Дата: 27.04. Предмет русский язык
26.04.2020, 20:59
План изучения темы

.I/Организационный момент: Добрый день, ребята. Сегодня мы начинаем новый виток в дистанционном образовании. Попробуем работать по модулям. Это удастся тем, кто проявит максимум усердия и ответственности.
2. Акцент внимания:
Со мной можно связаться для консультаций в группе, по телефону, в почте. С сегодняшнего урока в оценивание работ входят и своевременность сдачи , и оформление. Фамилии детей, которые не прислали свои задания: Окомелков, Зеленский. Это 2.Удачи вам.
II. Задачи урока.
-Научиться различать сложные предложения с разными видами связи.
-Подбирать синонимы сложных предложений.
-А для этого нужно знать виды связи простых предложений в составе сложных.
III. Актуализация знаний:
1. Вспомним виды связи в сложных предложениях: сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
-.Виды сложных предложений (союзные, бессоюзные)
- Виды союзных предложений ( ССП, СПП)
-Отличительные признаки каждого вида предложения (в ССП - сочинительная связь между простыми предложениями, равнозначные отношения, связаны сочинительными союзами, в СПП- подчинительная, придаточное предложение подчиняется главному, предложения связаны подчинительными союзами и союзными словами).
-Как связаны предложения в бессоюзном предложении
(при помощи интонации, на письме при помощи знаков препинания-запятой, точки с запятой, тире и двоеточия).
- Виды СПП по значению (с изъяснительными придаточными, определительными, обстоятельственными).
-Виды связи в СПП с придаточными обстоятельтвенными«Блиц- опрос» (устно).
Определите виды придаточных предложений
а) Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан (К. Паустовский) Образа действий
б) Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили пол (К. Паустовский) Цели
в) Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последовских полях не кипела работа (М. Салтыков- Щедрин) Определительное
г) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) Изъяснительное
д) Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно (К. Паустовский) Цели
е)Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла… (А.Пушкин) Причины
IV. Усвоение новой темы
1.Рассмотрите примеры сложных предложений с разными видами связи и выполните тест –сопоставление: (Храмцов, Окомелков, Платонова). Предложения писать не надо.
1. Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов) А. сочинительная и бессоюзная связи
2. Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов) Б. сочинительная и подчинительная связи
3. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов) В. подчинительная и бессоюзная связи
4. Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин) Г. сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь

2.Расставить знаки препинания и определить виды связи в сложном предложении:
1. Ближний лес в котором мы часто бываем полон ягод и грибов,а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.

2. Все небо затянуто идет мелкий холодный дождь но по свежей зелени деревьев можно догадаться наступает весна.

3. Люблю весенний полдень звенит за окном капель которая радует душу.
[
4. Хороша наша природа зимой все вокруг усыпано снегом который искрится на солнц, и легкий морозец бодрит.(Курочка, Хвастунова)

3. Замена бессоюзных предложений союзными (устная работа):
1) Ласточка день начинает — соловей заканчивает.(Ласточка день начинает, А соловей заканчивает.)
2) Я понял: счастье — в дружбе и работе.( Я понял, ЧТО счастье — в дружбе и работе.)
3) Зима снежная — год обычно урожайный. (КОГДА зима снежная, год обычно урожайный.)
4) Ночью был заморозок, наутро вся земля съежилась, побледнела. (Ночью был заморозок, ТАК ЧТО наутро вся земля съежилась, побледнела.)
5) Ветер достиг восьми баллов — выходить в море опасно. (Ветер достиг восьми баллов, ТАК ЧТО выходить в море опасно.)
6) Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся. (Ж. Ж. Руссо) (Природа никогда не обманывает нас, ПОТОМУ ЧТО мы сами постоянно обманываемся)
V. Д.З. Выполнить письменно задание.Заменить бессоюзные предложения синонимами –союзными.
1) Молния вспыхнула красным огнем, гром грянул тяжело и сердито.
2) Чудесная ранняя весна, казалось, сменилась вдруг поздней холодной осенью: дождь лил целые дни, и ветер метался среди ливня и туманов.
3) Широкий подъезд был совершенно пуст — это показалось мне странным.
4) Солнце жжет; перед грозой изменился моря вид: засверкал меж бирюзою изумруд и малахит.
(Гетманов, Зарипова, Самышев, Зеленский)
Категория: 11 класс | Добавил: alzevsk
Просмотров: 275 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar