09.04.2020 Русский язык
09.04.2020 Русский язык 5 –А класс учитель Шевченко С.Н. Тема. Культура речи. Правильное употребление прилагательных Добрый день, ребята! С каким настроением вы приступаете к уроку? Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык — это основное средство общения. Я уверена в том, что мой урок будет вам интересен, и у вас будет прекрасное настроение. План урока Задачи урока: • обучать правильному и обоснованному выбору прилагательных-паронимов; • способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости; • обогащать словарный запас обучающихся, применять полученные знания в жизненной речевой практике; • расширять знания о произведениях русских писателей; • развивать коммуникативные умения, правильно употреблять прилагательные в речи. 1.Оформляем работу в тетради Девятое апреля Классная работа Культура речи. Правильное употребление прилагательных 2. Синтаксическая пятиминутка. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения. Гибок, б…гат, пр…красен и сказочен при всех своих (не)с…в…ршенствах язык каждо…о народа. ( В. Детков) О чём слова писателя? (Любые несовершенства языка не делают язык менее прекрасным). Какое отношение они имеют к теме урока? (Тема урока связана с именем прилагательным). 3.А как называется человек, который исправляет ошибки? РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР Предлагаю Вам немного побыть в роли редакторов. Упражнение № 1. Исправьте ошибки в употреблении имён прилагательных, допущенные учениками в сочинениях. Какие сказки встретились в упражнении? Запишите исправленные предложения в тетерадь. 1) Для гадкого утенка это был самый лучший, самый воспоминательный день. 2) Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3) Иван-царевич был смелый и вольнолюбный человек. 4) Буратино всегда спокойно относился к своей бездельной жизни. Какие нормы в упражнении были нарушены? (Грамматические). 4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выполните 5 упражнений зрительной гимнастики. 5. С помощью орфоэпического словаря проверьте правила произношения слов. Запишите правильные варианты ударения в слова. Запомните их. МузЭйный*, кУхонный, кухОнный, красивше, красИвее, красивЕЕ, компьютЕрный, лазЕрный, лазЭрный, более интересный, более интереснее, удачный день, удачный человек, удачливый человек, удачливый день. *Большие буквы обозначают неправильное произношение слов (наременно даётся ошибочный вариант на распознавание нормы). Паронимы — слова, похожие, близкие по написанию, но разные по значению Запись в тетрадь. 6.Упражнение № 3. Отрывок из какой сказки перед вами? Каких частей речи не хватает в тексте? Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось? Для чего в речи нужны имена прилагательные? Найдите группу синонимичных прилагательных. Найдите антонимы. В ____________городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на_______________ садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться__________________ цветами в горшках, жили двое _________________детей. И садик у них был чуть побольше__________________ горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в _______________каморках под крышей в двух_____________домах. У родителей было по___________ящику, в них росла зелень для приправ и _____________кусты-по одному в каждом ящике._________________гирляндами спускался из ящиков горох, ____________кусты заглядывали в окна и сплетались____________ветвями. Слова для справок: большой, маленький, комнатный, бедный, цветочный, крошечный, соседний, деревянный, розовый, зелёный, пышный, тонкий. Вы хорошо поработали. Для того чтобы проверить ваши знания по уроку, выполним в тетради небольшой тест «Проверь себя». Тест с самопроверкой «Проверь себя» 1. Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного: 1) Более лучше 2) Самый хороший 3) Красивее 4) Больнее 2. В каком слове неверно выделен ударный звук? 1) КрасИвее 2) Она бледнА 3) Штора длиннА 4) КухОнный нож 3. Найдите ошибку в употреблении паронимов: 1) Дружный коллектив 2) Старый человек 3) Удачливый день 4) Лирический герой 4. В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ? 1) На одной из автобусных дверей была надпись — «ЗАПАСНОЙ выход» 2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант. 3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ. 4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка Наш урок подошёл к концу. Подведём итоги. Рефлексия. Закончите фразу (устно): Я сегодня узнал, что… Мне еще непонятно…. Я хотел бы узнать еще о… Чтобы не допускать ошибок в речи, надо… Если я сомневаюсь в постановке ударения, то я…. Было интересно… Я выполнял(а)… Я понял(а), что… Теперь я могу… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Домашнее задание: упр.601., повторить параграфы 101-105, подготовиться к контрольной работе На прощание поэтическая минутка: прочитайте стихотворение Т. Егоровой Очень занимательное — Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадёт оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы "прекрасное", Не скажем "безобразное" Не скажем маме "милая, Красивая, любимая". Отцу, и брату, и сестре, Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ные. | |
| |
Просмотров: 368 | |
Всего комментариев: 0 | |