18.04 5-А 5-Б " литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Тема: Е.И. Носов - великий писатель и художник. Рассказ «Белый гусь».
Цели урока:
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством замечательного курского писателя Е.И. Носова. Формировать:
а) умение самостоятельно работать с дополнительной литературой;
б) навыки анализа художественного текста.
– Развивать у обучающихся:
а) языковую компетенцию;
б) читательский интерес и познавательную деятельность.
– Воспитывать:
а) информационную культуру обучающихся;
б) любовь и сострадание ко всему живому, бережное отношение к природе;
в) коммуникативные умения;
ХОД УРОКА.
ПРИВЕТСТВИЕ.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ РЕБЯТА.
- Хочется начать наш урок словами М. Светлова, который писал
«Друзья! Давайте утверждать заранее:
В любое время и в любом году -
У всей планеты славные куряне
Всегда и всюду будут на виду»
- И я вам хочу предложить на сегодняшнем уроке познакомиться с жизнью и творчеством писателя, современника, земляка, гордостью Курского края.
- А узнать имя писателя вам поможет выставка его книг
Ребята, сегодня у нас пройдет необычный и очень интересный урок не только потому, что к нам пришли гости, но и потому, что мы будем говорить о замечательном и талантливом курском писателе и художнике Евгении Ивановиче Носове (1925-2002 г.г.) Ведь всем нам необходимо знать культурно-историческое наследие не только России, но и Курского края.
- Мы собрали информацию из различных источников о жизни и творчестве писателя и художника – Е.И. Носова, приготовили урок.
- Где родился Е.И. Носов?
- Как складывалась его непростая жизнь?
- Награды писателя.
- Какие книги он написал?
- Что вы можете сказать о жанровом разнообразии произведений Е.И. Носова? - Приведите примеры.
- Что вы знаете о Е.И. Носове, как художнике?
- Сколько лет прожил Е.И. Носов?
- Где находится могила писателя?
Е.И. Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца в д. Толмачево, (слайд 4) под Курском, на высоком берегу Сейма,— в краю, отмеченном летописями, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым и Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным.На рубеже тридцатых годов семья Носова переехала в г. Курск. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, чтобы продать и заработать на хлеб. В 1932 году пошел в школу № 9.В 1943 году, писатель ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска. В 1945 был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».После войны Носов продолжил учёбу, окончил среднюю школу. С детства любил рисовать, обладал в этой области талантом. Когда он уехал в Среднюю Азию стал работать художником и литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1958 году вышла его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
Позже возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».
Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны.
На весь мир прославили Курскую землю книги замечательного писателя Е. Носова. Он был Мастером воистину во всем: писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи.
О войне ещё Носов написал повесть «Усвятские шлемоносцы», рассказы – «Шопен, соната номер два», «Хутор Белоглин», «Яблочный спас», «Памятная медаль», «Фагот». За книгу повестей и рассказов «Шумит луговая овсяница» писатель удостоен как Государственной премии РСФСР им. Горького (1975г.), за рассказы последних лет - международной премии М. Шолохова (1996г), премии «Москва-пение», «Умное сердце» (им. Платонова), премии «Отечество», премии А. Солженицына (2001г.).Е.Н. Носов не только писатель, но и художник..Писатель Соболев А. в 1966 г. говорил: «…А рисунки твои - прелесть! Я сначала не обратил внимания, чьи они, и думал: вот молодец художник, как здорово схватил! Гляжу, а это ты! Ну, молод­чина, ну, и молодчина!..»

А ещё он очень любил фотографировать родную природу и прекрасно умел это делать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам.
В каждой строке мастера живет его душа, в каждой живописной работе и фотографии – его любимые просторы, холмы, дерева, речки: они помогали ему жить, дарить радость людям.
Интересно Е.И. Носов проводил досуг.
- Друзьям он вытачивал деревянные резные игрушки. Внуку – из лесных материалов – пёстрых дятлов, рогатых жуков
Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске, на Мемориале павших.
План.
1. Какие стихи написал автор? Привести примеры.
2. Какие стихи написаны о самом авторе? Привести примеры.
3. Собрать материал о том, как куряне чтут память Великого Мастера.

Год коня!..
Эх, дайте мне поводья!
Грива - вьюга, снег из-под копыт…
Пронесусь я звездным половодьем
По Руси, которая не спит.
Млеют огоньки среди сугробов,
Колокольный слышен благовест.
Месяц - ковш, налей вина на пробу,
Угости всех путников окрест.
Окропи коней моих на счастье,
Чтоб впотьмах не потеряли путь.
Эх, вы годы!.. Кони белой масти!
Унесите прочь куда-нибудь…

В ожидании праздника.
Голубо и весело:
Солнце - целый день!
Над оградой свесилась
Майская сирень.
Струи тонкой пряности
В воздухе текут,
Будто где-то пряники
К празднику пекут.

- А это стихотворение посвящено Носову.
Е.И. Носову
Чтоб о России рассказать с любовью,
Ее, родную, мало обожать.
А нужно жить ее бездонной болью
И светлой ее радостью дышать
Печаль и гордость русского солдата,
И зоркий взгляд, и ум глубокий зрились
В алмазе первородного таланта
И в сердце, словно в фокусе, светились.

Писатель Е.И. Носов, ушел из жизни 13 июня 2002 г… Е. Носов был сыном не только Курской земли, но и России. Его память чтут на Курской земле, в России, Германии, Италии, Канаде. Мы вам советуем прочитать «Книгу о Мастере», посвященную писателю, где сможете подробнее познакомиться с его жизнью и творчеством.

В центре г. Курска есть памятник Евгению Носову. На памятнике надпись – призыв: «Покормите птиц!» также была открыта мемориальная доска в здании, где находилась школа №9, которую заканчивал Евгений Иванович.
Чему учит рассказ Евгения Носова Белый гусь, можно понять, прочитав это произведение.
В деревне у Степки жил большой белый гусь. Он был такое важный, как настоящий адмирал. Он считал, что всё, что находится вокруг, должно служить ему: и луг, и поле, и речка. Белый гусь запросто мог подойти к банке с червями любого рыбака и полакомиться ими.
Но однажды летом, когда автор пошел на речку со Стёпкой, он увидел этого белого гуся, который вел себя очень необычно. Он отгонял всех, и даже погнался за бычком, пока не прогнал его.
Оказывается, его гусыня погибла, а гусь стал охранять маленьких гусят. Как-то началась гроза, которая перешла в град. Все гуси прикрыли своих гусят крыльями, но потом не выдержали и побежали спасаться от града. Гусята погибали под градом. Только большой гусь не покинул своих детей. Когда гроза кончилась, на лугу остался мёртвый гусь, а его гусята не пострадали под его крыльями.
Главная мысль рассказа: велика сила родительской любви, благодаря которой остались живы дети. Белый гусь проявил мужество и бесстрашие, которому можно только поучиться.

Человек может учиться не только у человека, но и у животного. Они также могут проявлять прекрасные качества характера, такие как отвага, благородство, жертвенность. Таким предстаёт на страницах книги "Белый гусь" главный герой. Перед нами обычная домашняя птица. Но автор не случайно называет его "адмиралом". И дело даже не во внешних проявлениях, а в его добродетели, взаимоотношениях с животными и человеком.
Казалось бы, гусь всего лишь воображает, хвастается, но на самом деле в сложных ситуациях птица проявляет все эти качества. Отстаивает не словом, а делом свое звание. Когда погибает мать гусят, он сам берет ответственность за их жизни. Гусь оказывается очень хорошим отцом, который не побоялся даже телёнка, лишь бы защитить своих детей.
Когда гуси с птенцами попали под ливень, то сначала взрослые птицы старались сберечь их под своими крыльями. Но начался град и старшее поколение, бросив своих детей, поспешило в укрытие. А птенцы, не успевающие за родителями, были сбиты градинами. А что же сделал "гусиный адмирал"? Он не сдвинулся с места, чтобы спасти всех своих гусят. Птица показала на своем примере, что такое самопожертвование.
Мужественный подвиг птицы дал мне понять, что такое "брать на себя обязательства" и что такое "истинная ответственность".

Мы выяснили значение непонятных для вас слов, пользуясь «Толковым словарём» под ред. Ожегова С.И.- выписать в тетрадь.

Кокарда – форменный знак на головном уборе.
Кулига - 1. ровное место, чистое и безлесное;
2. небольшой покос, лужок на заводи, заливе, и самая заводь.
Кильватерный строй – следовать друг за другом.
Картуз – мужской головной убор с жёстким козырьком.
Куканы – веревка, на которую надевают, под жабры и в рот, пойманную рыбу, опуская ее на привязи в воду.
Плес – широкое водное пространство между островами, перекатами.
Привада – корм для приманки зверей, птиц, рыб.
Лозняк – ивовый кустарник.
– большое соединение кораблей, самолётов, танков.
Работа над образом. письменно.
I. Образ тучи в рассказе Е.И. Носова «Белый гусь».
– Какой образ в рассказе подразумевает опасность, связанную со стихией?
(Д/З: Создать проект письменно в тетраде памятника Белому гусю, описать его и нарисовать)
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (17.04.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 212 | Рейтинг: 2.0/4
Всего комментариев: 0
avatar