17.09.2021 Экология
16.09.2021, 21:35
Тема. Закон ограниченности природных ресурсов и экологические последствия его нарушения
Цели урока: проработать закон ограниченности природных ресурсов; определить экологические последствия его нарушения.

Доброе утро.

1. Оформите в виде конспекта данную информацию.

 В 1957 году П. Дансеро сформулировал закон необратимости взаимодействия «Человек - Биосфера», согласно которому 'часть возобновимых природных ресурсов (животных, расти-тельных) может стать исчерпаемой, невозобновляемой, если че¬ловек при нерациональных сельскохозяйственных, гидротехни¬ческих, промышленных и других мероприятиях сделает невоз¬можным их жизнедеятельность и воспроизводство.
Так, неконтролируемая охота на стеллерову корову привела к ее исчезновению как биологического вида. То же самое про¬изошло и с некоторыми другими видами животных.
В целом за последние 400 лет с лица Земли исчезло свыше 160 ви¬дов млекопитающих и птиц. В настоящее время, по данным Междуна¬родного союза охраны природы (МСОП), в результате человеческой деятельности ежегодно исчезает по одному виду животных и растений.
Деление ресурсов по какому-то признаку весьма условно, по¬скольку один и тот же ресурс, например, вода в озере, может быть использован как для промышленных, сельскохозяйственных и рыбоводческих нужд, так и для рекреационных целей или про¬сто имеет большую эстетическую ценность. При этом часто в действие вступает правило материального ресурса, согласно ко¬торому использование ресурса в одних целях затрудняет или ис¬ключает использование в других. Если в озеро сбрасываются отхо¬ды промышленного предприятия, даже в значительной мере очи¬щенные, использование воды в. целях рыбоводства и оздоровления населения затрудняется или становится невозможным. В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо рассматривать це¬лую сеть природных взаимосвязей и определять оптимальный вари¬ант, приемлемый как для природы, так и для общества.
 Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовле¬творения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием.
И. В. Комаром была предложена концепция так называемых ресурсных циклов. Ресурсный цикл - это цикл превращения при¬родных веществ, который последовательно включает выявление, добычу, переработку того или иного ресурса и обратное возвра¬щение в природу отходов этих процессов. И. В. Комар выделил шесть следующих ресурсных циклов: энергоресурсы; металлоруд¬ные ресурсы; неметаллическое ископаемое сырье; лесные ресур¬сы; почвенно-климатические ресурсы; ресурсы дикой фауны и флоры. Как легко заметить, первые три цикла связаны с невозоб¬новимыми, а остальные - с возобновимыми природными ре¬сурсами.
Что касается невозобновляемых ресурсов, то их истощение со временем неизбежно, и задача заключается не столько в том, чтобы растянуть эти ресурсы на более длительный срок, сколько в том, чтобы до исчерпания того или иного природного ресурса найти ему заменитель природного или искусственного происхож¬дения либо изыскать возможность его регенерации за счет ис¬пользования вторичного сырья.

2. Дайте ответы на вопросы (устно)
1.Что такое природные ресурсы и какова их роль в жизни и деятельности человека?
2.Приведите примеры исчерпаемых и неисчерпаемых, во¬зобновимых и невозобновимых ресурсов.

 Посмотрите видео
https://www.youtube.com/watch?v=NZp3rwu3f0U&feature=emb_logo
(укажите меры рационального природопользования)

3 Дом.задание учить конспект данной темы, подготовить листовки по теме охрана природных ресурсов.
Категория: 11 класс | Добавил: nechaevaoksana71
Просмотров: 318 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar