16.05.2022. Русский язык. Систематизация и обобщение материала по теме "Словообразование.Орфография".
16.05.2022, 00:04
«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…» В. Песков.

Ход урока

I. Организационный момент.

На уроке повторяем и обобщаем раздел науки о языке «Словообразование».
Нам предстоит:

-вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова»;

-разработать алгоритм действий при подготовке к ЕГЭ;

-отработать навыки выполнения заданий разного уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ по данной теме.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ по теме «Словообразование»:

1. НЕПРОИЗВОДНОЕ слово – это слово, ко­торое не образовано от других слов.

2. Слово, которое образовано от другого слова, – ПРОИЗВОДНОЕ.

3. Слово, от которого образовано другое слово, называется ПРОИЗВОДЯЩИМ.

4. Суффикс одновременно является и СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ и СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНОЙ морфемой

5. Производящее слово может быть производным и непроизводным

6. ОМОНИМИЧНЫЕ корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах носить и носик

7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются ФОРМЫ этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым

8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.

9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам:
– морфологические;
– неморфологический.

Работа с эпиграфом. – Прочитайте эпиграф к уроку. Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?

II. Актуализация знаний. На уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.

Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чадо сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.

I11. Повторение изученного.

– Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?

– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).

– На какие виды делятся морфемы?

Предлагаю вспомнить все определения морфем:

1."Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень)

2."Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка)

3."Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание)

4."Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс)

Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).

ВНИМАНИЕ! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся: а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
ВСПОМНИТЕ!
-На какие 2 части делятся изменяемые слова?

-Что такое основа?

-Как называются слова с одним и тем же корнем?

-Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)

-Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)

-Чем различаются формы слова и однокоренные слова?
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым.

– А теперь я предлагаю на основе следующих заданий попытаться сформулировать своего рода алгоритм позволяющий успешно справиться с заданиями на ЕГЭ

1. Буквенный диктант.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ЕГЭ

– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова.
Мандарин – мандариновый, охота – охотник,брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ):

1. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

2. Доказательство.
– Я утверждаю, что все данные слова имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова: выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.)(ТЕТРАДЬ)

2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ.

3. Нахождение ошибок в группировках.
– Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите.(в тетрадь)

3. РАСШИРЕНИЕ СОБСТВЕННОГО КРУГОЗОРА И УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.

Водяной, водолаз, водить.

Дар, дарить, подарок.

Славный, славить, слава, прославлять.

Переносица, носить, носилки.

Речка, заречье, наречие, междуречье.

Слово, словарь, дословный.

Обсудить, суд, судоходство, присудить.

– Как называются такие корни? (Омонимичные).

Какой алгоритм у вас получился?

1V. Информационный модуль

С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 6-го класса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть.

Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.

Я предлагаю сейчас познакомиться с информационным модулем, а затем по этим материалам ответить на вопрос: – Какие способы образования слов существуют в русском языке?

Но отвечая на этот вопрос нам необходимо учитывать мнение лингвистов, составляющих КИМы для экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, который вам предстоит сдавать.

Просмотр модуля: – Какие способы образования слов существуют в русском языке?

Ответьте на этот вопрос с помощью кластера (в опорных тетрадях).

Оформите таблицу в рабочей тетради и заполните её примерами

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:
Морфологические способы

Неморфологический способ

1. Приставочный:
2 Переход слова из одной части речи в другую
3. Суффиксальный
4. Приставочно-суффиксальный
5. Бессуффиксный
6. Сложение
а) словосложение
б) основосложение
в) основосложение с одновременной суффиксацией
г) Аббревиация

– Владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько

Задание: вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.

Распределите слова в соответствии со способом образования:

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

приставочный
суффиксальный

приставочно-суффиксальный

сложение

V. Работа со словами.На примерах потренируйтесь в определении способа словообразования.

Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).

V1. Подведение итогов. Работа с целями урока.

Составьте план связного изложения повторенного на уроке материала.(В ТЕТРАДИ).

-Что изучается в разделе "Словообразование"?

-Какие способы словообразования существуют?

-На какие группы делятся способы словообразования?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Написание синквейна.

ПРИМЕР:Словообразование
Трудное, но интересное
Объясняет, развивает, учит
Понятным становится слово
Здорово!

Способы словообразования
Морфологический, неморфологический
Запутывают, волнуют, страшат
Очень трудно всё это понять!
Но я обязательно справлюсь!

В ТЕТРАДИ написать 2 своих синквейна.

Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

-основные способы словообразования.

-морфемный и словообразовательный разбор.

-производные и производящие основы

-омонимичные корни

-словообразовательные и формообразовательные морфемы

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: Сегодня мы повторили способы словообразования, отработали типичные задания из КИМов ЕГЭ по теме «словообразование» (это задание В1). Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

1. Миниатюра «Родственники»

– Вы кто такие?
– Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?
– Я ваша тётя – Гусеница. (Родня ли Гусеница Гусю?)

2. Какую часть слова можно в земле найти? ( ?).

3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? ( ?)


Тетради сдать в понедельник до 16-00.
Категория: 11 класс | Добавил: bibikova0511
Просмотров: 126 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar