menu

07/05/2020/ 11 класс ЛИТЕРАТУРА. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
[ Скачать с сервера (115.1 Kb) ]06.05.2020, 16:47
Безусловно, оно интересное, сложное, динамичное, неоднозначное, быстротечное, требовательное, но вместе с тем жестокое, эгоистичное, не прощающее ошибок, не всегда справедливое, беспощадное, равнодушное, время, когда многие люди живут лишь для себя, не считаясь с окружающими. Лишь немногие из отвечавших на вопросы анкеты сказали, что молодым жить хорошо, уютно и спокойно. Большинство отметили, что им не очень комфортно, одиноко, что люди боятся быть обманутыми, преобладает неуверенность в завтрашнем дне, что тяжело смотреть на одиноких, бездомных, едва сводящих концы с концами стариков и беспризорных, никому не нужных детей. Многие жаловались на то, что темп жизни таков, что все время уходит на то, чтобы выжить в предлагаемых обстоятельствах, что нет времени на обычное человеческое общение, что люди перестали понимать и уважать друг друга, думают лишь о себе, а серость и убогость ежедневного бытия у отдельных людей подавляет тягу к жизни. Что же делать? Простых времен в истории человечества не было. А жить – это просто здорово, несмотря на невзгоды и трудности. Ребята уверены, что нравственные опоры и ориентиры есть, они живы в нас, но многое зависит от самого человека, от того, насколько он морально устойчив, нравственно активен и готов уважать чужое мнение, чужое жизненное пространство, права других людей, достаточно ли у него сил, чтобы противостоять трудностям. Кто же поможет человеку выстоять в такое непростое время? «Кто создаст человечеству единую систему отсчета злодеяний и благодеяний?.. Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства. Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это — искусство. Это — литература» (Нобелевская лекция А. Солженицына). Русские вопросы не дают покоя совестливой русской писательской душе. Петрушевская не исключение. Ее имя в ряду других талантливых имен..., писательница отыскивает и воплощает тех еще живых или уже умерших, которые нуждались и нуждаются в "бессмертной любви". (Ф. Гинтс). Среди хаоса, пороков и заблуждений Петрушевская напоминает своему современнику (а может быть, и впервые открывает для него) смысл милосердия, человеческого бескорыстного участия, бессмертия душевных порывов.
Л.С.Петрушевская - один из классиков современной русской литературы, хотя ее первую книгу опубликовали лишь в конце 80-х. Родилась 26 мая 1938г. в Москве в семье служащего. Ее военное детство было тяжелым, полуголодным детство, Людмила Стефановна скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Петрушевская работала корреспондентом московских газет, была сотрудницей издательств, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения. ( Об этом можно прочесть в автобиографической книге «Маленькая девочка из «Метрополя». Содержание книги - реальные истории и новеллы из жизни писательницы, начиная от выступлений во дворах в семилетнем возрасте ради куска хлеба, от рассказанных ею сказок в спальне детского дома до попыток сделать так, чтобы люди услышали ее голос со страниц напечатанных произведений и с театральных подмостков).
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности.
Первым опубликованным произведением был рассказ "Через поля", появившийся в 1972 в журнале "Аврора". С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. В 1988-м выходит первая книга писательницы — сборник рассказов «Бессмертная любовь»; профессиональные театры начали ставить спектакли по её драматургическим произведениям — «Чинзано», «Квартира Коломбины», «Три девушки в голубом», «Московский хор». В 1990 году написан цикл «Песни восточных славян», в 1992-м — повесть «Время ночь». Она, пожалуй, один из лучших русских драматургов конца ушедшего века. Ее пьесы ставили Роман Виктюк, Марк Захаров, Олег Ефремов, Сергей Арцибашев, Роман Козак, Юрий Любимов и другие. Петрушевская работает во многих жанрах: проза, поэзия, драматургия, сказки. Ее произведения переведены более чем в 20 странах. Людмила Петрушевская - академик Баварской академии искусств, лауреат премии Poushkin-prize (Фонд Топфера, Гамбург), премии имени Довлатова и др. Людмила Стефановна – автор светлых, удивительно добрых произведений для детей. Ею написаны сценарии мультипликационных фильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок», циклы «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», пьесы «Два окошка», «Чемодан чепухи», «Золотая богиня» и др.
Проза Петрушевской похожи на чеховскую и тематически («человек пропадает в жизни»), и с точки зрения жанровых пристрастий (Петрушевская также предпочитает небольшой рассказ, новеллу, драму), отсутствием ярко выраженного отношения автора к персонажам, и отказом судить героев, и особым лиризмом. Подобно Чехову, она погружает нас в поток жизни, которая течет внешне как она есть, а авторское отношение и повествование отсутствует, но материал отбирается и подается так, что мы «испытываем потрясение и мучаемся бедами и неудачами ее странных, иногда даже отталкивающих героев». Но жизнь не стоит на месте, она существенно изменилась за это столетие, и у героев Петрушевской иная «социальная база», да и подход к изображению в прозе писательницы иной, «женский».
В обращении к читателям Петрушевская вспоминает, как однажды «одна милая дама» попросила дать совет («и сюжет, кстати, заодно»), как писать. В связи с этим писательница рассуждает о проблеме жанра. «Каждый жанр требует своих средств выражения». Сказка, рассказанная ночью, отличается от той, что можно услышать в летний радостный день, но всегда требует хорошего конца. Новелла лирическая отличается от «настоящей новеллы», которая похожа на «удар под дых». Содержание новеллы, по мнению Петрушевской, « любовь, воспоминания и слезы». «Это жанр тяжелого сна». «После нее надо вспоминать и думать». Л.Петрушевская неоднократно говорила, что шок есть свойство новеллы как жанра.
В этой связи уместно поговорить о проблеме жанра в творчестве писательницы. В различных источниках ее малые прозаические произведения называют то рассказами, то новеллами. Рассказ – литературный эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
Новеллу многие литературоведы определяют как малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченный строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, присутствием элементов символики.
В.А.Пронин, автор книги «Теория литературных жанров», в своем определении новеллы ссылается на известное высказывание Гете: «Новелла и есть свершившееся неслыханное событие». Это определение не вызывает возражений, хотя понимание необычности случившегося на протяжении столетий менялось. Новелла (итал. novella - новость) - это то, что произошло недавно, о чем говорят, передавая из уст в уста. Первоначально фабльо во Франции и шванки в Германии, послужившие прообразом новеллы, распространялись устно, новелла же имитирует устную манеру присутствием рассказчиков, которые передают что-то смешное, часто поучительное. Между новеллой и рассказом много общего, но термин «новелла» чаще употребляется применительно к западной литературе, рассказ - к отечественной, хотя наблюдается смешение, и можно услышать: «новеллы Чехова» и наоборот - «рассказы Мопассана».
Но в новелле больше динамики и драматизма, тогда как повествование в рассказе ведется более плавно. В новелле больше конкретики (дата, место происшествия), в рассказе событие передается так, как оно запомнилось рассказчику, из памяти которого достоверные детали и даты могут ускользнуть. Но, безусловно, два малых вида эпического рода близки друг другу.
Петрушевской тесно в рамках традиционного рассказа или новеллы, и она пишет «Монологи» «Истории» и изобретает особые жанры реквиема и настоящей сказки,
«случаи», поясняя: «Случай - это особый жанр городского фольклора, начинающийся обычно словами: "Вот был такой случай". Случаи рассказывают в пионерских лагерях, в больницах, В транспорте - там, где у человека есть пока время». Но какой бы жанр ни избрала Л.С.Петрушевская, главная движущая сила повествования – «скрытое, почти не слышное сострадание» которое испытывает автор к героям, к миру.
В рассказах Петрушевской, выросшей в гуманистических традициях литературы, как в зеркале, отражена наша жизнь, которую предрекал Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Петрушевская живет в действительности, предсказанной Достоевским, которая, как пепел Клааса, стучит в ее сердце. Она понимает, что сбылось предвидение и мир накрыла эпидемия «моровой язвы».
Мир Петрушевской – это мир болезненный и угрюмый, крайне редко, почти никогда не приукрашенный благородными чувствами и душевными порывами. Герои ее попадают в такие ситуации, когда не на кого положиться и надеяться не на что. А разве в жизни так не бывает?
У Петрушевской жизнь лишена простоты, уюта. Жизнь героев - это круг, по которому можно идти до бесконечности. В каких рассказах эта тема звучит наиболее ярко? Как тема отражена в названии произведений? («Свой круг», «Дочь Ксении», «Бессмертная любовь»).
В этих произведениях развивается тема «вечного движения по кругу», тема бессмысленности и жестокости жизни «маленьких людей», в которой все, кажется, вместе, но при этом невероятно одиноки.

«Русская литература приучила нас к особому отношению к «маленькому человеку», к любви, сочувствию, усиленной деликатности (не случайно еще Макар Девушкин возмущался беспощадностью гоголевских описаний – точное наблюдение!) » Герой прозы Петрушевской – незаметный, «маленький» человек, для которого нет и не может быть душевного покоя. Персонажи Петрушевской проживают трудную, несчастливую жизнь, а непростые условия существования притупляют их чувства. Любая жизненная проблема, будь то жилищный вопрос, спор о наследстве, требования о положенной помощи ребенку или старику, ставит героя в «пограничную» ситуацию, когда он вынужден сделать выбор, в том числе нравственный, - и рвутся многолетние отношения, рушатся семьи и умирают люди. Так мы живем, констатирует Петрушевская, равнодушные друг к другу, да и к самим себе, по сути. Ее герои рядом с нами, среди нас, но мы стараемся не замечать их, чтобы не причинять себе лишнюю боль. Душами людей все более и более овладевает расчет, цинизм, рационализм, понимаемый нами как «ум», «умение жить». Она пишет о том, что происходит повседневно, ежечасно, пишет просто, зачастую безысходно и страшно.

"ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ №1. НАШИ ЗЕМЛЯКИ И СОВРЕМЕННИКИ"

Своих земляков мы должны знать, а особенно тех, чьи имена известны во многих странах. Много писателей. чье творчество уже давно перешагнуло рубежи их родного края. Алексей Ионов-один из них, писатель, знаток шахтерской души.
“Донбасс - земля героев,”-его краткое выражение прочно вошло в наш обиход. В его творчестве созданы образы покорителей подземных недр, людей душевно богатых и красивых, шахтеров - тружеников Донбасса.

Многообразие шахтерского характера представлено в произведениях А. Ионова. Это и крепильщик- иван Донцов, которого автор отнес к “горной породе” людей: он взорвал проход и сам погиб, но фашисты угля из шахты не получили. Это и умудренная жизнью женщина, которая утверждает, что “это горит не уголь, это там горючие слёзы”, слезы материнские по погибшим на фронте сыновьям (рассказ “Горючие слезы”). Это и Машенька со своей простой и трогательной историей любви (рассказ “Сердце девичье”). а сколько задушевных, берущих за сердце рассказов посвящено военной тематике.
А. Ионова “Горючие слёзы”
.Вопросы и задания: (письменно)
Как вам увиденное? Затронуло? Заставило о чем-то задуматься?
Получилось ли у ребят передать чувства героев рассказа?
Почему автор сравнивает жизнь шахты с жизнью человека?
Зачитайте из текста отрывок, в котором автор описывает величие шахт. согласны ли вы с Ионовым?
Словесное рисование: расскажите о том, как “умирает” шахта.
Что хотел подчеркнуть автор внешним обликом женщины?
Объясните, как же возникла легенда о горючих слезах?
Как вы считаете, почему курган продолжал дымиться?

Выскажите свое мнение, почему А.Ионов в своем рассказе написал: -”... и мне показалось, что я присутствовал при рождении какой-то легенды.” -”Она … неторопливо повела рассказ.” -”...а ты рассказываешь какую-то басню.” Обоснуйте свою точку зрения , чье объяснение (легенда матери или реалистический рассказ шахтера) вам ближе и почему?
Какой художественный прием и с какой целью использовал А.Ионов в словосочетании “будут гореть слезы”?
Так какие же чувства у вас вызвал раcсказ?

Можно с уверенностью сказать, что никто с таким усердием не занимался изучением шахтерского фольклора, как Ионов. Он обошел весь Донбасс, встречался со старожилами, молодежью, записывал рассказы, легенды, песни, частушки, пословицы, которые бытовали в шахтерской среде. а книги-результат этой титанической работы.

Домашнее задание : письменно ответить на вопросы. В случае затруднений обращаться по номеру 0714973304
Категория: 11 класс | Добавил: petrovna1962
Просмотров: 75 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar