23. 09. 2022. 5-А 5-Б литература . УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цели: знакомство с басней, выявление в произведении конкретно-исторического содержания, определение его основной идеи; развитие устной речи учащихся, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления и творческого воображения; воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

Ход урока

Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

На предыдущем уроке мы изучали новый литературный жанр-басню. А что такое басня? Басня - это эпический литературный жанр, создающий в ёмкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.

- А как вы объясните понятие аллегории?
- Назовите двух античных литераторов, которые разработали жанр басни; один-древнегреческий, другой- древнеримский.
- Какие ещё баснописцы вам известны?

1. Расскажите биографию и творческий путь И.А.Крылова. ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ

2.Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.

-Крылову и героям его басен в Петербурге поставлен памятник. Кто из вас знает, где?

Памятник Крылову, созданный скульптором П. Клодтом, был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других. Сначала памятник был окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Для украшения памятника Крылову скульптор решил увековечить героев басен. Для этого он прочел все произведения баснописца и составил список животных, которые должны быть на памятнике. Но лепить животных по памяти Клодт не умел. Поэтому во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был присутствовать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, он чуял присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, которого увековечат в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Медведь постоянно удирал через окно и его приходилось ловить. Но всех держал в страхе как вы думаете кто? – гусь. Его крепкого клюва боялся даже волк. Старания скульптора оправдали себя: животные, которые украшают пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно. И памятник дедушке Крылова стал любимым местом народным гуляний.

Басни Крылов начал писать рано, в 13 лет. И за свою жизнь Крылов написал более 200 басен. Основой многих басен Крылова стали исторические события.

4. Изучение нового материала

4.1. История написания басни.

У каждого произведения есть своя история создания, прежде чем создавать своё творение, автор много обдумывает, осмысливает, перечитывает, переживает какие-то события. Такая история есть и у басни «Волк на псарне». Эта басня посвящена конкретному историческому событию – Отечественной войне 1812 года

Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласию между двумя великими народами». Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром., седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !.)
5.2.Анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Особенности жанра.

1. Словарная работа. ПИСЬМЕННО (НАЙТИ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ)

Овчарня – ?

псарня- ?

ловчий – ?
Итог урока

Развитие речи

Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Д\з выучить басню наизусть.
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (22.09.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 147 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar