Русский язык 30.03.20 учитель: Стороженко Л. П.
29.03.2020, 17:56

Тема урока: «Знаки препинания в СПП с одним придаточным».
План изучения темы
Слово учителя.
- Наш сегодняшний урок построен на материале жизни и творчества А.А.Ахматовой.
Четверостишие из ее стихотворения «Тайны ремесла».
Не должен быть он очень несчастным
И главное – скрытным. О нет! –
Чтоб быть современнику ясным
Весь настежь распахнут поэт.
Учитель: - Почему эти слова из стихотворения А. Ахматовой я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку?
- Из какого стихотворения это четверостишие? («Тайны ремесла».)
2. Проверка орфографии:
вставлить пропущенные буквы:
Окон(нн)ый луч (оконный луч); ра…кален(нн)ая страсть (раскаленная страсть); в ночи бе…дон(нн)ой (в ночи бездонной); ш…пот осен(нн)ий (шёпот осенний); и…томлен(нн)ый взор (истомленный взор); бе…он(нн)ые ночи (бессонные ночи); для пр…сыщен(нн)ой души (для пресыщенной души); торжествен(нн)ая ноч… (торжественная ночь); замучен(нн)ый совенок (замученный совенок); лебедем надмен(нн)ым (лебедем надменным); блажен(нн)ый миг (блаженный миг); зацелован(нн)ые пальцы (зацелованные пальцы); путь жертвен(нн)ый (путь жер твенный).
3.Фронтальный опрос.
1.Какие предложения называют сложноподчиненными?
1. В каких отношениях находятся части сложноподчиненного предложения?
2. Из каких частей состоит сложноподчиненное предложение?
3. С помощью чего присоединяется придаточное предложение к главному?
4. Назовите основные виды придаточных предложений.
5. Как на письме отделяется главная часть от придаточной? (прежде, чем учащиеся ответят на последний вопрос, рассмотрим примеры для анализа). (Предложения на экране).
1. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: - Тема сегодняшнего урока «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным».
1У. Этап усвоения новых знаний -
1.Работа с пунктуацией
Анна Андреевна вспоминала, что огромного Державина подарил матери «прежний муж».
1. Мать, у которой глаза всегда на мокром месте, с недоумением приглядывалась к самой непонятной из своих дочерей.
2. Когда Анна написала свое первое стихотворение, ей было одиннадцать лет.
Учитель: - запишите предложения в тетрадь;
- расставьте знаки препинания;
- объясните постановку запятых;
- выделите главное и придаточное предложения;
- а теперь расскажите о знаках препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
2. Лингвистическая работа
- В каком предложении все слова употребляются в прямом значении? (3)
- Какой троп употребляет автор в первом предложении? (метонимия)
- На чем основана метонимия? (на смежности предметов)
- Какое языковое средство вы видите во втором предложении?
(фразеологизм).
- Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)
У. Этап закрепления новых знаний.
1. Тестовые упражнения
Вариант № 1
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.
1) 1, 3 2) 2 3) 2,3 4) 1, 2
Вариант № 2
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1) 1, 3 2) 1,4 3) 2, 3, 4 4) 2, 4
Вариант № 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.
1) 1, 2, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4
Вариант № 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.
1) 1, 3, 5 2) 2, 4 3) 2, 5 4) 3, 5
Вариант № 5
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Со временем (1) Печорин все сильнее ощущает некую раздвоенность (2) причины (3) которой (4) кроются в противоречии между глубиной его натуры и жалкими действиями.
1) 1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 4

3. Самостоятельная работа : расставить знаки препинания
4. Показалось что много ступеней.
1. Когда кончишь скажи.
2. Не печально что души моей нет на свете.
3. Не знаешь как усталая я не решалась лечь.
4. Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую
Но не хочу не хочу не хочу знать
Как целуют другую.
6.Лингвистическая работа : прочитайте текст и ответьте на ???
1. Основное место в лирике Ахматовой, бесспорно, занимает любовная тема – как в народной песне и в сонетах Петрарки, в лирике Гете и Пушкина, так и во всей мировой поэзии вообще. 2. Любовь в стихотворениях Ахматовой- это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу реальных жизненных причин тронутое печатью облагораживающего страдания.
3. Чувство поэтессы знает разных героев, и мы в настоящее время, в свете биографических данных, можем назвать их имена и распознать их непохожие друг на друга лица в ее поэтическом изображении, и в то же время они сливаются в едином образе большой, настоящей любви.
1. К какому типу речи относится этот отрывок? (рассуждение)
2. Каков стиль текста? (публицистический)
3. Какова тема этого текста? (любовь в лирике А. Ахматовой)
4. Какая идея звучит в этом тексте? (любовь в стихотворениях А.Ахматовой – это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное)
5. Определить проблему текста. (какой мы видим любовь в произведениях поэтессы?)
6. Самоконтроль
Составить 3 сложноподчиненных предложения с одним придаточным на тему: «Жизненный и творческий путь А.Ахматовой».
У1. Домашнее задание.

Из лирики А. Ахматовой выписать 5 сложноподчиненных предложений с одним придаточным и определить вид придаточного предложения.

Категория: 11 класс | Добавил: alzevsk
Просмотров: 485 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar