07.04 5- Б ЛИТЕРАТУРА ТЕМА: "СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ."С. Я. МАРШАК ."ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ."
Тип урока: комбинированный.

Цель: раскрыть противопоставление образов падчерицы, мачехи и ее родной дочери как воплощение конфликта добра и зла.

Задачи урока:
образовательные:
познакомить с жизнью и творчеством С.Я.Маршака;
обучать анализу драматического произведения;
расширить представление о драме как роде литературы;
сравнить образы падчерицы и королевы;
развивать навыки характеристики персонажа с использованием цитатного материала, умение сравнивать образы героев;
развивающие:
учить обобщать и делать выводы,
развивать умение рассуждать.
развивать критическое мышление, устную речь;
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие учителя:
-Здравствуйте ребята.
Попробуйте отгадать мою загадку:
Из лозы сплетается,
Все в него складывается:
И грибочки, и орешки,
Всякие ягоды и шишки.
2. Ассоциации.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на корзину? Запишите их.

А теперь, ребята, дайте развернутый ответ на вопросы.

Что означает слово « драма»?
Кто такой персонаж?
Что происходит со временем в драме?
Что такое реплика?
Как в драматическом произведении может проявляться автор?
Что помогает зрителю и читателю понять, где происходит действие?
Чем драма отличается от рассказа, повести, литературной сказки?
Какими качествами должен обладать читатель пьесы?
III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Ребята, запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетрадь.
Тема: «Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».Положительные и отрицательные герои пьесы.

- А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке?

Ребята запишите эпиграф.
Эпиграф:
…Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…М. Алигер.
Как вы понимаете эпиграф к уроку?
IV. Восприятие и усвоение нового материала.
1. «Мозговой штурм».
«Особенности раскрытия характера героя в драматическом произведении».
C помощью каких средств автор раскрывает характеры героев?

• внешность;
• поступки;
• язык;
• реплики персонажей.
2. Игра «Угадай героя по его словам».
• «Работница — золотые руки».
• «Она же хитрая, подольститься умеет».
• «И платочек на ней тот же самый дырявый, и туфельки плохенькие, те, что днем на ней были».
• «Еще и солнце не встанет, а она уже возле грядки — поле, подвязывает, гусениц обирает. В лес придет — ветви глупо не сломит».
• «Да, хорошая девушка. Лучшей хозяйки нигде не найдешь».
• «Я бы с ней целый век не расставался».
О ком говорится в этих цитатах?
Что мы узнали о падчерице со слов других персонажей сказки? (О ее внешности - она красивая, но плохо одетая. О ее качествах - трудолюбивая, любит природу, бережет ее).
Со всем ли вы соглашаетесь? Почему?
V. Изучение нового материала.
С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе.
Слово учителя
Биография писателя
Работа с пьесой.
- Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 году, когда шла Великая Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.
- Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?

-Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.
- Понравилась вам сказка?
- Чем?
В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных.
- Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?

- Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?
А сейчас давайте вернёмся к сказке и прочитаем выразительно эпизод «Королевский урок».
Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

4.Анализ сцены «Королевский урок».
Вопросы для анализа эпизода.
Как вы расцениваете отношение королевы к профессору? Можно ли так относиться к людям?
Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?
Какой урок вы извлекли для себя?
Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.
Падчерицу в лес» группой «12 месяцев».
1.Что мы узнаём о Падчерице в этой сцене?
2. Как вы можете её охарактеризовать? Какая она?
3. Почему Падчерице приходится подчиниться приказанию Старухи и Дочки? Что скажете о них?
4. Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
– Назовите положительных героев пьесы-сказки.
Запись в тетрадь

- Какими положительными качествами они обладают?
– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? Кто является отрицательными героями?
Отрицательные герои
VIII. Домашнее задание: общее. Напишите продолжение сюжета сказки «Как сложится дальнейшая жизнь героев произведения».
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какую задачу мы решили на уроке? Как ее решили?
Чему научились на уроке?
- Спасибо, ребята, за урок…
ТЕТРАДИ ПРИНЕСТИ В ПЯТНИЦУ
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (06.04.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 152 | Рейтинг: 1.3/3
Всего комментариев: 0
avatar