26.05. 5-Б ЛИТЕРАТУРА. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Тема урока. Р.Киплинг «Маугли». Цель урока :познакомить с отрывками из литературной сказки Р. Киплинга «Маугли». Задачи урока: -учить сравнивать книги: озаглавливать выставку книг; классифицировать книги по разным основаниям; находить нужное произведение или отрывки ; определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки; - развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, уважать чужое мнение. Сформировать представление, воспитывать чувство толерантности к природе и друг к другу. Планируемые результаты Личностные умения Предметные умения Проявление желания читать литературные произведения зарубежных писателей; -понимать и уметь объяснять значение общечеловеческойценности «быть толерантным» Познавательные умения: - раскрывать значение понятия: «Закон Джунглей», «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш», «толерантность»; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение на основе выборочного чтения текста произведения. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с целью; - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять самопроверку и самооценку учебного задания. Ход урока I этап. Самоопределение в учебной деятельности Планируемый результат -Чтение стихотворения подготовленными детьми. Там, где законы джунглей, Мы крови с тобой одной!... Совет собирать мы будем, Чтоб дружно всем жить семьёй! Звериному правосудью Малыш споёт в ответ: Маугли, Маугли, Маугли, Имя моё теперь…. Маугли, Маугли, Маугли, Кто я –человек иль зверь?... Мама моя волчица, А папа мой Серый Волк, С медведем теперь учиться, С пантерой теперь знаком… Балу и Багира рядом, Друзья с ними мы навек! Не страшен Шер-Хан с шакалом, Но всё же я – человек…. 2. Сообщение темы и постановка целей урока. - Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно это стихотворение? Чем оно интересно? - Какие произведения Р.Киплинга, представленные на выставке книг и иллюстрациях, вам знакомы? .Подумай и ответь ПИСЬМЕННО 1. Назовите имя и фамилию автора сказки «Маугли». 2. Где провёл первые самые счастливые годы своей жизни? 3. Откуда необычное имя у писателя Редьярд? 4. Самое популярное произведение писателя? 5.Зачем Киплинг повторяет в сказке : «Мы с вами одной крови, вы и я!»? Джозеф Редьярд Киплинг — английский поэт и писатель, родился 30 декабря 1865 года в Индии в городе Бомбее. Имя Редьярд он получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились его родители. Няня-индианка научила маленького Редьярда говорить на хинди, познакомила с индийскими сказками о животных. Но в 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учёбу. В Англии Р.Киплинг учился в пансионе, где к нему относились очень жестоко. Он все время вспоминал свое счастливое время в Индии, поэтому Киплинг пронес любовь к ней через всю жизнь. Киплинг общался с туземцами, наблюдал их быт, слушал их рассказчиков, изучал природный мир Индии. По возвращению из этого путешествия он написал «Книги Джунглей», в которые входят рассказы о Маугли - человеческом детеныше. Сказкамисполняется 120 лет. В 1907 году Киплинг стал первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя». "Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг", - обратился к своим читателям Р. Киплинг. После его смерти жена и дочь уничтожили весь архив писателя, и действительно не осталось от него ничего, кроме его книг. Какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение? Какие чувства переживали, читая произведение? Назовите главных героев главы «Братья Маугли». Какие персонажи показались вам особенно интересными? Есть ли среди героев кто-то похожий на вас или ваших друзей? Можно ли утверждать, что автору нравятся все герои сказки «Маугли»? Обоснуйте свое мнение. Верно ли, что Мать Волчица дорожила своей жизнью, больше чем жизнью детенышей? Обоснуйте свое мнение. Опишите образ Матери Волчицы и Шер-Хана. Верно ли, что Балу и Багира вступились за Маугли, желая досадить Шер-Хану? Обоснуйте свое мнение. Назовите значение слова «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш». Назовите главную мысль главы сказки «Братья Маугли». Назовите значение выражения «Закон Джунглей». Назовите первый «Закон Джунглей». Назовите второй «Закон Джунглей». Назовите третий «Закон Джунглей». Первый закон – нельзя врываться в чужой дом и устанавливать в гостях свои порядки. Второй закон – правила поведения, принятые в обществе, нужно соблюдать всем. Третий закон – в решении общих вопросов (правила игры, распределение ролей и т.д.) нужно учитывать мнение большинства (в ситуации спора осуществлять распределение ролей, выбор с использованием считалки) Четвертый закон – нельзя сознательно обижать все окружающее живое (тех, кто чем-то отличается от нас внешне, тех, кто слабее). «Мы все одной крови » Учитель: толерантным называют человека, который умеет быть внимательным и добрым, общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным окружающим, нашей стране. -Как писатель говорит о необходимости человека быть толерантным? -Чем отличается сказка английского писателя Киплинга от литературных сказок русских писателей? -Что отличает ее от знакомых народных сказок о животных? (На примере истории Маугли дети подводятся к осознанию, что внешние отличия не мешают взаимопониманию и дружбе. Удивительная история маленького мальчика, воспитанного волками, раскрывает законы природы, принуждает задуматься над ценностями человеческой жизни. Человеческий ребенок, оказавшись в джунглях, не погиб, так как нашел верных и надежных друзей. Друзья эти - звери. Но Киплинг не наделяет их чертами людей, как это бывает в народных сказках. Все они - мыслящие существа и действуют по обстоятельствам, соответственно по законам природы. Один из таких законов - заботиться о потомстве. Олицетворением этого закона становятся Отец и мать - волки. Впервые увидев Маугли, мать-волчица ощутила, что он - лишь беззащитный «щенок». Поэтому она и встала на его защиту, как защищала бы своих волчат. И все звери признали ее право. Взрослея, Маугли находил новых друзей. Акела, Балла, Багира олицетворяют мудрость естественного мира. Именно благодаря им, содержится в джунглях неустойчивое равновесие добра и злая, жизнь и смерть.) - Что хотел сказать читателям сказки автор и как он это сказал? -Зачем он возвращает Маугли к людям? -Что сказка смогла нам рассказать о писателе и человеке Р. Киплинге? Диагностика качества освоения темы урока Цель - установить степень освоения данной темы, а именно: Определять: - автора по фрагменту текста; - образ литературного героя; основные качества героев; В сказочных джунглях растут и вот такие удивительные плоды. Кокосовые орехи. Растут такие орехи на кокосовых пальмах. Кокосовая пальма высока, как русская сосна. Снятый с пальмы кокосовый орех одной рукой не ухватишь, он большой, как арбуз. Верхняя его кожура – зеленая. Если ее снять ножом, под ней обнаружится другая оболочка лохматая как медвежья шкура. Эту волосатую ткань кокоса сушат и делают из нее крепкие веревки – канаты. Под оболочкой твердая скорлупа ореха. Под ней белое вещество, оно крепкое зубами не разгрызешь. Это вещество называется копра. Из копры выжимают на заводах кокосовое масло. А внутри ореха жидкость, которую называют кокосовым молоком. Правда она не похожа на молоко, она прозрачна как вода. В жаркий день люди утоляют жажду молоком кокосового ореха. Как вы думаете сколько изделий можно смастерить из кокоса? Индийцы говорят, что более 100. из мохнатого волокна – канаты, коврики, плетенную мебель, обувь. Из листьев кокосовых пальм – крыши домов, веера, плетенные шляпы. Из копры – кокосовое масло, а высушенная копра тверда как кость, из нее делают пуговицы, пряжки, разные художественные изделия. А сколько прекрасных вещей вырезают мастера из скорлупы ореха! Чашки, миски, ковши, ложки, вилки, вазы и многое другое . Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что, ты, делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что, ты, делал целый день?» И тот ответил: «а я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!» - Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. - Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий? -А кто как второй? -А кто как третий? .Учитель: Удивительная история маленького мальчика, воспитанного волками, раскрывает настоящие законы природы, принуждает задуматься над ценностями человеческой жизни. Вместе с Маугли мы познаем Законы Джунглей . Он возвратится к людям, как Багира возвратилась от людей в Джунгли, будет жить по людским законам, но уроки уважения, любви и справедливости помогут ему найти свое место среди людей. Сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим. От каждого из нас зависит, какие ценности выбрать главными в своей жизни. От нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих нас людей. Михаил Михайлович Пришвин говорил, что «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева». Закон джунглей выражает основной принцип единства всего живого: “Мы одной крови, ты и я!”. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПИСЬМЕННО ЗАКОНЧИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Кому из персонажей принадлежат следующие слова: 1. «Желаю тебе удачи, о Глава Волков! Удачи и крепких белых зубов твоим благородным детям. Пусть они никогда не забывают, что на свете есть голодные!» ___________________ 2. Человеческий детеныш мой. Берегись, охотник за голыми детенышами, - придет время, он поохотиться и за тобой! __________________________ 3. «Хорошо мы сделали! Люди и их детеныши очень умны. Когда-нибудь он станет нам помощником» _______________________ 4. «Придёт время, когда этот голышонок заставит тебя реветь на другой лад, или я ничего не смыслю в людях» _______________________________ | |
| |
Просмотров: 240 | |
Всего комментариев: 0 | |