11.04 5-А 5-Б ТЕМА: "А. П. Платонов ."Юшка." Литературный портрет главного героя .
Цели: совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением, формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения;
- совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;
- формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.
Ход урока:
Организационный момент
Слово учителя:
Свет в ночи. Притча
Одна женщина жаловалась соседке на подругу, обидевшую её. Соседка успокаивала её и уговаривала простить подругу.
— Простить? Да как же это? После того, что она мне сделала? Ведь она такая злая! Нет, зло нельзя прощать — сказала женщина. И вообще, почему я должна любить людей, не любящих меня, почему я должна делать добро, когда вокруг меня все обманывают, предают и делают пакости?
— Расскажу я тебе одну историю — говорит ей соседка. — Жил на свете человек. И просил он матушку-природу сделать так, чтобы по ночам было светло, чтобы свечек не зажигать, и чтобы зимой было тепло, чтобы печь не топить. Но матушке-природе виднее, что и как должно быть, поэтому не вняла она просьбам человека. Рассердился на неё человек и решил: «Ах, ты так, да? Ну, тогда и я не буду по ночам зажигать свет и не буду им светить тебе. И зимой печь топить я тоже не буду, чтобы её теплом не греть тебя. Я даже дверь на улицу открывать буду, чтобы и в доме тепла не осталось, тогда посмотришь, как тебе холодно будет».
— Ну и дурак же он, — перебила женщина рассказ соседки, — думал, что своим светом он освещает природу, а своим теплом согревает её в лютый мороз. Надменный болван! Да ведь это в первую очередь надо было ему самому. А она — матушка — сама о себе позаботится.
— Так почему же ты, — спросила соседка, — делаешь тоже и самое?
— Я? — удивилась женщина?
— Да, ты. Почему ты тушишь свет своей любви, когда вокруг тебя сгущается тьма, и почему ты не зажигаешь очага своего сердца, когда вокруг веет холодом людских сердец? Не лучше ли, чем сидеть в темноте и ждать пока кто-то посветит тебе, самой зажечь свет и посветить и себе и другим. Ведь тогда и ты сама увидишь путь, и, возможно, окружающие увидят его и пойдут по нему вместе с тобой рука об руку. И чем сидеть в холоде и ждать пока кто-то согреет тебя, не лучше ли разжечь очаг своего сердца и его теплом согреться самой и согреть сердца других людей, и тогда, глядишь, от их потеплевших сердец не будет веять таким холодом.

II. Актуализация опорных знаний
- Почему же мы обижаем друг друга? Почему больнее своя обида? Чего недостает людям?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
Соучастие – совместное участие в чем-нибудь.
Тема нашего урока: «Уметь любить человека» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка») (запишите ТЕМУ В ТЕТРАДЬ )
IV. Актуализация новых знаний.
-Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет.
-В какой одежде он ходил?
-Где Юшка жил и чем питался?
-Как Юшка работал?
Вывод: Отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут естественной реакции в подобной ситуации ( «как все большие делают») - зла в ответ на зло. Зло для детей – источник радости и веселья; им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их». Игра. К тому же дети повторяют поступки взрослых…
2). Как относятся к герою взрослые?
- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?
- Чем объясняет автор их поведение?
- Что ставили Юшке в упрёк?
Вывод: Взрослые же бьют Юшку из-за его непохожести на других. Свое зло вымещают на Юшке. В отличие от детей делают это сознательно. Зло в природе людей.
Что объединило взрослых и детей?
3). Юшка—Люди
- Как относится Юшка к людям?
- Юшка говорит, люди забыли, не понимают, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло?
- Что в рассказе символизирует сытую жизнь?
Вывод: Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из-за неумения любить.
Описывая портрет Юшки, автор подчеркивает слабость героя, его незащищенность и акцентирует внимание на описании глаз: « в них всегда стояла влага, как неостывшие слёзы».
Вывод:
Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Юшка живет в докторше.
Жизнь Юшки – это пример служения людям.
V. Итоги урока. Рефлексия
Ребята, «Юшка»– последний рассказ Платонова, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Обычно люди завещают своим детям материальные ценности.
VI.Домашнее задание:
Составить МИНИ-синквейн на тему «ЮШКА»
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (10.04.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar