14.04.2022. 5 Б ЛИТЕРАТУРА. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Тема. А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа , единство героя с природой
Планируемые результаты:
Предметные: выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
Метапредметные: формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
Личностные: формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Целеполагание
Запись в тетрадях темы урока
III. Актуализация опорных знаний
Тесты по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
IV. Работа по новой теме.
Анализ содержания рассказа.
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
Словарная работа
Фантазия – слово многозначное.
Знакомство со словарной статьёй. В каком значении мы используем слово на уроке? Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту - фантазёром
- Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. (по плану)
5. Составление плана.
Возможный план.
1. Мама уходит на работу.
2. Никита “живёт” один.
а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»
в) «Доброе солнце»
г) «Колодезные жители»
д) Старый пень
е) Стол
ж) Банька
з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли
к) «Незнакомые, злобные лица»
3. Возвращение отца.
6. Беседа.
- Какое время изображено в рассказе? Последний год ВОВ
- Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты. письменно

Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов
7. Исследовательская работа с текстом. Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

Пустая бочка
В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.
Колодец
Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»
Две земляные норы
Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.
Старый пень
У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.
Пень крякнул в ответ.
Стол
Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.
Банька
Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.
Чужой петух
Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.
Жёлтый цветок
Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.
Колья из плетня
Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.
Доброе солнце
Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.
Земля
Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.
- Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?
- Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?
Работа с текстом.
- Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?
- Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми?
III. Подведение итогов урока.
- В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова?
- Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?
IV. Домашнее задание.
На выбор учащихся
1. Выполнить рисунок к рассказу, озаглавить его.
2. Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.
3. Ответить на вопрос: «О чём заставил вас задуматься рассказ А.П.Платонова?».
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я …. - Я затруднялся в …

Славяне обожествляли и одухотворяли природу: верили в то, что всё, что их окружает, живёт, понимает, чувствует, имеет свои желания и борется за них.
С давних времен в нашем языке остались выражения "дождь идёт", "солнце встает", "воет вьюга". Всю природу человек воспринимал могущественной, живой и стремился жить с ней в полном согласии. Древние люди рано поняли, что Солнце было главным источником жизни на Земле, оно давало тепло и свет, а без Солнца на Землю приходят ночь и зима, а с ними - смерть человека и природы, то есть жизнь на Земле зависит от Солнца. Вот почему у всех народов Солнце с самых древних времен обожествляется.
Бог солнца - Даждьбог - был одним из наиболее почитаемых богов у славян в древние времена. Слово «Даждьбог» состоит из слов "дай", "бог", "богатство". Кто даёт тепло, тот даёт добро, богатство, Даждьбог - это бог достатка в доме. Был Даждьбог сыном Сварога - бога неба и огня небесного, главного бога. Когда Солнце заходило, его провожали с печалью и страхом. А место, где Солнце всходило - восток, - было стороной радости, вечного тепла.
Символ жизни и весеннего равноденствия на Руси - это бог Ярило. Ярило покровительствовал расцвету природы, плодородию,любви, поэтому его всегда изображали в белой одежде и с хлебными колосками в руках.
Земля у славян издавна почиталась особо: ее называли «божья», «святая», «праведная». Земля - мать, которая рождает всё необходимое для жизни. Земля считалась самым верным свидетелем, поэтому славяне при клятве в доказательство наивысшей правды и верности ели или целовали землю.
В народном мифе славян Мать-Сыра-Земля лежала во мраке и холоде. Когда юный бог Ярило обратил на неё свой светлый взор, то проснулась Земля и жадно впитала в себя солнечные лучи, от солнечного тепла появились на ней злаки, цветы, тёмные леса и синие моря, голубые реки и серебристые озера, птицы и звери, рыбы и насекомые. Так древние славяне объясняли происхождение всего живого на земле. "И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле и Матери- Сырой Земле".
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СДЕЛАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА. ПРИНЕСТИ ТЕТРАДИ В ПЯТНИЦУ
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (13.04.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 149 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar