09.04.2020 Русский язык
09.04.2020 Русский язык
5 –А класс учитель Шевченко С.Н.
Тема. Культура речи. Правильное употребление прилагательных
Добрый день, ребята! С каким настроением вы приступаете к уроку?
Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык — это основное средство общения. Я уверена в том, что мой урок будет вам интересен, и у вас будет прекрасное настроение.
План урока
Задачи урока:
• обучать правильному и обоснованному выбору прилагательных-паронимов;
• способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости;
• обогащать словарный запас обучающихся, применять полученные знания в жизненной речевой практике;
• расширять знания о произведениях русских писателей;
• развивать коммуникативные умения, правильно употреблять прилагательные в речи.

1.Оформляем работу в тетради
Девятое апреля
Классная работа
Культура речи. Правильное употребление прилагательных
2. Синтаксическая пятиминутка.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения.
Гибок, б…гат, пр…красен и сказочен при всех своих (не)с…в…ршенствах язык каждо…о народа. ( В. Детков)
О чём слова писателя? (Любые несовершенства языка не делают язык менее прекрасным).
Какое отношение они имеют к теме урока? (Тема урока связана с именем прилагательным).

3.А как называется человек, который исправляет ошибки?
РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР
Предлагаю Вам немного побыть в роли редакторов.
Упражнение № 1. Исправьте ошибки в употреблении имён прилагательных, допущенные учениками в сочинениях. Какие сказки встретились в упражнении? Запишите исправленные предложения в тетерадь.
1) Для гадкого утенка это был самый лучший, самый воспоминательный день. 2) Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3) Иван-царевич был смелый и вольнолюбный человек. 4) Буратино всегда спокойно относился к своей бездельной жизни.
Какие нормы в упражнении были нарушены? (Грамматические).

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выполните 5 упражнений зрительной гимнастики.

5. С помощью орфоэпического словаря проверьте правила произношения слов. Запишите правильные варианты ударения в слова. Запомните их.
МузЭйный*, кУхонный, кухОнный, красивше, красИвее, красивЕЕ, компьютЕрный, лазЕрный, лазЭрный, более интересный, более интереснее, удачный день, удачный человек, удачливый человек, удачливый день.
*Большие буквы обозначают неправильное произношение слов (наременно даётся ошибочный вариант на распознавание нормы).
Паронимы — слова, похожие, близкие по написанию, но разные по значению
Запись в тетрадь.

6.Упражнение № 3. Отрывок из какой сказки перед вами? Каких частей речи не хватает в тексте?
Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось? Для чего в речи нужны имена прилагательные? Найдите группу синонимичных прилагательных. Найдите антонимы.
В ____________городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на_______________ садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться__________________ цветами в горшках, жили двое _________________детей. И садик у них был чуть побольше__________________ горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в _______________каморках под крышей в двух_____________домах. У родителей было по___________ящику, в них росла зелень для приправ и _____________кусты-по одному в каждом ящике._________________гирляндами спускался из ящиков горох, ____________кусты заглядывали в окна и сплетались____________ветвями.
Слова для справок: большой, маленький, комнатный, бедный, цветочный, крошечный, соседний, деревянный, розовый, зелёный, пышный, тонкий.
Вы хорошо поработали. Для того чтобы проверить ваши знания по уроку, выполним в тетради небольшой тест «Проверь себя».
Тест с самопроверкой «Проверь себя»
1. Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:
1) Более лучше 2) Самый хороший 3) Красивее 4) Больнее
2. В каком слове неверно выделен ударный звук?
1) КрасИвее 2) Она бледнА 3) Штора длиннА 4) КухОнный нож
3. Найдите ошибку в употреблении паронимов:
1) Дружный коллектив 2) Старый человек 3) Удачливый день
4) Лирический герой
4. В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?
1) На одной из автобусных дверей была надпись — «ЗАПАСНОЙ выход»
2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.
3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.
4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка
Наш урок подошёл к концу. Подведём итоги.
Рефлексия. Закончите фразу (устно):
Я сегодня узнал, что… Мне еще непонятно….
Я хотел бы узнать еще о… Чтобы не допускать ошибок в речи, надо…
Если я сомневаюсь в постановке ударения, то я….
Было интересно… Я выполнял(а)…
Я понял(а), что… Теперь я могу…
Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Домашнее задание: упр.601., повторить параграфы 101-105, подготовиться к контрольной работе
На прощание поэтическая минутка: прочитайте стихотворение Т. Егоровой

Очень занимательное —
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.
Категория: 5 классы | Добавил: lanashevchenko96 (09.04.2020) | Автор: Шевченко С.Н. E
Просмотров: 368 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar