08.11.2021 г. История
Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Сегодня, мы с вами начнём знакомство с древней историей Донецкого края. Но, перед тем как перейти к изучению новой темы, мы повторим изученный материал. Актуализация опорных знаний (6-7 мин.) Вспомните, что такое история? (История – это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом и настоящем). А кто же такой Геродот? (Основатель исторической науки. Геродота, называют «отцом истории»). Его труд «История» – первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности. А теперь давайте вспомним об исторических картах, которые мы с вами рассматривали на прошлом уроке. Что же такое карта? (карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, составленное в определенном масштабе с помощью условных знаков). В прошлом году вы на природоведение изучали карты. Какие карты? (географические). Давайте с вами, подумаем, какие различия между географической и исторической картой? (На географической показаны географические объекты, какими они являются в настоящее время, а на исторической - границы государств, каковыми они были в разные исторические эпохи и кроме того с помощью стрелок и картосхем могут быть показаны исторические события, происходящие в те времена, например, схема движения войск или маршрут путешествия). А как называется наука, которая рассматривает методы составления, изучения и использования различных карт? (Картография). Мотивация и изучение нового материала: (15-20 мин.) А теперь, представьте, что каждый из вас – участник археологической экспедиции. Сегодня мы с вами отправимся на раскопки стоянок древних людей. Тема нашего урока: «Древняя история Донбасса». Изучая тему, мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Археология. Археологические раскопки. Культурный слой. 2. Стоянки древних людей на территории Донбасса. Давайте запишем план урока и тему в тетрадь. В начале нашего путешествия я бы хотела, чтобы вы запомнили имена известных краеведов Донбасса: Виктор Евсеев, Доротея Цвейбель, Николай Макаренко, Сергей Локтюшев. Эти ученые сделали неоценимый вклад в изучение освоения нашего края. Сегодня мы будем их последователями и отправимся в экспедицию. Историческая справка Археологические исследования последних лет доказывают, что Донецкая область принадлежит к тем регионам Европы, которые были заселены в далекой древности, начиная с эпохи палеолита. Об этом свидетельствуют раскопки, которые были проведены окол села Зеленый Гай Тельмановского района. А археологи считают, что впервые на территории нашего края люди появились около 150 тысяч лет назад. В более поздний период здесь жили в основном кочевники: скифы, сарматы, печенеги, половцы и другие. Учеными¬краеведами доказано, что события, о которых говорится в произведении «Слово о полку Игореве», происходили на территории Донецкого края. Археология воссоздает, как жили люди в далеком прошлом, о котором нет никаких письменных источников. Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в земле, под водой, в других местах земной поверхности. Археологические памятники находятся, как правило, под землёй. Некоторые из них специально выкапывались и засыпались людьми, например могилы. Другие спрятала под земной толщей природная стихия; так, пеплом был засыпан при извержении вулкана римский город Помпеи. Археология (от греч. «архайос» - древний, «логос» - слово, учение) – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Давайте вспомним с вами примеры вещественных источников (руины зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты, украшения). Работа в тетради: запишите определение «археология» и примеры вещественных источников. Вспомните, какие еще существуют виды исторических источников? (письменные, антропологические, устные). Уровень, на котором жили люди, по мере их деятельности поднимался всё выше и выше. Каждому времени соответствует свой слой жизнедеятельности. Представьте, тысячи лет наши земли подвергались изменениям климата, завоеваниям, переселением народов… Степной ветер, поднимающий в воздух пыль, со временем укроет слоем земли фундамент дома, кирпич, оставшийся от заброшенной церкви, гвозди, выпавшие из гнилых бревен. Так, постепенно под слоем земли оказываются предметы, которыми пользовались люди. На раскопках перед полевой работой проводится археологическая разведка: обследуется место будущей работы, составляется карта-план, намечается объём работы. После проведения археологической разведки начинаются раскопки. К ним обычно привлекают студентов исторических факультетов и добровольцев-школьников. Слой за слоем снимают археологи землю. Каждый такой слой – штык – равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешнее, археологи разбивают раскапываемый участок на квадраты, стороны которых ориентируются по сторонам света. Итак, мы с вами приблизились к «культурному слою». Что же это такое? Запишите в тетради: Культурный слой – это слой земли, содержащий остатки деятельности человека (древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу, погребения, клады, древние вещи и т.д.). Первая наша экспедиция отправляется на раскопки стоянки эпохи палеолита (каменного века) балке Казенной неподалеку от Амвросиевки. Открыл эту стоянку в 1935 г. Виктор Евсеев. В древности по оврагу проходила бизонья тропа, по которой животные поднимались от водопоя в степь. В течение многих лет, в основном осенью, наши предки, охотясь на бизонов и зубров, устраивали здесь засаду. Копья охотников были снабжены роговыми и кремневыми наконечниками. Амвросиевское костище представляет собой уникальный памятник, поскольку является самым большим в мире. Запишите в тетради: Стоянка – это место временного пребывания первобытных людей в период каменного века. А теперь давайте двигаться дальше в нашем путешествии. Следующая остановка – это две палеолитические стоянки вблизи села Антоновка Марьинского района. Эти стоянки были найдены экспедицией под руководством Доротеи Цвейбель, в 1962-1965 гг. На раскопках были открыты кости бизона и множество каменных орудий труда. Следующая остановка стоянка в селе Белокузьминовка Константиновского района. Археологи нашли каменные заготовки (нуклеусы) и орудия труда с зубчатыми краями. Итак, в нашем путешествии мы достигли Мариуполя. Гениальным открытием историки считают Мариупольский могильник, который был обнаружен в 1930 г. на левом берегу реки Кальмиус на окраине Мариуполя при строительстве завода «Азовсталь». Этот памятник эпохи неолита исследовал выдающийся археолог Николай Макаренко. Могильник представлял собой яму красного цвета, длиной 28 м. и шириной около 2 м., где находилось 122 костяка, лежавшие в четыре яруса. В погребениях были найдены кремневые ножи, стрелы, каменные топоры, украшения из клыков кабана, зубов и костей животных, обломки посуды. Закрепление нового материала: (2-3 мин.) написать 5 предложений о нашей экспедиции. Подведение итогов: (2-3 мин.) А теперь я предлагаю вам принять участие в пресс-конференции, на которой вы ответите на несколько вопросов письменно в тетради, высказывая свое мнение. 1. Что изучает наука археология? 2. Какое главное занятие археологов? 3. Что такое культурный слой? 4. Какое открытие совершил Виктор Евсеев? 5. Какое открытие совершила Доротея Цвейбель? 6. Как произошло открытие Мариупольского могильника? Больше всего тайн скрывают самые древние времена в истории человечества. Ведь о них сохранилось слишком мало свидетельств. Только поврежденные временем следы человеческой деятельности – обломки орудий труда, черепки посуды, украшения, клады, оружие, руины древних поселений, могильники и т. п. Такие вещественные источники помогают историкам восстановить жизнь людей в самые древние времена, о которых часто нет никаких письменных сведений. Все эти памятники прошлого теперь находятся под толстым слоем земли. Исследовать спрятанные под землей и водой остатки деятельности человека помогает наука археология, а понять и объяснить их могут только ученые – археологи. Сегодня вы были настоящими археологами, которые участвовали в раскопках. Домашнее задание: 1. Выучить термины, которые мы с вами записали в тетрадь: «археология», «культурный слой», «археолог» и уметь их объяснять. 2. Знать основные стоянки и уметь находить их на карте. Фото страниц тетради отправить учителю на электронный адрес olinkevich2009@mail.ru (тетради не нужно приносить!). Если возникнут вопросы, звоните (071)352-35-76. Удачи всем! | |
| |
Просмотров: 294 | |
Всего комментариев: 0 | |