27/04/2020/ Урок № 148. 5 КЛАСС УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу.
Запишите число, классная работа.
Хотелось бы начать урок с притчи. Послушайте ее
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Сформулируйте мораль данной притчи
Вы правы. Вера в себя – это стартовая составляющая любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

Обратите внимание на написание выделенных корней слов:

Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме. В данных корнях чередуются е-и, поэтому у нас не получится подобрать проверочное слово, поскольку под ударением в этих корнях может встретиться е, а может – и.

Следует запомнить
В корнях с чередованием е-и пишется и, если после корня идёт суффикс -а-.
Значит ли это, что теперь в каждом случае при выборе для написания е-и в корне, мы будем обращать внимание на суффикс а? Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1). Эти корни следует запомнить

Возвратные и невозвратные глаголы.
Употребляются с суффиксом
–ся (-сь).
Действие возвращается на себя
Употребляются без суффикса –ся (-сь).
Действие направлено на другой предмет, а не на себя
учиться, встречаться
(то есть учить себя, встречать себя с кем-то)
учить, встречать
Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть — мыться, бранить — браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.
1. Разделить глаголы на два столбика (возвратные и невозвратные глаголы): смеется, играет, сидит, нахожусь, рисует, веселится, бежит, веселюсь.
2. Выпишите из басни И. Крылова возвратные глаголы.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ В ТЕТРАДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО
2 Исправьте ошибки нерадивых учеников.
1. Я учуся в пятом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.
2 . Образуйте возвратные глаголы.
Сердить, греть, увлекать, успокоить, обрадовать, обнять, плакать, причёсывать, застёгивать.
3. Замените одним словом.
Приветствовать друг друга при встрече; быть в тревожном состоянии, испытывать волнение; давать согласие; собирать перед поездкой вещи; допускать ошибку; проявлять интерес к чему-либо; чувствовать обиду; уплатить полностью, сколько следует.
4 .Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.
Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать следующей остановки. Сестра подружила с соседкой.

Выполнить задание по желанию.
задание 1
1. Дятел мастер на шутки. Может станок из шишек смастерить дупло выдолбить. Надолби…ся, набарабанится – захочет напи…ся. На землю дятел не любит спуска…ся. Надумает напиться – сади…ся он на березу, долбит в ней дырочку, которая наполняется соком. Сл…знет каплю – вкусно!
Задание II
Ласточка день начина…т соловей кончает. А между ласточкой и солов…ем заливае…ся скворец. В песн… скворчиной чего не услышишь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не уд…вляет. Все знают что скворец пересмешник.
Тестовая работа. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ ПИСЬМЕННО.

1.В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И?
А) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать
Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать
В) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть

2. В каком ряду во всех словах не месте пропуска пишется буква Е?
А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть
Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать
В) взб…реется, взб…рается, раст…реть

3. В каком ряду все глаголы совершенного вида?
А) писать, списать, выписать
Б) выучу, напишу, решу
В) буду решать, учил, решу
4. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?
А) писать, списать, выписать
Б) выучу, напишу, решу
В) буду решать, учил, решал

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А) л…сица, в…твей, гр…да
Б) зол...то, в…черня, р…скошная
В) прот…рает, пол…жить, разв…дить.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: повторить правило, выполнить упражнение на выбор. ОЦЕНКИ ВЫСТАВЛЮ В ЖУРНАЛ.
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (26.04.2020)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar