12.05 5- Б литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цели деятельности учителя: ознакомить с биографией писателя – представителя зарубежной литературы; углубить знания о балладе как жанре литературного произведения; показать на примере баллады бережное отношение к традициям предков, драматический характер баллады, изображение мужества, смелости, стойкости, верности идее, стране; обсудить смысл названия произведения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Ход урока

I. Слово о жизни и творчестве писателя.
Роберт Льюис Стивенсон – английский писатель XIX в., основоположник и теоретик неоромантизма, литературный критик.
Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон (так звали отца) гордился самым значительным делом своей жизни – строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Все это позже отразится в его книгах.
Роберт Льюис был единственным ребенком в семье. Здоровье мальчика было слабым, он подолгу оставался в постели из-за гнетущей его болезни – туберкулеза.
По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии – земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.
Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы (1867–1873 гг.) были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). Природные наблюдательность и дарование, умение сходиться с людьми, свежий взгляд на разные вещи помогли ему в 1873 году начать публиковаться. С этого времени и до конца жизни Роберта Льюиса Стивенсона каждый год в печати будут появляться его произведения.
Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семьей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что только живя ближе к экватору чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало.
Вопросы:ПИСЬМЕННО
1. Когда и где родился Роберт Льюис Стивенсон?
2. Что вы знаете о его родителях?
3. Где учился будущий писатель?
4. Какие его произведения вы знаете, читали?
5. Где прошла большая часть жизни писателя?
II. Работа над понятием «баллада».
Баллада (от прованс. (фр.) ballar – плясать) – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
- Какой смысл вкладывается автором в две последние строфы?
— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костёр не страшен.
Пускай со мною умрёт
Моя святая тайна —
Мой вересковый мёд!
- Какие признаки жанра баллады вы можете найти в «Вересковом мёде» Р. Л. Стивенсона?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Вопросы:
1. Прав ли герой баллады, пожертвовавший сыном?
2. Что вызывает у вас в душе поступок героя: возмущение или восхищение?
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (11.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 126 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar