25.05.2020.11 КЛАСС. РУССКИЙ ЯЗЫК. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
[ Скачать с сервера (33.6 Kb) ]24.05.2020, 21:24
План урока
1. Организационный момент:
- проверка наличия и готовности учащихся,
- объявление темы и цели урока, запись эпиграфа: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». Б. Васильев
2. Вступительное слово .
Не секрет, что переустройство экономической и социальной жизни в нашей стране – это общие перемены, которые не на все (как желалось бы) воздействуют благотворно. Меня беспокоит та волна перемен, которая выхолащивает культуру русской речи, засоряет экологию русского слова.
Казалось бы, что в условиях глубоких перемен надо перестраивать не язык, служащий для объединения нации, а наше отношение к нему. Удвоить, утроить уважение к доброму, яркому нашему слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу. Никому ведь не приходит в голову, что надо упростить и выхолостить химию, физику, математику или ботанику. А вот мысли по рационализации, реформированию могучего русского языка в наше время становятся символом решительных, радикальных обновлений.
Сторонники упрощения русского языка не задумываются над тем, что делают. Скорее всего, они исходят из сиюминутных нужд, не задумываются, что облегчить язык нельзя без ущерба для него. Расстраивая яркий русский язык, не желают думать, а может, и не знают, что язык – это история нашего народа, сама культура, процесс и результат её накопления и обновления.

Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен.
Давайте попробуем определить болезни языка.
В результате дискуссии на доске появляются следующие записи:
- засилие жаргона,
- скудность, однообразность лексики,
- в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина,
- очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего,
- иногда неоправданное употребление иностранных слов.
Вывод: Речь засоряется и огрубляется.
На ваш взгляд, каковы причины этих болезней?
Какими чертами должна обладать правильная речь?
– Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)
– Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)
– Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)
– Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
– Простота речи, т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)
– Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)
– Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)
“И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся... Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками! Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору. Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю... Ах, какое хорошее слово — яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее...
В канун Преображения... жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…(Василий Акимович Никифоров-Волгин)
Итак, мы увидели, еще раз убедились, насколько красив наш “великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”
“Божьей красотой” называл русский язык Никифоров-Волгин, “волшебным и радостным чудом – Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д.
Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов?

Тест по теме «Культура речи», ВЫПОЛНИТЬ ПИСЬМЕННО.
1. В каком слове ударение на третьем слоге?
А) намерение, б) переключит, в) исключенный, г) кашлянуть.
2. В каком слове ударение на первом слоге?
А) завидный, б) судно, в) звонит, г) деяние.
3. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
Г) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно решать многие проблемы.
4. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить слово ЖИТЕЙСКИЙ?
А) Новую повесть хвалили за отражение подлинных ЖИЗНЕННЫХ явлений.
Б) Он славился мудростью и раздавал ЖИЗНЕННЫЕ советы.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых ЖИЗНЕННЫХ красок.
Г) Правительство должно руководствоваться ЖИЗНЕННЫМИ интересами страны.
5. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить слово ЗЛОСТНЫЙ?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в царстве, заколдованном ЗЛОЙ феей.
Б) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи.
В) ЗЛЫЕ браконьеры будут непременно наказаны.
Г) Человек он был ЗЛОЙ.
6. Значение какого слова определено неверно?
А) СУВЕНИР – подарок, изделие на память.
Б) ТОРЕЦ – боковая сторона дома.
В) УНИКАЛЬНЫЙ – редкий, единственный в своём роде.
Г) ЗАУРЯДНЫЙ – приметный, обращающий на себя внимание.
7. Значение какого слова определено неверно?
А) АДЕКВАТНЫЙ – соответствующий чему-либо, совпадающий.
Б) ЗАКОСНЕЛЫЙ – утративший подвижность, устарелый.
В) КРИМИНАЛЬНЫЙ – уголовный.
Г) СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ – особо тщательный, до мелочей точный.
8. Значение какого слова определено неверно?
А) ЭКСПРОМТ – речь, произнесённая без подготовки.
Б) НОСТАЛЬГИЯ – неприятные воспоминания.
В) ГЕРАЛЬДИКА – составление и изучение гербов.
Г) ИКЕБАНА – искусство составления букетов.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПИСЬМЕННО ВЫПОЛНИТЬ ТЕСТ В ТЕТРАДЕ. ОЦЕНКИ ВЫСТАВЛЮ В ЖУРНАЛ. В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОБРАЩАТЬСЯ ПО НОМЕРУ 0714973304
Категория: 11 класс | Добавил: petrovna1962
Просмотров: 131 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar