13.05.2022. РУССКИЙ ЯЗЫК. Тема.Систематизация знаний по орфографии. Орфограммы корня.
12.05.2022, 23:22
Ход урока.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

а) Повторение основных сведений об орфографии.

Прочитайте внимательно эту запись.

[аковы ташкиjэ падут / тимницы рухнут / и свабода вас примит радасна у входа / и братjа мэч вам атдадут]

Чьи строки здесь затранскрибированы?

Из какого стихотворения?

При чтении каких слов вы испытывали затруднение? Почему?

Запишите фонетическую транскрипцию в соответствии с правилами правописания.

А в каком разделе изучаются правила правописания? Представьте, что вы готовитесь к зачёту и вам необходимо будет

дать ответ на вопрос: что такое орфография; что изучает орфография; основные понятия орфографии.

б) План, по которому будете работать.

-Что такое орфография.

-Что такое орфограмма.

-Орфографическое правило.

-Основные группы орфограмм.

-Когда мы встречаемся с орфограммой? ( Когда правила написания не соответствуют правилам произношения.)

в)Составление рассказа по плану.

Попробуйте по данному плану составить рассказ об орфографии.

Приведите примеры и запишите такие же написания (2-3 примера).

2. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

1. Введение понятий орфограмма-буква, орфограмма-пробел,

слитное и дефисное написание, написание строчных и заглавных букв.

Итак, посмотрите на эти строки: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут, и свобода Вас примет радостно у входа.

И братья меч вам отдадут.

С каким типом орфограмм связано написание слов? (орфограмма- буква)

В каких частях слова можно встретить орфограмму?

Какая часть слова содержит лексическое значение? Является смысловым центром?

Тема урока- орфограмма-буква в корне слова.

3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1. Из данных строчек стихотворения Пушкина выпишите слова с орфограммой корня и определите условия выбора этой орфограммы.

С какими типами и видами орфограмм вы будете работать?

Вспомните алгоритм определения условий выбора орфограмм: тип орфограммы, часть слова, вид орфограммы, условия выбора.

Сгруппируйте слова по видам орфограмм и запишите их в таблицу.

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

безуд. гласн, проверяем.

безуд. гласн, непровер.

черед, гласн.

о-ё п/ш

и-ы

п/ц

парные звон.и глухие

Непроизносим. согласные

4.Работа с текстом ( в тетради).

Учимся находить орфограмму в корне определённого типа и вида. Прочтите текст.

Станционный смотритель. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бр..нивался? Кто в м..нуту гнева не требовал от них р..ковой книги, дабы вп..сать в оную св..ю бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправимость?

Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам. Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский. Не настоящая ли каторга? Покоя ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путе­шественник вымещает на смотрителя .Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель.

-Прочитайте текст про себя.

-Из какого произведения этот отрывок? Автор?

-В какую эпоху было написано это произведение? Докажите. На какой раздел будете опираться?

-Определите тему данного отрывка, тип речи, стиль.

-Подберите синонимы к выделенным словам, запишите их.

-Какие синтаксические конструкции использует автор и почему?

Объясните написание слов в первом абзаце, пользуясь алгоритмом, начиная так: это слово связано с написанием типа орфограмма-буква в корне слова, назвать вид орфограммы и условия выбора.

Что объединяет эту запись? В какой морфеме?

5. Выберите и запишите из строк стихотворения Пушкина слова с чередованием гласных.

Чем отличаются слова с чередующимися гласными от слов с безударными гласными? ( Лексич. значение, вариант слова)

Приведите 2-3 своих примера.

6. ИТОГ УРОКА.

-Чьи произведения звучали сегодня на уроке? Ваше отношение к поэзии Пушкина.( Запись в двух-трёх предложениях)

-Какой тип речи поможет вам в этом?

-Какие слова помогли выразить отношение к поэзии?

-С какой орфограммой связано правописание этих слов?

-Что нового узнали об орфографии на уроке?

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вспомнить правописания, изученные на уроке; записать строки стихотворения Пушкина, обозначить изученные орфограммы.
Категория: 11 класс | Добавил: bibikova0511
Просмотров: 108 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar