07.04 5- Б ЛИТЕРАТУРА ТЕМА: "СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ."С. Я. МАРШАК ."ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ."
Тип урока: комбинированный. Цель: раскрыть противопоставление образов падчерицы, мачехи и ее родной дочери как воплощение конфликта добра и зла. Задачи урока: образовательные: познакомить с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; обучать анализу драматического произведения; расширить представление о драме как роде литературы; сравнить образы падчерицы и королевы; развивать навыки характеристики персонажа с использованием цитатного материала, умение сравнивать образы героев; развивающие: учить обобщать и делать выводы, развивать умение рассуждать. развивать критическое мышление, устную речь; Ход урока. I.Организационный момент. Приветствие учителя: -Здравствуйте ребята. Попробуйте отгадать мою загадку: Из лозы сплетается, Все в него складывается: И грибочки, и орешки, Всякие ягоды и шишки. 2. Ассоциации. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на корзину? Запишите их. А теперь, ребята, дайте развернутый ответ на вопросы. Что означает слово « драма»? Кто такой персонаж? Что происходит со временем в драме? Что такое реплика? Как в драматическом произведении может проявляться автор? Что помогает зрителю и читателю понять, где происходит действие? Чем драма отличается от рассказа, повести, литературной сказки? Какими качествами должен обладать читатель пьесы? III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. - Ребята, запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетрадь. Тема: «Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».Положительные и отрицательные герои пьесы. - А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? Ребята запишите эпиграф. Эпиграф: …Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…М. Алигер. Как вы понимаете эпиграф к уроку? IV. Восприятие и усвоение нового материала. 1. «Мозговой штурм». «Особенности раскрытия характера героя в драматическом произведении». C помощью каких средств автор раскрывает характеры героев? • внешность; • поступки; • язык; • реплики персонажей. 2. Игра «Угадай героя по его словам». • «Работница — золотые руки». • «Она же хитрая, подольститься умеет». • «И платочек на ней тот же самый дырявый, и туфельки плохенькие, те, что днем на ней были». • «Еще и солнце не встанет, а она уже возле грядки — поле, подвязывает, гусениц обирает. В лес придет — ветви глупо не сломит». • «Да, хорошая девушка. Лучшей хозяйки нигде не найдешь». • «Я бы с ней целый век не расставался». О ком говорится в этих цитатах? Что мы узнали о падчерице со слов других персонажей сказки? (О ее внешности - она красивая, но плохо одетая. О ее качествах - трудолюбивая, любит природу, бережет ее). Со всем ли вы соглашаетесь? Почему? V. Изучение нового материала. С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Слово учителя Биография писателя Работа с пьесой. - Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 году, когда шла Великая Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных. - Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым? -Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями. - Понравилась вам сказка? - Чем? В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных. - Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке? - Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения? А сейчас давайте вернёмся к сказке и прочитаем выразительно эпизод «Королевский урок». Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя? 4.Анализ сцены «Королевский урок». Вопросы для анализа эпизода. Как вы расцениваете отношение королевы к профессору? Можно ли так относиться к людям? Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы? Какой урок вы извлекли для себя? Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге. Падчерицу в лес» группой «12 месяцев». 1.Что мы узнаём о Падчерице в этой сцене? 2. Как вы можете её охарактеризовать? Какая она? 3. Почему Падчерице приходится подчиниться приказанию Старухи и Дочки? Что скажете о них? 4. Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему? VII. Подведение итогов. Выставление оценок. – Назовите положительных героев пьесы-сказки. Запись в тетрадь - Какими положительными качествами они обладают? – Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? Кто является отрицательными героями? Отрицательные герои VIII. Домашнее задание: общее. Напишите продолжение сюжета сказки «Как сложится дальнейшая жизнь героев произведения». IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Какую задачу мы решили на уроке? Как ее решили? Чему научились на уроке? - Спасибо, ребята, за урок… ТЕТРАДИ ПРИНЕСТИ В ПЯТНИЦУ | |
| |
Просмотров: 152 | |
Всего комментариев: 0 | |