16.05.2022.Литература. Тема.Э.М.Хемингуэй "Старик и море".Человека, верящего в себя, нельзя победить .
16.05.2022, 01:54
Эпиграфы:

,,Мне кажется, что человек должен быть верующим или искать веры,

иначе жизнь его пуста, пуста”.

Драма «Три сестры» А.П. Чехов.

,,Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”.

Э.М. Хэмингуэй.

СЦЕНАРИЙ УРОКА.
План урока:

1. Страницы жизни и творчества Э. Хэмингуэя.

2. Стиль его произведений.

3. История написания повести ,,Старик и море”.

4. Анализ текста повести.

5. Вывод.

6. Работа с тестами.

7. Домашнее задание.

1. Вступительное слово.
Урок посвящен творчеству американского писателя 20-го века Эрнесту Хэмингуэю.Вас ожидает радость открытия удивительного и неповторимого мира Э. Хэмингуэя.
1 сентября 1952 года американский полиграфический журнал «Лайф», в котором была полностью напечатана повесть Э. Хемингуэя «Старик и море, вышел в свет.
Успех превзошел все ожидания. В течение 48 часов было распродано 5 млн. 318 тыс. 655 экз.
А 8 сентября вышла книга «Старик и море» тиражом 50 тыс. экз.

«Читайте то, что я пишу, и не ищите ничего, кроме собственного удовольствия. А если вы что-нибудь еще найдете, это уже будет ваш вклад в прочитанное».

Чтобы понять, какую страницу вписал Э. Хэмингуэй в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству писателя и постараться ответить себе на вопросы. Кто же он – Эрнест Хэмингуэй? Какие исторические события выпали на его долю? О чем писал и размышлял? Какие произведения стали главными в его творчестве?

На все эти вопросы вы найдете ответы ,самостоятельно изучив биографию писателя.

II. Работа над темой урока.

1. Для успешной работы на уроке нам необходимо повторить ряд теоретических положений,сделав записи в тетради.

* притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей;

* подтекст - скрытый смысл произведения, вытекающий из словесных значений;

* пафос произведения - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя;

* лейтмотив - ведущий мотив, который повторяется на протяжении всего произведения.

Мир Э.Хэмингуэя стал явлением прозы. Вера в жизнь, добро, справедливость, в сильных духом, красивых людей особенно необходима нам сейчас. Прочтите стихотворение И.М.Губермана.

Наш путь из ниоткуда в никуда

Такое краткосрочное событие,

Что в жизни остается лишь черта

Меж датами прибытия – убытия.

Два смысла в жизни внутренний и внешний,

У внешнего – дела, семья, успех,

А внутренний – неясный и нездешний

В ответственности каждого за всех.

II. Постановка проблемных вопросов урока

Вопрос о смысле жизни считал самым неотложным. И Э. Хэмингуэй, и вся его жизнь-подтверждение этому. Это был человек, у которого хватило мужества быть непохожим ни на кого на свете. Его призвание- жить полной жизнью и постоянно со свойственным его безграничным великодушием делиться своим опытом с другими, чтобы и они познали счастье жизни.

А что такое счастье? Кому оно дано?

Счастье – 1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2) удача, успех.

Счастье для Хэмингуэя заключалось в том, чтобы любить помимо собственных детей"три континента, несколько самолетов и кораблей, океан, всех сестер, жен, жизнь, утро, полдень, вечер и ночь, честь, плавание, рыбную ловлю, чтение”. Именно в этом искал и смысл жизни.

Уверена, что вы не раз задумывались над вопросом: ,,В чем смысл жизни? Для чего появился человек на земле?” ( Это то ради чего человек живет, во что он верит, к чему стремится).

Хочется вспомнить слова А.П.Чехова, которые стали эпиграфом к нашему уроку, потому что именно этим писателем Хэмингуэй восхищался и старательно учился у него краткости и содержательности: мастеру подтекста. В драме ,, Три сестры “ одна из сестер размышляет: ,, Мне кажется, что человек должен быть верующим или искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста ”

Вера человеку необходима. Но во что ему верить? Ответ – решение Хэмингуэя содержится в повести ,, Старик и море".

Как создавалась эта повесть?

Весной 1936 года Хэмингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой философской повести ,, Старик и море ”, в которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы.

С начала 40-х годов Хэмингуэй, переселившись на Кубу, переживает длительный творческий кризис; ему долго не пишется. До 1942-го года он совершает поездку в Китай, в 1942 выпускает антологию,, Люди на войне “, в которую включает образцы батальной прозы, в 1943 году охотится на катере,, Пилар “ за немецкими подлодками. После долгого перерыва пишет роман,,За рекой в тени деревьев”, который не стал художественной удачей. Хэмингуэй остро это переживал. Но все – таки взял реванш и написал в 1952 году повесть,,Старик и море”. А в 1954 году получил за эту повесть Нобелевскую премию.

Стиль Хэмингуэя.

Живя в Париже, начинает литературную биографию в 1924 году. В книге рассказов ,, Наше время ”отчетливо проявляются мотивы раннего Хэмингуэя – горечь и отчаяние, мужественный отказ от самообольщения, умение понимать красоту жизни радоваться ей. Тогда же Хэмингуэй вырабатывает специфические элементы своего письма, которые получат название ,, принцип айсберга ”. стиль Хэмингуэя, подчеркнуто сдержанный, даже суховатый, лишенный возвышенных понятий, призван акцентировать стремление его героев избежать фальши. Знаменитый хэмингуэевский подтекст, который никому не удалось повторить, строится на соединении произнесенного и недосказанного, когда пауза обнажает скрытый смысл, передавая психологическое напряжение ситуации. Четко выверенные, музыкальные фразы визуализируют картину, читатель ощущает невысказанную тоску, боль и отчаяние.

IV. Анализ текста.

-Как описывает автор главного героя? ( Работа с текстом).

- Какие сравнения служат доказательством того, что он часть мира природы? ( Глаза были цветом похожи на море. Шрамы были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне).

За этими шрамами на руках, изношенным парусом, видим физически обессиленного многолетним трудом человека, который прожил тяжелую жизнь и привык терпеть лишения.

Да, таким он предстал перед нами внешне. А что говорит о человеке ,,внутреннем”? ( Глаза – они у него веселые, как у человека, который не сдается никогда и нигде, похожи на море, такие же бездонные, доверчивые и любящие).

Итак, автор противопоставляет внутреннего человека внешнему. ( Старый, потертый как парус внешне, но сильный свободный, полный веры, надежды, внутренне )( внутренний / внешний портрет старика).

Рядом со стариком всегда мальчик.

-О чем говорит малыш со стариком? Каковы их отношения?

-Почему малыш верит силы и возможности старика, а его отец не верит? ( Мальчик любит старика, а отец считает его неудачником).

-Из чего следует этот вывод, что мальчик любит его? (В отношении видна любовь, он заботится о старике, всегда надеется на него и на лучшее. Он никогда не предаст и не покинет его в беде).

-Ушел бы сам малыш от старика в другую лодку? ( Нет, т.к. он из любви к старику согласился бы с ним все переносить, во всем ему помогать, и конечно же, никогда не покинул того, кого любит ).

- За что мальчик любит старика? (За то, что научил мальчика. Он заслужил эту любовь, а мальчик оказался благодарным ).

-Какие отношения между людьми более человечны, красивые, благородные – основанные на любви или какой – нибудь выгоде?

ИТОГ: любить людей, быть добрым ко всем, пожалеть страдающего, как родного – самая большая наука, которой можно учиться всю жизнь. Тот, кто искусен в этой науке, есть истинный мудрец. Когда у такого мудреца спросили однажды, какой лучший человек, и какое дело, какое самое лучшее время, он ответил: ,, Прошлое ушло, будущего еще нет, и кто знает будет ли? Поэтому лучшее время – сейчас. Лучший человек – тот, кто рядом, а лучшее дело – то доброе дело, которое ты можешь сделать сейчас для него. Когда человека окружают такие мудрецы, мир становится теплее, потому что человек не боится человека, т.к. доверяет ему, знает, что тот, другой, не сделает зла.

-О чем разговаривают старик и мальчик в быту? (О вещах незначительных и повседневных. Мы слышим обыкновенный бытовой разговор об ужине, о сети, о местных игроках в бейсбол, о лотерее ).
(Но ужина и сети нет. Они делают вид, что это как будто есть).

-Почему они говорят о несуществующих вещах, как о существующих?

( Это несуществующее – самое необходимое. Оно должно быть у каждого человека. Вера, надежда на лучшее будущее).

-А разговор о лотерее? Какую смысловую нагрузку он несет?

(Лотерея – удача. Они надеются и верят, что будет и ужин, и сеть, и все, что нужно для жизни).

-Счастливы ли главные герои? Если они счастливы, то значит сильны. А сильны чем? (Верой друг в друга, основанной на любви, и надеждой на лучшее. Они не унывают. И малыш с любовью заботится о старике).

И вот старик один в море. Стихотворения В.Жуковского. Море.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо, ты дышишь, сметенной любовью

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Образ моря очеловечен, одушевлен. К этому образу прибегают и поэты, и художники. И море, как и человек, бывает разным: спокойным, взволнованным, грозным, тихим.

-Как связан с морем старик? (Вся его жизнь связана с морем. Море кормит его, но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Поэтому старик ведет вечную борьбу со стихией, именно эта борьба делает Сантьяго сильным и волевым. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Сантьяго связан с морем какими – то внутренними узами. Уединившись на лоне природы,(оставшись один на один с природой ) он размышляет. Размышления старика.

1) Мне просто не везет. Может счастье мне улыбнется. Хорошо, когда человеку везет. Когда счастье придет, я буду к нему готов.

2) Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился.

3) Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно. ( Одиночество ).

4) Можно рассчитывать только на себя.

5) Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение, человека можно уничтожить, но его нельзя победить. ( О смысле жизни).

Наконец, удача улыбнулась, он поймал рыбу. Сколько времени сражался в море с рыбой? (День и ночь, день и ночь, день и ночью вернулся домой).

Что говорит он пойманной рыбе? ( Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя. Видит Бог, мне самому не легче ). ( Чтение отрывка).

Старик понимает вину перед природой, чувствует вину перед ней, его тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев – рыб, птиц, зверей. ( Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…).

Легко ли было ему в море? (Нет. Солнце днем, усталость, нет возможности отдохнуть, ночью холодно. Голодный. Руки изрезаны, плечо болит. Акулы, бой с ними.)

Таким он был внешне. Но как он чувствует себя, что происходит в его душе? ( Он подбадривает себя, говорит, что не должен сдаваться. ,,Будь спокойным и сильным”, ,, забудь о страхе ”, ,, глупо терять надежду ”, ,, малыш – вот, кто не дает мне умереть ”, ,, волноваться может только мальчик ”. )

Что случилось с рыбой по дороге домой? Измученный старик возвращается. Он мечтал: ,, Сколько людей накормлю!” – но привозит всего лишь остатки рыбы.

Так кто же старик? Победитель или побежденный? ( Чтение последних страниц повести – сны о львах).

-О чем они говорят? ( Старик как в юности, вновь молод и непобедим. ).

Вот она, разгадка жизни для Хэмингуэя!!!: «Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот, что делает человека непобедимым, удесятеряет силы в борьбе со злом»

Это и есть нравственный вывод «Человека, верящего в себя нельзя победить» – вот правда о жизни в повести.

И другая правда в том, что вводя образ мальчика в сюжет, Хэмингуэй избегает привычной для него темы смерти – его повесть обращена в будущее.

Для закрепления темы поработайте с тестом.

ТЕСТ
по творчеству Э.М. Хемингуэя

Где родился Э. М. Хемингуэй?

а) в Америке; в) в Германии;

б) в Англии; г) во Франции.

Какая тема характерна для раннего творчества?

а) «Потерянного поколения»; в) любви;

б) дружбы; г) смысла жизни.

Когда была написана повесть «Старик и море»?

а) 1952 г. в) 1961 г.

б) 1914 г. г) 1937 г.

Какое произведение не является творением Э. М. Хемингуэя?

а} «Прощай оружие»; в) «По ком звонит колокол»,

б) «Шинель», г) «Праздник, который всегда с тобой»

Как звали главного героя повести «Старики море»?

а) Сантьяго; в) Гамлет;

б) Манолин; г) Фауст.

6. Что главное в образе старика?

а) вера; в) одиночество;

б) надежда; г) счастье.

С кем ведет борьбу Сантьяго?

а) с акулами; в) с китами;

б) с птицами; г) с дельфинами.

Кто снится Сантьяго?

а) война; в) море;

б) мальчик; г) львы.

Какой награды был удостоен Э. М. Хемингуэй за повесть «Старик и море»?

а) Международной премии; в) Ленинской премии;

б) Народной премии; г) Нобелевской премии.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1.Составить таблицу основных дат жизни и творчества писателя.

2.Ответить на вопросы теста.

3. Написать сочинение- рассуждение.Темы(по выбору): «На чем будет держаться вера у старика», « Как будет жить старик, останется ли он непобедимым»(1,5-2стр.).

Работы сдать в понедельник до 16-00.
Категория: 11 класс | Добавил: bibikova0511
Просмотров: 146 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar