель оказался в списках погибших. Герои повестей В. Быкова - рядовые участники войны в формальном значении этого слова, но перед каждым из них стояла проблема выбора, причем вопрос был не в том, как сохранить свою жизнь, а в том, как умереть достойно, как сохранить для других веру в торжество высшей идеи. Поступки его героев психологически достоверны, потому что исходным моментом является пережитое самим писателем. «Я всегда писал о том, что пережил сам, что пережили мои товарищи,- писал В.Быков, отвечая на анкету журнала.- Конечно, в моих книгах нет буквального воспроизведения жизненных ситуаций. Но все, о чем я пишу, так или иначе было». ІІ. Работа над темой урока 1. Развитие речи Задание: продолжить фразу: Учитель - это… (Сравнение с толкованием словаря С. Ожегова: Учитель - 1. Лицо, которое обучает чему-то, преподаватель. 2. Глава учения. Человек, который учит (научил) чему-то (высокий стиль).) -Как вы думаете, в каком смысле это слово больше употребляется в повести? -Кто из героев повести является учителем в 1 значении? -Кого из них можно назвать учителем в высоком понимании этого слова? 2.Анализ текста. -От чьего имени ведется повествование? (Два рассказчика - приезжий журналист и бывший учитель, зав роно, партизан Тимофей Титыч Ткачук) -Что незримо объединяет этих двух собеседников - в формальном и в психологическом плане? (Дорога - долго идут пешком, чувство вины: один долго собирался и не успел приехать и выслушать Миклашевича, чтобы помочь ему,- приехал на похороны, другой - «сдался»: «Мороз был нашей болячкой. На совести у обоих. У меня и у него. Ну да я что… Я сдался. А он нет. И вот - победил. Добился своего. Жаль, сам не выдержал».) -О ком эти строки? (О Миклашевиче - довел дело до конца. О Морозе) -Почему заведующий роно Ткачук срочно поехал знакомиться с Морозом? (Из-за жалобы: «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит их без необходимой строгости, не выполняет программ») -Как состоялось первое знакомство? (Пилили дрова, ночевали тут же в школе) -Как сначала отнесся Ткачук к выполнению Морозом программ? Осталось ли его мнение неизменным? («Тогда я услышал от него такое, что сначала вызвало во мне несогласие. А потом я стал допускать, что, возможно, он в чем-то и прав. Как теперь погляжу с высоты моего пенсионного возраста, так он был абсолютно прав») -В чем, считал Мороз, состоит первейшая задача учителя? («Можно ли в наше время быть образованным человеком, не читая Толстого? Да и вообще, можно ли быть человеком?») («Он делал из них не отличников учебы, не послушных зубрил, а прежде всего - людей»; «достичь этого можно только личным примером в процессе взаимоотношений учителя с учениками») - Поступки Мороза, говорящие о его активной позиции в отношениях с учениками. (Приютил и защитил Павлика Миклашевича, купил обувь и провожал зимой девочек, читал во время болезни «Войну и мир», взял на себя вину мальчика) -Что поразило знакомых в поступке Мороза в начале войны? Каким словом это можно назвать с формальной точки зрения? Почему Мороз так решил? («Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь рачеловечили. Я за них еще поборюсь») -Только ли для будущего работал Мороз? (Его помощь в настоящем - приемник, сводки, попытка ребят убрать предателя) -За что схватили ребят и какое условие поставили фашисты? -Понимал ли Мороз, что его жертва бессмысленна, что фашисты все равно не отпустят ребят?.. А почему он пошел?- -Как ты оцениваешь поступок Алеся Ивановича Мороза? (Кстати, так же, как и он, пошел на смерть со своими учениками Януш Корчак.) -Сказал ли Мороз ребятам, почему он оказался с ними? Пытался ли он обмануть своих учеников какой-то надеждой, утешить? -О какой высшей награде он говорил им? -Что стало дальше с Морозом и его учениками? -Почему Алеся Ивановича решили доставить живым? -Как казнили их в поселке? -Случайно ли у виселицы была форма креста? (Крест - символ мученической смерти за других) -В чем хотели отказать Морозу формалисты? (В вечной памяти) -А как вы считаете, должно ли быть имя Мороза на обелиске? -Как вы думаете, зря или не зря погиб Алесь Иванович Мороз и как можно оценить его поступок - как подвиг или необдуманный шаг? Что им руко водило - излишняя наивность или высокое понимание долга? -Только ли о конкретном Алесе Ивановиче Морозе эта повесть? «Сколько у нас героев? Скажешь, странный вопрос? Правильно, странный. Кто их считал. Но посмотри газеты: как они любят писать об одних и тех же. Особенно, если этот герой войны и сегодня на видном месте. А если погиб? Ни биографии, ни фотографии. И сведения куцые, как заячий хвост. И непроверенные. А то и путанные, противоречивые. <…> Вот мне, например, непонятно, почему героев, живых или погибших, должны искать пионеры? <…> Почему это взрослые дяди не заботятся, чтобы не было этих самых безвестных? Почему они умыли руки? Где военкоматы? Архивы? Почему такое важное дело передоверено ребятишкам?» -Поставлена ли последняя точка в истории Алеся Ивановича Мороза? III. Подведение итогов урока Как мы с вами после чтения повести В. Быкова можем определить понятие «учитель»? ( Учитель - человек, который учит, ведет за собой своей личностью, поступками, учит быть людьми.) Если бы вас попросили побрать эпиграф к данному уроку, что бы вы выбрали из предложенного? 1) Никто не забыт, ничто не забыто. 2) Мы в ответе за тех, кого приручили (А. де Сент-Экзюпери). 3) Учитель, перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени. Н. А. Добролюбов IV. Домашнее задание Письменный ответ на вопрос «Почему и в послевоенное время возникают произведения о войне?» Работу сдать в пятницу до 17-00. | |
| |
Просмотров: 140 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |