15.04.2022. ЛИТЕРАТУРА. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цели урока:
Обучающие:
· Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности
· Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой героя.
Развивающие:
· Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений.

· Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Воспитательные:
· Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
· Воспитывать любовь к родному краю, природе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I.Организационный этап. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.
-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе.
-Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

-Из родных мест ушёл в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем. В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.
-К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». В.П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. В подтверждение этому обратимся к словам А.Михайлова: « … хочется сказать, что он … много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном».
-Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро».
-Какова история создания рассказа?
-«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.
Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».
Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен.
Записи учащихся в тетради:
Автобиографичность-свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.
3.Беседа по тексту произведения:
- Понравился ли вам рассказ?
-Что больше всего запомнилось?
Кто герои рассказа “Васюткино озеро”?
Что беспокоило рыбаков?
Зачем Васютка отправился в тайгу?
Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?

Каков старинный порядок?
Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

Какую пользу приносит эта птичка?
Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек?

Как обычно проходит охота на глухаря?
В какой момент Васютка понял, что заблудился?
Как вы думаете, страшно ли было Васютке?
Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?
Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?
В чём увидел мальчик своё спасение?
Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?
Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?

Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
Кому понравился этот рассказ?

Обобщение.
1. Почему же так назван рассказ?
Где же находится это озеро?
Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Какой Васютка?
Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

Домашнее задание.
МИНИ Сочинение-рассуждение «Как Васютка выжил в тайге?»
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (14.04.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 138 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar