Русский язык 12,11,21
11.11.2021, 23:15
Повторить тему "Словосочетания"
1 Составить 6 словосочетаний с разными видами связи. Разобрать эти словосочетания графически.(письменно).

2.Работа по теме урока. Актуализация знаний.Смотри видео

1. Терминологический опрос.Ответить на вопросы поможет опорный конспект.

1. Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя учение о словосочетании и учение о предложении… ?

2. Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов, называется …?.

3. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого, называется …?.

4. В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего… (?).

5. Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определённое лицо…?.

6. Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму третьего лица множественного числа… ?.

2. Кластер.

Мы с вами знаем, что различают пять типов односоставных предложений.

Разновидности односоставных предложений классифицируются по главному члену предложения.

- Нарисуйте кластер.(Смотри опорный конспект).

Односоставные предложения

Подлежащее Сказуемое

Назывное Безличное

Определенно- Неопределенно- Обобщенно-

личное личное личное

Определите типы предложений.(письменно).

1. Сырая земля упруга под ногами..?.

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? – ?.

3. Мне холодно. – ?.

4. Нужны песок, лопата. – ?.

5. И на обломках самовластья напишут наши имена! – ?.

6. Недвижный камыш. – ?.

7. И сердцу так грустно. – ?

8. Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение. – ?.

9. Завьюжило не на шутку. – ?

10. Вот и знакомый дом. – ?

11. Меня здесь ждут. – ?.

4. Объяснение нового материала.

А теперь, обратите внимание на тему нашего урока. Для того, чтобы нам его начать, необходимо, в первую очередь, вспомнить что такое синонимы и определить, что же такое синтаксическая синонимия? (Синонимическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения).

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений. Покажем это на экспериментальных примерах двусоставных предложениях, соотносительных с односоставными.
Односоставные предложения. Двусоставные предложения
1. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копны свежие(Есенин.)
1. Я знаю, ты выйдешь...
2. Что новенького в газетах пишут? (Шолохов.)
2. Что новенького пишут газеты?
3. Жила я радостно, по-детски - проснешься утром и запоешь (Чехов.).
3. ...Я, бывало, просыпалась утром и пела...
4. Мне вздумалось сорвать этот репей (Лев. Толстой.)
4. Я вздумал сорвать этот репей.
5. Все мне видится Павловск холмистый (Ахматова.)
5. Все я вижу Павловск холмистый.

5. Первичное закрепление.

Игра «Редактор». Ребята, вам дан текст. Внимательно прочитайте его. Что вы можете сказать о нем? Необходимо отредактировать данный текст, заменив двусоставные предложения односоставными, где это возможно, чтобы получился хороший текст. Запишите его.

Текст.

Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Все равно я буду разбужен. Я должен поспеть к восьми часам в школу. Я люблю учиться в школе, потому что там имею много друзей. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел бы, чтобы учитель не спросил меня по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.

Возможный вариант.

Утро. Я встаю в семь часов. Хотелось бы поспать ещё, но надо вставать. Все равно меня разбудят. Мне необходимо поспеть к восьми часам в школу. Мне нравится учиться в школе, потому что там имею много друзей. Быстро завтракаю и выхожу из дома. Мне очень весело. Сегодня буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Хотелось бы, чтобы меня не спросили меня по геометрии. Вчера у меня было мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.

В чем отличие этих двух текстов? (Речь становится более живой, экспрессивной, передает чувства говорящего; отсутствуют повторы – местоимение «я»).

6. Итог урока. Рефлексия. После всей проделанной работы ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные? Почему? ( Письменно.Ответ обосновать.)

7. Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему «Доброе слово: оно необходимо каждому». Используйте односоставные и двусоставные предложения.(Работы принести в понедельник).

.
Категория: 11 класс | Добавил: bibikova0511
Просмотров: 377 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar