20. 04 5-А литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович [15 (28) ноября 1915, Петроград - 28 августа 1979, Москва; согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом в Белоруссии], русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974).
Константин Симонов. Konstantin Simonov.
СИ́МОНОВ, Константин (Кирилл) Михайлович [р. 15(28).XI.1915, Петроград] — рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Кандидат в чл. ЦК КПСС (1952—56), чл. Ревизионной комиссии ЦК КПСС (1956—61). Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Окончив семилетку и ФЗУ в Саратове, до 1935 работал токарем. Печататься начал в 1934 (фрагменты из поэмы «Беломорец» в сб. молодых поэтов «Смотр сил»). В 1938 окончил Лит. ин-т им. М. Горького. Опубл. поэмы «Победитель» (1937) — о Ник. Островском, «Павел Черный», «Ледовое побоище» (обе — 1938), «Суворов» (1939), сборники стихов «Настоящие люди» (1938), «Дорожные стихи» (1939). В 1939 едет в р-н боев у озера Хасан, где работает в армейской газете. В ранних поэмах и стихах С. проявилось точное ощущение современности и боевых революц. традиций, тяготение к героич. сюжетам, к сильным и мужеств. характерам, романтич. пафос, что отвечало требованиям времени, предчувствию грядущих боев. Готовясь к этому испытанию, герои С. выбирали неустроенность, разлуки, движение, устремленность в будущее. Уже здесь наметилась осн. проблематика будущих произв. С., выявились художнические и гражд. интересы писателя. Герой поэм и стихов 30-х гг. — молодой человек; им движут жажда подвига, чувство интернац. солидарности с трудящимися всего мира. Особенно отчетливо сквозит предощущение войны в первых пьесах С. — «История одной любви» (1940) и «Парень из нашего города» (1941; Гос. премия СССР, 1942). Характер героя этой драмы Сергея Луконина близок собирательному типу героя своего времени. Это — человек сильный духом, закаленный, мужественный. Вместе с этой пьесой в творчество С. вошла важнейшая для него тема крепкой дружбы, помогающей людям жить в самых трудных обстоятельствах.
Поэмы, сборники интимной и гражданской лирики («С тобой и без тебя», 1942; «Друзья и враги», 1948). Эпическое изображение Великой Отечественной войны, социально-нравственные конфликты в повести «Дни и ночи» (1943-44); романе-трилогии «Живые и мёртвые» (1959-71; Ленинская премия, 1974), цикле повестей «Из записок Лопатина» (1957-78). Дневники военных лет; «Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине» (опубликованы 1988) - попытки оправдать своё активное участие в идеологической жизни в 1940-50-х гг. Пьесы, в т. ч. «Парень из нашего города» (1941), «Четвёртый» (1961). Публицистика. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-56. Главный редактор журнала «Новый мир» (1946-50, 1954-58), «Литературной газеты» (1938; 1950-54). Государственная премия СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).
ПОЭМЫ (2):

Ледовое побоище

Пять страниц ®

СТИХИ (30):

«Напоминает море - море»

«Дружба - дружбой, а служба - службой»

Чужая душа

Дом друзей

«В чужой земле и в городе чужом»

Танк на выставке

Открытое письмо

Хозяйка дома ®

Убей его! ®

Песня военных корреспондентов

Фляга ®

Товарищ

«На час запомнив имена»

Сын артиллериста ®

«В домотканом, деревянном городке»

«Жди меня, и я вернусь» ®

«Над чёрным носом нашей субмарины» ®

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» ®

«Не сердитесь - к лучшему»

«Ты говорила мне «люблю» ®

«Словно смотришь в бинокль перевёрнутый»

«Майор привёз мальчишку на лафете» ®

Родина

«Если бог нас своим могуществом»

Кукла

Поручик

«Всю жизнь любил он рисовать войну»

Северная песня

Тоска

Мальчик
В годы Великой Отечеств. войны С. был корр. газ. «Красная Звезда». Главное в его стихах первых лет войны (сб-ки «Лирический дневник», «С тобой и без тебя», «Фронтовые стихи», все — 1942) — любовная лирика. Здесь особенно ощутима лирич. стихия — щедрое, страстное, напряженное раскрытие интимного мира поэта. В лучших стихах цикла «С тобой и без тебя» («Жди меня» и др.) соединились социальные, патриотич. обобщения и личные чувства. Эмоциональный, исповеднический тон любовной лирики С. поразил читателей драматич. контрастом военного времени и открыто звучавшей доверительной, личной авторской интонации. В военных стихах С. напряженная эмоциональность соединяется с почти документ. очерковостью («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», 1941). «Седой мальчишка» (стих. «Майор привез мальчишку на лафете...») — это и есть образ того поколения, в памяти к-рого никогда не умрут ужасы войны. Неотвязность этих воспоминаний становится постоянной темой самого писателя. В 1942 он пишет пьесу «Русские люди» (опубл. в «Правде», шла почти во всех театрах страны; Гос. премия СССР, 1943), где рисует трудности войны как непрерывное испытание всех человеч. сил. Пьеса рассказывает об обычных бойцах, о тех людях, к-рые по существу одержали победу над врагом. Именно в этом — особое место пьесы С. в знаменитой воен. трилогии 1942 года — рядом с «Фронтом» А. Корнейчука и «Нашествием» Л. Леонова. Поединок с врагами в «Русских людях» — это и борьба психологическая, нравственная, напряженный духовный поединок враждебных миров и непримиримых мировоззрений. Трезвое отношение к реальным силам врага типично и для др. произв. С. о войне. Пьеса «Так и будет» (1944) рассказывает уже не только о войне, но также о близком мире, о любви, о том, как оживают в человеке чувства, скованные войной. Одна из проблем пьесы — будут ли люди фронта после победы по-прежнему нужны, найдут ли свое место в великой мирной стройке.
Первое большое прозаич. произв. С. «Дни и ночи» (1943—44; Гос. премия СССР, 1946) — суровая, аскетич. повесть о сталинградских днях. Здесь война показана как нар. трагедия, время огромных, невосполнимых жертв. Повесть отличается лаконизмом, строгой документальностью.
С частями Сов. Армии С. побывал на освобожденных землях Румынии, Болгарии, Югославии (сражался вместе с партизанами), в Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После победы, в 1945, появились сб-ки его очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», сб-ки рассказов. Тогда же вышла книга фронтовых очерков «От Черного до Баренцова моря. Записки военного корреспондента» (кн. 1—4, 1942—45). После поездки в Америку С. пишет пьесу «Русский вопрос» (1946; Гос. премия СССР, 1947) — об истинных чувствах человека, вздумавшего противопоставить свою волю и неподкупную совесть продажной совести правящих кругов Америки. К пьесе «Русский вопрос» примыкает книга стихов «Друзья и враги» (1948; Гос. премия СССР, 1949), в к-рой С. обличает новых поджигателей войны. Как интернационалист он отделяет честных людей совр. Запада от продажных бизнесменов. Стихи этого цикла были значит. явлением сов. гражд. лирики, образцом глубоко личного, пристрастного разговора о политике, о междунар. делах.
В 1952 С. опубл. первый роман «Товарищи по оружию», в к-ром закрепил и развил то, что было найдено в повести «Дни и ночи». В 1959 появился роман «Живые и мертвые», где гл. героем становится Великая Отечеств. война. Здесь рождается философское, граждански емкое понимание правды, к-рой становится все то, что прожито и выстрадано человеком. Это и отступление,
и наступление, и трагедия первых месяцев войны, и героич. отпор под Москвой, и честность, сердечность генерала Серпилина, и дезертирство полковника Баранова, и неслыханный героизм тысяч солдат. Мертвые — тоже герои романа, они не уходят в небытие, но идут рядом с живыми, спрашивают у них ответа за сделанное. Написанные в 1956—61 «Южные повести» — рассказ о лично пережитом на войне. Творчество С. автобиографично. Его персонажи по большей части несут в своей судьбе и в своих раздумьях отпечаток судьбы и раздумий самого автора. В 1961 моск. театр «Современник» и Большой драматич. театр им. Горького в Ленинграде ставят пьесу С. «Четвертый». Пьеса многозначна. Ее первый план — рассказ о нравств. крахе тех хороших амер. парней, к-рые когда-то сражались рядом с русскими против фашизма, а сегодня забыли славные боевые традиции ради забот о покое и обеспеченности. Пьеса — также и разговор Человека и его Совести, поединок между ними, когда вчерашний легкий компромисс, пустяковая безответственность сегодня выглядят преступлением.

В 1963—64 появляется как бы продолжение «Живых и мертвых» — роман «Солдатами не рождаются». Здесь собраны все герои С., выверены темы, отточены конфликты. Для писателя героическое — каждодневное, реальное, сама жизнь его героев, их мысли, закономерность их поступков, обостренное чувство воинского долга. Понятие героического у С. — понятие подвига как продолжения основ мирной жизни, как проявления обычных свойств данных характеров. Героическое раскрывается в них не только через воен. эпизоды, а через всю предыдущую жизнь, строй мыслей. Многое из того, что не удавалось С. раньше, здесь преодолено, взяты новые психологич. и худож. рубежи. В образе Серпилина исчезает нек-рая узость, к-рая сопровождала прежде характеры военных людей у С. Серпилин широко и свободно видит жизнь, он интеллигентен, у него сложный внутренний мир, он умеет анализировать не только чужие, но и свои поступки. В 1970—71 опубл. продолжение романа «Солдатами не рождаются» — роман «Последнее лето».
С. написал также повесть «Дым отечества» (1947), очерки «Норвежский дневник» (1955), «Люди с характером» (1958), сб. «Из записок Лопатина» (1965) и др. Выступает как публицист, критик, переводчик.
Драматургия С. тесно связана с Моск. театром им. Ленинского комсомола, где были поставлены почти все его пьесы. Они широко ставятся и в др. театрах страны и за рубежом. Повесть «Дни и ночи» была инсценирована и шла во МХАТе и др. театрах. По сценариям С. поставлены фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943—44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия — Неман»
(1960, совм. с Ш. Спааком и Э. Триоле), «Живые и мертвые» (сер. 1—2, 1964) и др. С. — чл. Президиума Сов. комитета защиты мира (с 1949); зам. генерального секретаря правления СП СССР (1946—54), секретарь правления СП (1954—59; с 1967). Был гл. редактором журнала «Новый мир» (1946—50, 1954—58), «Литературной газеты» (1938, 1950—54). Произв. С. переведены на мн. иностр. языки и языки народов СССР.
Соч.: Избранное, М., 1948 (Биографич. справка); Соч., т. 1—3, М., 1952—53 (Автобиография); Соч., т. 1—6, М., 1966—70; Пьесы. [Вступ. ст. А. Борщаговского], М. — Л., 1948; На лит. темы. Статьи 1937—1955, М., 1956; Случай с Полыниным. Повесть, «Знамя», 1969, № 8.
Лит.: Малюгин Л., Образ сов. человека и наша драматургия, в кн.: Советский театр и современность, М., 1947; Лазарев Л., Драматургия К. Симонова, М., 1952; Кедрина З., Константин Симонов, в ее кн.: Литературно-критич. статьи, М., 1956; Гринберг И., К. М. Симонов, в кн.: Рус. сов. писатели, М., 1957; Тарасенков А., Константин Симонов, в его кн.: Статьи о лит-ре, т. 2, М., 1958; Громов П., Заметки о лит-ре воен. лет, в его кн.: Герой и время, Л., 1961; Макаров А., Константин Симонов как воен. романист, в его кн.: Серьезная жизнь, М., 1962; Трощенко Е., Поэзия поколения, созревшего на войне, в его кн.: Статьи о поэзии, М., 1962; Гус М., Суд совести, в его кн.: Лит-ра и эпоха, М., 1963; Лебедева М., Рус. сов. лит-ра периода Великой Отечеств. войны, М., 1964; Кардин В., Человек с автоматом, в кн.: Живая память поколений, М., 1965; Богуславский А. и Диев В., Рус. советская драматургия, М., 1965; История рус. советского романа, кн. 2, М., 1965; Барлас В. Я., Глазами поэзии, М., 1966; Вишневская И. Л., Константин Симонов. Очерк творчества, М., 1966; Белая Г. А., К. М. Симонов, История рус. сов. лит-ры, т. 3, М., 1961; Фрадкина С., Творчество Константина Симонова, М., 1968; Хохлова М., К. М. Симонов. Жизнь и творчество. Список рекомендуемой лит-ры, М., 1952; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 4, М., 1966.

Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1941 г., когда советские войска готовы были отступить под натиском врага.
Тема стихотворения – жизнь детей во времена Великой Отечественной войны.
Композиция – Стихотворение построено как монолог солдата о судьбе мальчика. В нём можно выделить несколько смысловых частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально произведение делится на катрены.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца».
Эпитеты – «исцарапан лафет», «отец ранен», «разбита пушка», «седой мальчишка», «воинский закон».

Главная тема Стихотворения Симонова солдаты переписывали друг у друга и учили наизусть. Сегодня детей с его творчеством знакомят на уроках русской литературы в 5 классе. Известное произведение «Майор привез мальчишку на лафете, седой мальчишка на лафете спал» очень быстро набрало популярность на фронте. Основа стиха — проблемы маленьких детей, которые потеряли родителей и были лишены детства. Главными персонажами являются мальчишка и герой, который представлен читателям как солдат. Кроме этого, присутствуют и другие роли: отец мальчика, майор и адресат, к которому все время обращается лирический герой.
В первой части произведения рассказывается о судьбе мальчика. Его мать погибла, а отец был ранен. Из-за состояния здоровья он решил передать сына в руки солдатам своего полка. Папа мальчика был уверен в своих товарищах и понимал, что они не оставят сына одного. Автор кратко представляет читателям портрет главного героя. Он описывает лишь, что ребенок спит на лафете, обнимая игрушку. Мальчик не понимает, что остался сиротой. В этом месте ощущается трагизм. Автор указывает, что мальчик седой. Эта мысль дает полностью понять, с какими трудностями ему пришлось столкнуться. После такого описания поэт обращается к адресату. Есть предположения, в которых женщина просит солдата вернуться домой. Она утверждает, что невозможно всех спасти.
своими очерками поднимал военный дух бойцов. Содержание: Главная тема Основы выразительности Главная тема Стихотворения Симонова солдаты переписывали друг у друга и учили наизусть. Сегодня детей с его творчеством знакомят на уроках русской литературы в 5 классе. Известное произведение «Майор привез мальчишку на лафете, седой мальчишка на лафете спал» очень быстро набрало популярность на фронте. Основа стиха — проблемы маленьких детей, которые потеряли родителей и были лишены детства. Главными персонажами являются мальчишка и герой, который представлен читателям как солдат. Кроме этого, присутствуют и другие роли: отец мальчика, майор и адресат, к которому все время обращается лирический герой. В первой части произведения рассказывается о судьбе мальчика. Его мать погибла, а отец был ранен. Из-за состояния здоровья он решил передать сына в руки солдатам своего полка. Папа мальчика был уверен в своих товарищах и понимал, что они не оставят сына одного. Автор кратко представляет читателям портрет главного героя. Он описывает лишь, что ребенок спит на лафете, обнимая игрушку. Мальчик не понимает, что остался сиротой. В этом месте ощущается трагизм. Автор указывает, что мальчик седой. Эта мысль дает полностью понять, с какими трудностями ему пришлось столкнуться. После такого описания поэт обращается к адресату. Есть предположения, в которых женщина просит солдата вернуться домой. Она утверждает, что невозможно всех спасти. Герой описывает свои чувства и объясняет, почему не может уехать домой. Он намерен освободить родные земли от натиска врага. Смысловая структура текста разделена на несколько основных разделов: Часть, где отец передал мальчика солдатам. Обращение лирического героя к собеседнику. Жанр стихотворения — элегия. Это подтверждено тем, что главный персонаж с грустью рассказывает о происходящем на фронте и раздумывает о долге Родины.

Для передачи точного настроения и чувств лирического героя автор использует различные языковые средства выразительности. В произведении их встречается немного, так как это обращение простого солдата. В стихотворении имеются: Метафоры — «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оборвало сердца». Эпитеты — «разбита пушка».
Каждый солдат, прочитав стихотворение, узнавал в главном герое реальных детей, страдающих от страшной войны. Это побуждало многих бороться до самого конца, не оставляя надежду на победу. Стихотворение раскрывает главный мотив детства, загубленного войной. Мальчик, оставшийся сиротой, находился в Бресте. Это место, которое приняло на себя первый удар армии противника. Симонов, описывая мальчишку, указывает его возраст. Ему всего 10 лет, а он уже потерял мать, пережил обстрел родного города и эвакуацию. Произведение Симонова было создано в самом начале войны. Это было тяжелое время для страны. Неподготовленность и неожиданность заставила бойцов отступать.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: СДЕЛАТЬ МИНИ-КОНСПЕКТ УРОКА.
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (19.04.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar