05.04 5-Б литература. учитель: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цель урока
Создание условий для полноценного восприятия произведения В.П.Катаева «Сын полка»,
Задачи урока
Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, учить определять главную мысль произведения, учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текс (внешний вид, поступки, отношение к людям), развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть произведение, тему, жанр. Учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению. Отрабатывать навыки чтения вслух и молча, развивать навыки общения.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПРИВЕТСТВИЕ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, СЕГОДНЯ МЫ В ВАМИ ПОГОВОРИМ НА ТЕМУ: "В П Катаев "Сын полка ."Образ Вани Солнцева ."
ЗАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА И ТЕМУ НАШЕГО УРОКА
Повесть «Сын полка» В.П. Катаев написал в 1944 году, в бытность свою военным корреспондентом на фронте. Катаев знал о войне не понаслышке, нередко оказывался в самой гуще боевых событий. Поэтому описания боев, быт солдат у него очень яркие, реалистичные, правдивые.
Егоров – сержант. Молодой человек лет двадцати двух. Несмотря на его молодость, молодые считали его бывалым солдатом. Товарищи его уважали, но вместе с тем побаивались.

Енакиев – капитан, командир батареи. Он был рассудителен, отличался расчетливостью и сдержанностью. В начале войны его семья погибла. Он не мог примириться с гибелью сына, часто видел его живым. Судьба Вани, его характер, Решил заняться воспитанием Вани Солнцева по собственной программе. А потом он принял решение усыновить мальчика. Вызвав огонь на себя, и понимая, что Ваня может погибнуть, капитан отправил подростка в штаб.

Ахунбаев – капитан. Начальник боевого участка, командир стрелкового батальона. Он был темпераментный, нетерпеливый. Его храбрость доходила до дерзости.

Седых – лейтенант, командовавший разведчиками.

Капитан Енакиев подал прошение об усыновлении мальчика. Катаев несколько раз подчеркивал, что мальчик спал беспокойно, тревожно. Слишком многое ему пришлось пережить, и эти переживания отражались в его снах. В конце повести Ваня был зачислен в Суворовское училище, где таких сирот, было немало.

Биденко – ефрейтор. Высокий, костистый великан. До войны был шахтером на Донбассе. Очень переживал из-за того, что Ваня убежал от него два раза. Это был одни из лучших разведчиков, один из «профессоров».

Горбунов — Здоровяк, из Сибири, гладкий, упитанный, круглолицый. С калёным румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлыми жесткими волосами. Работал лесорубом в Забайкалье. Он был весь такой светлый, березовый, что казалось, будто от него до сих пор пахнет березами. Не лишен тщеславия. Когда он на свой страх и риск взял с собой в разведку Ваню, и тот попался немцам, горбунов переживал за мальчика, не столько, опасаясь нагоняя со стороны командования, сколько его мучало беспокойство за судьбу ребенка и угрызения совести, что не смог уберечь мальчика.

Ефрейтор Вознесенский – сын полка, подросток 14 лет. Был награжден медалью. Он гордился своим положением и не прочь был похвастаться перед незнакомым мальчишкой.

Ковалев – артиллерист, наводчик. Ване годился в дедушки. Герой Советского Союза. Мужчина в зрелом возрасте. На фронт призвался добровольцем, хотя по возрасту не подлежал призыву. Участвовал в первой мировой войне. До войны был заведующим птицеводческой фермой. Внешне он был весь такой домашний, невоенный, что артиллеристы поначалу относились к нему с недоверием. Но Коваленко был гениальным наводчиком. О немцах он говорил так: «Я их хорошо знаю: это сволочи. С ними у нас может быть только один разговор — беглым огнем. Другого они не понимают». Ему неоднократно предлагали командирскую должность, но он отказывался, просил оставить его наводчиком при орудии.

Повесть заканчивается тем, что Ваню привезли в Суворовское училище, где он должен был учиться, чтобы в будущем стать офицером Советской армии. Капитан Енакиев погиб, вызвав огонь на себя. Тяжелая танковая атака немцев была отбита с большими потерями для батареи.

Образы героев в повести Катаева «Сын пока» собирательны. Многих мальчишек-сирот во время войны подбирали солдаты на фронте, и они становились детьми полка. Этих детей берегли. Но благодарные мальчишки, и девчонки, как и Ваня, старались помогать солдатам и офицерам, выполняли поручения. Кто-то из них был связными при офицерах, как мальчик Вознесенский. Кто-то, как Ваня, собирал гильзы, участвовал в разведывательных операциях. Немало среди сынов полка и геройски погибших.

Образ и характеристика Вани Солнцева в повести Катаева Сын полка

Ваня Солнцев – мальчик двенадцати лет, главный герой повести Катаева «Сын Полка». Биография Вани во многом схожа с историей тысячи мальчишек и девчонок военного времени. Отец его погиб на фронте, маму застрелили враги, а маленькая сестренка и старенькая бабушка умерли от голода. Около трех лет ребенок был вынужден скитаться по лесам, самостоятельно искать себе пропитание и приспосабливаться, чтобы выжить.

Разведчики нашли маленького сироту ночью, спящего в окопе. Сон его был тревожный, он бредил и сразу же проснулся от света фонарика. Мгновенно мальчишка подскочил и вооружился острым гвоздем. Узнав, что незнакомцев нет нужды бояться, он тут же потерял сознание.

Солдаты накормили изголодавшегося, одичавшего ребенка и пообещали оставить в полку. Капитан Енакиев распорядился отправить мальчика подальше от опасности в тыл.

Разведчики огорчены, они успели привязаться к найденышу, к тому же мальчик обладает навыками полезными в разведке, очень смышленый и отлично ориентируется в лесу. А тот уже ни в какую не желает покинуть солдат, наконец у него появилась возможность стать в строй со старшими товарищами и отомстить врагу за свою уничтоженную семью, за искалеченное детство.

По дороге Ваня проявляет смекалку, находчивость и дважды обманув сопровождавшего его ефрейтора Биденко, сбегает от последнего и возвращается к разведчикам. В пути у него состоялась интересная встреча со своим ровесником, которого артиллеристы зачислили в полк и поставили на полное довольствие. Этот мальчишка в новенькой военной форме и навел героя на мысль обратиться в штаб к командиру с просьбой разрешить ему остаться у разведчиков. Волею случая Ваня попадает к Енакиеву, который проникся мальчику теплыми чувствами и вернул в полк к разведчикам.

Неудачная вылазка в тыл врага чуть не стоила мальчику жизни. С момента вызволения из лап немцев, Ваня стал жить у командира в качестве связного. Мальчик и не догадывался, что напомнил Енакиеву его потерянную семью, и командир старается защитить, уберечь ребенка.

Маленький герой проявляет мужество, стойкость в страшном сражении, в котором погиб капитан Енакиев. Сослуживцы выполнили наказ командира и отправили Ваню Солнцева в суворовское училище.

В произведениях о войне наиболее трогательным, вызывающим жалость, гордость и восхищение, является образ ребенка.

В повести «Сын полка» Валентин Катаев правдиво изображает судьбу двенадцатилетнего мальчика по имени Ваня Солнцев, которого нашли бойцы в лесу.

Прямолинейность, отзывчивость и необычайная храбрость, свойственная лишь взрослому солдату, была заметна в мальчике каждому из окружающих. Поначалу военные недооценивали его упрямый характер, проявляющийся в желании остаться в полку, которым руководил Енакин. Он старался быть нужным наравне со всеми.

Лицо мальчика с ясными синими глазами в разные моменты говорило о многом. Бойцы видели его неприкрытую радость, когда услышал сообщение о том, что остается с разведчиками. Понимали, что видит он в страшных снах. Испуг, радость или злость на душе имели отражение в глазах («глаза его метнули синие искры»). Каждый из бойцов выражал жалость к оставшемуся рано без родителей мальчику.

Самолюбивый мальчик иногда испытывал обиду, например, когда перешел из разведчиков к орудию. Его смелость поражала окружающих, которые не переставали восхищаться идеями: «Вот чертенок! Все он замечает!».

Теплые отцовские чувства к Ване Енакиевым были прерваны гибелью капитана, который хотел успеть дать мальчику любовь и помочь стать суворовцем. Упорство мальчика позволяет добиться этого (подобное желание было произнесено перед смертью любящим его капитаном).

Так, детские годы Вани Солнцева проходили среди военных поручений, которые он преданно исполнял среди беспокойных военных будней. Находясь в обществе своих спасителей, участвуя в боевых заданиях, Ваня узнал, что такое настоящая дружба, героизм. Он рано повзрослел, испытал, что такое война, которая жестоко отняла у него семью. Но мальчик не лишился человеческих чувств, оставаясь добрым, отзывчивым «пастушком».

В 1944 году Валентин Петрович Катаев написал повесть «Сын полка». Главный герой повести — Ваня Солнцев, двенадцатилетний мальчик, который во время Великой Отечественной войны стал сыном артиллерийского полка, а затем курсантом суворовского училища. На фронте он понял, что очень важно быть не только храбрым воином, но и соблюдать воинскую дисциплину. Характеристика образа Вани Солнцева поможет понять, какие черты характера этого мальчика помогли ему выдержать суровые испытания.
Когда разведчики обнаружили в окопчике спящего мальчика, он был очень худой, заросший грязными русыми волосами. Измученное его лицо было покрыто синяками и царапинами, воспалённые губы обметала лихорадка.

Разведчики приютили мальчика и позаботились об его обмундировании и стрижке. Ваня Солнцев предстал перед читателями синеглазым мальчиком с крупными ушами и маленькой «артиллерийской» льняной чёлочкой, в гимнастёрке с погонями, подпоясанной ремнём, в сапогах.

Когда Ваня первый раз попал в палатку разведчиков, они накормили его вкусным солдатским обедом. Мальчик, как учили его родители, вежливо поклонился разведчикам и сказал: «Премного благодарны. Много вами довольны». Сначала он разговаривал с разведчиками застенчиво, но потом освоился и стал говорить оживлёно и весело. Когда командир приказал Ваню отправить в тыл, мальчик дерзко сказал: «А я не поеду».

Судьба Вани Солнцева до встречи с разведчиками

Характер, поступки

Когда Ваня Солнцев оказался в палатке у разведчиков, они поняли, что мальчик воспитан в хорошей крестьянской семье. Он был вежлив, а после того, как поел, степенно поблагодарил хозяев палатки и собрался помыть посуду. Мальчик сказал, что мать приучила его и сестрёнку мыть после себя посуду. Разведчики Горбунов и Биденко дали Ване прозвище «пастушок». Он действительно был похож на деревенского пастушка, каким его изображали в букварях: босой, в домотканых штанах, с торбой через плечо.

Разведчики относились к Ване очень хорошо, им полюбился этот самостоятельный, шустрый, смышлёный мальчик. Ваня ненавидел врагов, хотел помогать бойцам разведывать цели, но капитан Енакиев приказал отправить его в тыл. Тогда оказалось, что Ваня — гордый и дерзкий. Он решительно отказался ехать в тыл и сказал, что если повезут его, то он убежит. Когда мальчик действительно убежал по дороге от опытного разведчика Биденко, тот признал, что он «толковый ребёнок». В том, как в лесу Ваня провёл Биденко и как он убежал от него из машины, проявилась его находчивость, смекалка, хитрость, смелость.

Ваня, убежав от Биденко, решил найти самого главного начальника, чтобы пожаловаться на капитана Енакиева, который велел его отправить в тыл. Наблюдательность мальчика проявилась в том, что он понял, в какой избе остановился какой-то большой начальник.

Однажды ночью Ваню взяли с собой в разведку Биденко и Горбунов в качестве проводника, так как он хорошо знал эту болотистую местность. Когда ему неожиданно встретились три немецких солдата и один из них крикнул, почему он тут ходит и пихнул его сапогом в зад, Ваня хотел кинуться на него, но усилием воли подавил в себе ярость, так как знал, что может обнаружить разведчиков и сорвать выполнение боевого задания. Он прикинулся пастушком, искавшим свою лошадь, и немцы отпустили его.

В разведке мальчик проявил излишнюю самостоятельность. Он втайне от разведчиков добыл компас и стал вести самостоятельные наблюдения, записывая ориентиры и цели для артиллерии в букваре. За этим занятием его застал и схватил немецкий патруль.

Немцы поняли, что он в букваре рисовал план местности. На допросе Ваня вёл себя смело и достойно, не выдал разведчиков. Ваню спасло то, что советские воины пошли в наступление и немцы отступили. Ему было совестно, что он причинил разведчикам беспокойство из-за того, что без спросу стал снимать план местности. Мальчик в дальнейшем научился подчиняться старшим, стал соблюдать воинскую дисциплину, как настоящий солдат.

Когда его перевели от разведчиков к орудию в качестве запасного номера, чтобы он укладывал стреляные гильзы в лотки, Ваня скучал по разведчикам. Но потом ему понравились и бойцы орудийного расчёта, и он стал с удовольствие помогать им.

Вывод

Ваня Солнцев, герой повести В. П. Катаева «Сына полка», оставшийся во время Великой Отечественной войны круглым сиротой, нашёл новую замечательную семью — он стал сыном артиллерийского полка и с честью нёс звание советского солдата.

Книга учит тому, в тяжких испытаниях нужны не только смелость и героизм, но и несгибаемость воли, железная дисциплина, а главное — любовь к Родине.

Характеристика образа Вани Солнцева, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: СДЕЛАТЬ МИНИ -КОНСПЕКТ ОПИСАНИЕ ГЕРОЯ ВАНЯ СОЛНЦЕВ
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (04.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 118 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar