12.05.2022. Литература. Тема.Гийом Аполлинер как представитель европейского авангарда. Стихотворения.
11.05.2022, 23:41
Ход урока.

1.ПЛАН ЛЕКЦИИ " Поиски новых принципов и форм изображения мира и воспроизведения человеческих чувств в творчестве Г. Аполлинера".

1. Гийом Аполлинер как главенствующая фигура европейского авангарда; сущность его поэтической реформы.

2. Характеристика сборника "Зверолов, или Свита Орфея" (1911).

3. Воспроизведение мировосприятие человека начала XX века в сборнике «Алкоголь. Стихи 1898-1913 лет" (1913).

o Визитная карточка любовной лирики XX века - "Мост Мирабо".

o Цикл "Рейнские стихи". Обращение к образу Лорелеи в одноименной поэзии.

4. Идея создания стихов в форме рисунков, которые отражали бы основное содержание текстов, в сборнике "Калиграмы. Стихи Мира и Войны".

5. Наиболее характерные черты аполлинеривського поэтики.

Задача для подготовительного периода

1. Определите, какие события жизни Аполлинера сказались на его творчестве.

2. Почему Аполлинера называют реформатором французской поэзии?

3. Поэт не сразу изобрел название для второй своей поэтического сборника («Алкоголь»). Как промежуточные варианты фигурировали такие заголовки: "Ветер Рейна", "Революционный год", "Водка". На чем каждый из них отмечал внимание читателя? Почему, по вашему мнению, окончательным вариантом стала именно название «Алкоголь»?

Творчество Гийома Аполлинера (Вильгельма - Альберта-Владимира - Александра - Аполлинария Костровицкий; 1880-1918) стала одним из характерных явлений поэтического восприятия противоречивой действительности XX века. Это французский поэт-авангардист, поэт-новатор. Новаторство Аполлинера рассматривали только на формальном уровне, имея в виду отказ от пунктуации, создание стихов - калиграм, наполнение фольклорных жанров современным содержанием и тому подобное. Но суть его поэтической реформы значительно глубже. Он предложил новый подход к пониманию поэзии, считая ее средством "познания жизни". Аполлинер оказывал решающее значение человеческому "Я". Своим творчеством поэт старался максимально "приблизиться к жизни". Его творчество не ограничилось эстетической программой какого-то одного направления или течения. В его стихах сосуществовали различные поэтические стихии: романтизм, реализм, символизм, кубизм, сюрреализм. Сам поэт называл свое искусство «новым реализмом", "надреализм", "сюрреализмом". Аполлинер сочетал в своем творчестве смелые новации с давними традициями, лирику с прозой, историю с мифом. Нередко он отказывался от пунктуации, чтобы усилить динамику стиха.

В поисках художественных средств, которые бы приблизили его поэзию к жизни, Гийом Аполлинер активно овладел верлибр - систему стихотворных строк, ритмическая единство которых основано только на интонационной сходства. Поэт использовал монтаж - способ соединения различных элементов с целью отразить разнообразие жизни. Поэтическое новаторство писателя оказалось в изобретении им необычной стихотворной формы - калиграм, написанных так, что их текст образовывал определенный рисунок.

Первый поэтический сборник - "Зверолов, или Свита Орфея" (1911). Но первым поэтическим взлетом поэта были "Рейнские стихи" и поэма "Песня нелюбимого", порожденные душевной драмой неразделенной любви к Анне Плейден, молодой англичанки, которая служила гувернанткой в семье, где домашним учителем работал юный поэт. В "Рейнских стихах" очень сильно ощутима романтическая традиция, но уже здесь дали о себе знать и новые элементы поэзии: конкретность "непосредственного выражения", прозаичности стиха, разговорный ритм, верлибр и тому подобное.

В 1913 г.. Вышла большая поэтический сборник Аполлинера «Алкоголь. Стихи 1898- 1913", которая содержала почти все созданное поэтом в течение 10-ти лет. Объясняя семантику заголовка, автор говорил, что в ней речь шла о жизни палящее, как спирт. Автор в восторге от жизни, принимал его во всей противоречивости и сложности. Поэтому центральная тема сборника - тема жизни и его восприятие поэтом. Художник показал жизнь всесторонне. Он внимательно присматривался к бурлящих парижских улиц, центральных площадей и пригородов. В поле его зрения попали и рабочие, и художники, и женщины, и эмигранты. Однако в центре внимания не только Париж, но и весь мир. Сам автор выступал то в роли путешественника, то прохожего, то влюбленного поэта, а то даже трибуна эпохи - голоса своего поколения.

В сборник вошли и стихи на темы современности и истории, сквозь призму прошлого поэт заглянул в будущее. Аполлинер замечал не только светлые, но и трагические стороны жизни. В сборнике объединены противоположные начала: радость бытия и сумм смерти, любви и разлука, мечта и разочарование. И все же автор любил эту жизнь, несмотря на "сожаления - плачи моих лет", потому что он - Орфей, а его поэзия - "Орфея клич" - призвана преобразовывать жизнь силой искусства.

От изображения жизни Парижа автор перешел к раскрытию интимных переживаний. В сборнике находилось немало стихов, где речь шла о любви, тоску по невыполнимой идеалом, поиски гармонии отношений ("Песнь нелюбимого", "Мост Мирабо", "Мария" и др.). Интонация стихов, их эмоциональная окрашенность постоянно менялись. Начав сборник по мотивам "опьянения" жизнью, Аполлинер завершил ее на той же ноте, но границы пространства теперь распространились до всемирных масштабов. Однако поэт в восторге и от вселенной, он стал голосом всех поколений.

Сборник "Калиграмы. Стихи Мира и Войны" вышла в 1918 году. она написана под впечатлением от событий Первой мировой войны. В нее вошли поэзии 1913 - 1916 лет - трагических для Европы лет начала века. Поделена она на две части: в первую вошли стихи, написанные Аполлинером в 1913 году, а во вторую - фронтовые поэзии (с весны 1915 до ранения в марте 1916 поэт находился на фронте). Посвящен сборник памяти друга, поэта, литератора Рене Дализ, который погиб на фронте. Цель поэта - воссоздать в поэтической форме логику развития своей эпохи, показать общие тенденции дравматичного времени. Этой цели подчинена композиция сборки, состояла из 6 разделов, каждый из которых отвечал определенному периоду или характерным особенностям начала века.

Название сборника связана с экспериментами в области поэтической формы. Часть стихов выглядела "лирических идеограмм» или калиграм, то есть они написаны так, что их текст создавала своеобразный рисунок (дом, звезда, линии дождя и т.п.). их особенность - размещение строк таким образом, чтобы конфигурация текста стихотворения на бумаге воспроизводила очертание или явления, о которых шла речь. Самая известная аполлинеривського калиграма - "Зарезана голубка и фонтан». Расположение букв неодинакового размера и различными направлениями строк она образовала очертания голуби струями фонтана, символизирующий вечный плач по погибшим на войне. Этот образ навеял П. Пикассо, его известный рисунок голубки - символ мира. Поэзия поэта полна лиризма и философичности. В ней соединены фольклор, литературные традиции и современные средства изображения и художественные формы.

Лирический герой Аполлинера в этом сборнике уже не "пьяный" жизнью, как в предыдущей. Он узнал трагический опыт войны, потерпел личных потерь и разочарований, увидел тысячи смертей, сам участвовал в военных действиях, был свидетелем разрушительных процессов в Европе времен Первой мировой войны. Поэтому образ лирического героя стал более трагическим.

Образы-символы В ПОЭЗИИ

Символы Олицетворение

Фонтан Символ мирного, спокойного жизни; жизнь без насилия и крови

Голубка Образ девушки, скучала за судьбой героев войны

Олеандры Образы насилия, кровавого и безжалостного мира

Солнце Образ войны, насыщенной кровью

В "Калиграмах" поэт осудил войну, но антивоенной тематикой значение их исчерпан. Сборник возбудила важные проблемы духовного и исторического бытия человечества. Он много и смело экспериментировал, добиваясь «непосредственного выражения». Так появились его "поэзии-розмоеы", "поэзии-репортажи", для которых "строительным материалом" служили факты, фрагменты "непосредственной действительности", из которых и монтировались произведения поэта.

ВЫВОД.Зрительная поэзия Г. Аполлинера отразила поиски поэта в области формы - это яркий пример поиска новых творческих принципов. Сочетание зрительных и текстовых образов имело целью усилить впечатление от произведения, заставить читателя по-новому посмотреть на мир.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.Дать развернутый ответ на вопрос "В чем суть поэтической реформы Г.Аполлинера?"(письменно).

2.Проанализировать понравившееся стихотворение Г.Аполлинера (письменно).

Тетради сдать в пятницу до 16-00 ч.
Категория: 11 класс | Добавил: bibikova0511
Просмотров: 557 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar