28.04 Родной (русский) язык. Тема.Идейно-художественный уровень текста и его анализ.
28.04.2022, 08:56
Ход урока.

Вступление. Кто из нас не любил смотреть выступления замечательных участников телевизионного шоу юных талантов «Синяя птица»? На одном из выпусков участник в номинации «Ораторское искусство» Андрей Цидендамбаев прочитал стихотворение Евтушенко «Свадьбы». Прочтение стихотворения произвело огромное впечатление не только на присутствующих в студии, но и на многомиллионную аудиторию телезрителей. Самого автора, Евгения Александровича Евтушенко, к этому времени уже не было в живых. Но многие зрители «Синей птицы» запомнили его на съёмках 2016 года. Сколько жизни было в его глазах! А за плечами – богатейший жизненный опыт, огромное творческое наследие. И выступление Андрея Цидендамбаева стало данью памяти великого поэта, прозаика, киносценариста и кинорежиссёра Евгения Александровича Евтушенко. Без личности Евгения Александровича Евтушенко трудно себе представить русскую поэзию. Имя поэта ассоциируется прежде всего с новаторством. Евтушенко широко использует богатство русского языка, по-новому переосмысливая слово, а также создавая свое, новое, нечто, ранее не существовавшее в языке. Его творчество интересно как с точки зрения идейно-тематического содержания, так и непосредственно с точки зрения использования языковых средств, посредством которых поэт передает это содержание.

СЛОВО О ПОЭТЕ.
Поэт, прозаик, киносценарист и кинорежиссер Евгений Александрович Евтушенко (настоящая фамилия Гангнус) родился 18 июля 1932 года (по паспорту — 1933 года) на станции Зима Иркутской области. Его отец — Гангнус Александр Рудольфович работал геологом, мать — Евтушенко Зинаида Ермолаевна — геолог, актриса и певица, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

В конце июля 1944 года Евтушенко вместе с матерью уехал в Москву, где учился в школе и посещал поэтическую студию Дома пионеров. К этому времени его родители развелись.
Печататься Евтушенко начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете "Советский спорт" датированы 1949 годом.

В 1951-1954 годах Евтушенко учился в Литературном институте имени А.М. Горького. В 1954 году он был исключен из института (за поддержку романа Владимира Дудинцева "Не хлебом единым ") и больше нигде не учился, получая образование самостоятельно, в том числе он свободно владел английским, французским, итальянским, испанским языками.

Первая книга Евгения Евтушенко – "Разведчики грядущего" — вышла в свет в 1952 году, в том же году он стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

В 1960-е годы Евгений Евтушенко наряду с Андреем Вознесенским, Бэлой Ахмадулиной, Робертом Рождественским и другими литераторами – "шестидесятниками" собирал большое количество зрителей на чтение своих стихов в Политехническом музее.

В 1970-х годах им написаны поэмы "Снег в Токио" (1974), "Северная надбавка" (1977).
С 1991 года Евгений Евтушенко проживал в США, но регулярно приезжал с выступлениями в Россию.
В сентябре 2013 года Евгений Евтушенко перенес операцию по ампутации ноги.
В конце марта 2017 года поэт был госпитализирован в США.
1 апреля 2017 года Евгений Евтушенко скончался.

- Евгений Евтушенко - величайший мастер художественного слова. Он отличается индивидуально-языковым стилем, он как никто умело использовал изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. На уроке мы попробуем раскрыть секреты его мастерства и выяснить, почему именно художественное слово отзывается в сердце человека, выполнить анализ художественного текста лирического произведения,выявить индивидуально-языковой стиль писателя, изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.


Стихотворение Е. Евтушенко «Вагон»:

Стоял вагон, видавший виды,
где шлаком выложен откос.
До буферов травой обвитый,
он до колена в насыпь врос.
Он домом стал. В нем люди жили.
Он долго был для них чужим.
Потом привыкли. Печь сложили,
чтоб в нем теплее было им.
Потом — обойные разводы.
Потом — герани на окне.
Потом расставили комоды.
Потом прикнопили к стене
открытки с видами прибоев.
Хотели сделать все, чтоб он
в геранях их и в их обоях
не вспоминал, что он — вагон.

Но память к нам неумолима,
и он не мог заснуть, когда
в огнях, свистках и клочьях дыма
летели
мимо
поезда.

Дыханье их его касалось.
Совсем был рядом их маршрут.
Они гудели, и казалось —
они с собой его берут.

Но сколько он ни тратил силы —
колес не мог поднять своих.
Его земля за них схватила,
и лебеда вцепилась в них.

А были дни, когда сквозь чащи,
сквозь ветер, песни и огни
и он летел навстречу счастью,
шатая голосом плетни.

Теперь не ринуться куда-то.
Теперь он с места не сойдет.
И неподвижность — как расплата
за молодой его полет.
1952
АНАЛИЗ ТЕКСТА.

-Каковы впечатления от прочитанного текста? Согласитесь,что это стихотворение Евгения Евтушенко настраивает на философскую волну, заставляет задуматься о быстротечности жизни, о непредсказуемости событий в ней.

В стихотворении 6 строф.

1.АНАЛИЗ ПЕРВОЙ СТРОФЫ.

Опорные вопросы и задания:

- С какого предложения начинается это стихотворение? На что обращает внимание поэт во втором предложении?

Назовем изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом в первой строфе, попробуем объяснить выбор используемых средств.

Примерный результат исследования.

- Это стихотворение начинается с повествовательного, невосклицательного сложноподчинённого предложения с придаточным места. Главное предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, который в то же время является фразеологизмом. Евтушенко в первых же двух предложениях даёт следующую картину: рядом с железной дорогой, на откосе (боковой наклонной поверхности дорожной насыпи) из шлака (угольной отработки) стоит вросший в насыпь, обвитый травой старый вагон).

Поэт использует лексическую АНАФОРУ «Он домом стал… Он долго был для них чужим», «Потом – обойные разводы. Потом – герани на окне. Потом расставили комоды». Местоимения «он», «они» выполняют, вроде бы, свою прямую функцию: указывают на предмет, но не называет его. Но на самом деле они помогают почувствовать отчуждение между вагоном-домом и его хозяевами. («Он долго был для них чужим», «Чтобы теплее было им». ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ помогает ощутить отсутствие радости в жизни обитателей этого вагона. ГРАДАЦИЯ (обойные разводы-герани на окне-комоды-открытки с видами прибоев) создаёт ощущение перемен. Обитатели дома пекутся не столько о том, «чтоб он в геранях их и в их обоях не вспоминал, что он – вагон», сколько тешатся иллюзией, что это и есть их настоящий дом».

2. АНАДИЗ 2,3, 4 СТРОФ.

Опорные вопросы и задания:

- Какой приём использован поэтом во второй, третьей, четвёртой строфах? Как использование этого приёма резко изменяет мелодику стихотворение, настроение? Обратите внимание на построение второй строфы, на звучание местоимений.

Примерный результат исследования.

- Неожиданно поэт проводит параллель между людьми, близкими по восприятию жизни автору, и вагоном. Использование приёма ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ («и он не мог заснуть, когда…», «но сколько он ни тратил силы…») лишний раз доказывает родившуюся ассоциацию: судьба вагона – жизнь человека. То, что поэт выделил в отдельные строки слова «летели мимо поезда», лишний раз усиливает трагизм от пролетающей мимо жизни. Местоимение «их» в первой строфе передаёт отчуждение обитателей вагона от него, звучит сухо. А вот в третьей строфе оно приобретает совершенно другое звучание: «Дыханье их его касалось. Совсем был рядом их маршрут». Создаётся ощущение близости вагона и пролетающих мимо поездов. А местоимение «они» только усиливает это ощущение. Ряд однородных членов «в огнях, свистках и клочьях дыма» передаёт краски и звуки настоящей, наполненной впечатлениями жизни. Приём олицетворения, использованный поэтом в четвёртой строфе, помогает ощутить трагизм ситуации:

Но сколько он ни тратил силы —
колес не мог поднять своих.
Его земля за них схватила,
и лебеда вцепилась в них.

3. АНАЛИЗ 5 и 6 СТРОФ.

Опорные вопросы и задания:

- Какие изобразительно-выразительные средства вы увидели в этих строфах? Как объяснить выбор использованных средств? Какие выводы вы смогли сделать, проанализировав последние строфы стихотворения?

Примерный результат исследования.

Пятая строфа – это одно сложное, сложноподчинённое предложение. Придаточная часть этого предложения – развёрнутая МЕТАФОРА «когда сквозь чащи, сквозь ветер, песни и огни и он летел навстречу счастью, шатая голосом плетни». Однородные члены передают стихию яркой, насыщенной событиями жизни, а в деепричастном обороте скрыта лихость. Несмотря на то, что это предложение по интонации невосклицательное, автор в конце его поставил точку, прочитать его неэмоционально просто невозможно. В этой же строфе Евтушенко применил такой стилистическую фигуру, как АНЖАМБЕМАН (перенос). Это придаёт стихотворению особую ритмическую выразительность.

АНАФОРА «теперь» в шестой строфе помогает ощутить реальность происходящего. А в реальности – неподвижность – «расплата за молодой его полёт». Приём ПАРЦЕЛЛЯЦИИ в начале 6 строфы помогает передать ощущение безысходности.

Эпитет «молодой» усиливает ассоциацию – судьба вагона – жизнь человека.

Проанализировав замечательное стихотворение Евгения Евтушенко,попробуйте в выразительном чтении вложить свою интерпретацию стиха.

ВЫВОД.

- Своеобразие мироощущения каждого поэта наглядно проявляется в системе его художественно-изобразительных средств, составной частью которой являются различные приёмы образного употребления слова, раскрывающие разнообразие художественного метода поэта, особенности его стиля. В творчестве Евтушенко преобладают определённые жизненные темы (правда/ложь, добро/зло, честь/бесчестие, талант/бесталанность, любовь/ненависть, человек/природа, человек/цивилизация). Стихотворение «Вагон», которое мы анализировали рассматривает тему жизненного пути. Железная дорога – жизненный путь. Вся наша жизнь – путь. Откос – это жизнь в стороне от главных событий. Благодаря художественному слову Евгению Евтушенко удалось нарисовать эпическое полотно под названием «Жизнь человека».

4.
-Мы разобрали текст художественного стиля. Обобщим знания об этом стиле речи.

Сфера применения.
Где используется?

В художественных произведениях.

Задачи речи.

Нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается; передать чувства, эмоции, которые испытывает автор; создать поэтический образ.

Стилевые черты. Каким бывает высказывание?

Высказывание отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью; широкое применение изобразительно-выразительных средств; стиль предназначен для создания художественных, поэтических образов эмоционально-эстетического воздействия.

Функция
Эстетическая

Рефлексия:
После выполненного анализа художественного текста подумайте над вопросами:

- Чему вы научились на данном уроке?

- Какие проблемы вам удалось решить?

- Какие выводы сделали для себя?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение-рассуждение на тему «Поэт в России больше, чем поэт» (О значении художественного слова в жизни человека).

Работы сдать в пятницу.
Категория: 11 класс | Добавил: bibikova0511
Просмотров: 159 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar