27/04/2020/ Урок № 148. 5 КЛАСС УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. Запишите число, классная работа. Хотелось бы начать урок с притчи. Послушайте ее Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Сформулируйте мораль данной притчи Вы правы. Вера в себя – это стартовая составляющая любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным. Обратите внимание на написание выделенных корней слов: Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме. В данных корнях чередуются е-и, поэтому у нас не получится подобрать проверочное слово, поскольку под ударением в этих корнях может встретиться е, а может – и. Следует запомнить В корнях с чередованием е-и пишется и, если после корня идёт суффикс -а-. Значит ли это, что теперь в каждом случае при выборе для написания е-и в корне, мы будем обращать внимание на суффикс а? Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1). Эти корни следует запомнить Возвратные и невозвратные глаголы. Употребляются с суффиксом –ся (-сь). Действие возвращается на себя Употребляются без суффикса –ся (-сь). Действие направлено на другой предмет, а не на себя учиться, встречаться (то есть учить себя, встречать себя с кем-то) учить, встречать Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть — мыться, бранить — браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться. 1. Разделить глаголы на два столбика (возвратные и невозвратные глаголы): смеется, играет, сидит, нахожусь, рисует, веселится, бежит, веселюсь. 2. Выпишите из басни И. Крылова возвратные глаголы. Лебедь, Щука и Рак Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам; Да только воз и ныне там. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ В ТЕТРАДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО 2 Исправьте ошибки нерадивых учеников. 1. Я учуся в пятом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася. 2 . Образуйте возвратные глаголы. Сердить, греть, увлекать, успокоить, обрадовать, обнять, плакать, причёсывать, застёгивать. 3. Замените одним словом. Приветствовать друг друга при встрече; быть в тревожном состоянии, испытывать волнение; давать согласие; собирать перед поездкой вещи; допускать ошибку; проявлять интерес к чему-либо; чувствовать обиду; уплатить полностью, сколько следует. 4 .Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников. Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать следующей остановки. Сестра подружила с соседкой. Выполнить задание по желанию. задание 1 1. Дятел мастер на шутки. Может станок из шишек смастерить дупло выдолбить. Надолби…ся, набарабанится – захочет напи…ся. На землю дятел не любит спуска…ся. Надумает напиться – сади…ся он на березу, долбит в ней дырочку, которая наполняется соком. Сл…знет каплю – вкусно! Задание II Ласточка день начина…т соловей кончает. А между ласточкой и солов…ем заливае…ся скворец. В песн… скворчиной чего не услышишь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не уд…вляет. Все знают что скворец пересмешник. Тестовая работа. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ ПИСЬМЕННО. 1.В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И? А) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать В) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть 2. В каком ряду во всех словах не месте пропуска пишется буква Е? А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать В) взб…реется, взб…рается, раст…реть 3. В каком ряду все глаголы совершенного вида? А) писать, списать, выписать Б) выучу, напишу, решу В) буду решать, учил, решу 4. В каком ряду все глаголы несовершенного вида? А) писать, списать, выписать Б) выучу, напишу, решу В) буду решать, учил, решал 5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? А) л…сица, в…твей, гр…да Б) зол...то, в…черня, р…скошная В) прот…рает, пол…жить, разв…дить. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: повторить правило, выполнить упражнение на выбор. ОЦЕНКИ ВЫСТАВЛЮ В ЖУРНАЛ. | |
| |
Просмотров: 311 | |
Всего комментариев: 0 | |