12.05.2022. Русский язык. Тема.Систематизация и обобщение по теме "Фонетика.Графика.Орфоэпия"
12.05.2022, 01:13
Ход урока:

1.Организационный момент (подготовка к теме урока).

Словарно-семантическая работа :

Задания : 1. Записать слова в тетрадь, расставить ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы: адекватный[дэ], антитеза [тэ], астероид [тэ], афера (не афёра), де-юре [дэ,рэ], камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, пустячный [шн].

2. Объяснить значение слов: де-юре (юридически, формально, по плану), адекватный, антитеза, маркетинг.

3. Подобрать родственные слова к слову демагогия.

I1. Повторение и закрепление ранее изученного материала (проверьте свои знания,ответив на следующие вопросы):

Как вы думаете, какой раздел сформировался ранее других, почему? (фонетика, звуковая (устная форма речи).

Что называется фонетикой?

Какие звуки называются гласными, перечислите их?

Какие звуки называются согласными, на какие группы делятся они?

Перечислите парные твердые и мягкие согласные. Назовите согласные, которые не имеют пары по твердости-мягкости?

Перечислите парные звонкие и глухие согласные. Назовите согласные, которые не имеют парных глухих или звонких?

Что такое ударение?

Чем отличаются звук от буквы?

В каких случаях буквы е,ё,ю,я обозначают два звука?

Перечислите все буквы алфавита?

Что изучает графика (когда люди пытались передать на письме свои высказывания, стал зарождаться данный раздел)?

Что вы знаете об орфоэпии?

V.Основная тема урока:

111. Вступительное слово.

1) Итак, мы даем характеристику двум разделам языка – фонетике и графике? В чем их принципиальное различие? (фонетика изучает звук, графика-буквы);

2) Тем не менее мы изучаем эти два раздела всегда вместе, так как наша речь существует в двух формах – УСТНОЙ и ПИСЬМЕННОЙ. Поэтому мы, выполняя анализ слова, даем его ЗВУКОБУКВЕННУЮ характеристику.

3) Попробуйте охарактеризовать предмет изучения каждого раздела. Что вы знаете о звуках, о буквах (в итоге в тетрадях должна появиться следующая запись):

ЗВУК:

гласный согласный

ударный безударный

твердый мягкий звонкий глухой

бесчисленное множество

БУКВА:
прописная строчная

однозначная многозначная

основное значение -дополнительное значение

33 буквы

2. СЛОВА: атлас, замок.

1) Посмотрите на слова (см. выше). Я утверждаю, что здесь 4 слова с абсолютно разными лексическими значениями. Каково ваше мнение?

2) Какое графическое средство выполняет здесь смыслоразличительную функцию? (ударение).

3) Что вы можете рассказать об ударении в современном русском языке? (незакрепленное, свободное, разноместное: окно-окна)- (сравни: во французском языке-ударение на последнем слоге).

1V. Закрепление материала:

Работа с учебником:

-Вспомним порядок выполнения фонетического разбора слова (…1)-см. форзац учебника стр.279

-Обратите внимание, по какому принципу делятся слова на слоги в русском языке? (по принципу восходящей звучности).

-Какие типы слогов вы знаете? (открытые и закрытые).

-Если самый звучный – гласный, то почему встречаются закрытые слоги???

Тезисное конспектирование (план-конспект)-см.учебник, с.48, ответить на вопросы; Дополнительно используем теоретический материал из рабочей тетради.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.( в тетрадях):

1. Самостоятельная работа (тренировочные упражнения):

а)Произвести (фонетический разбор) любых двух слов: статья, юбилей, расчёт, подъём, осень.

б)Разбить слова на слоги для переноса: первая, прекратить, запрет, соловьи, прочитайте.

в)Записать слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы. Обозначить место ударения: алг…ритм, пр…зидент, к…нсенсус, м…нитор, пр…зент, д…сплей, пр…цессор, пр…мьера, авт…номия, д…мократия.

г)Списать слова, обозначить место ударения (постарайтесь проконтролировать свое произношение): баржа, диспансер, звонишь, красивее, медикаменты, соболезнование, творог, хозяева, щавель, эксперт.

д)Составить словосочетание или предложение так, чтобы слова имели разное значение в зависимости от места ударения. Записать их, обозначить ударение, в скобках указать часть речи: Жаркое, звонок, мелок, дорогой.

2.Повторить план-конспект (ключевые понятия раздела).

Учебник, с.48-49 (тезисный конспект).

3.Знать орфоэпические нормы («говори правильно»).

4.Подготовка к ЕГЭ (рабочая тетрадь),

Тетради с выполненным заданием сдать в четверг до 16-00 ч.
Категория: 11 класс | Добавил: bibikova0511
Просмотров: 150 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar