28.09.2022. 5-А 5-Б литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цель урока: углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и новаторстве в поэзии, подчеркнуть многогранность романтизма как литературного направления, показать разнообразие проблематики тематически близких лирических произведений. научить учащихся общению с автором через восприятие лирического текста; развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии; приобщать к отечественному культурному наследию.

Начинать надо со взгляда на текст

и только на текст - и лишь потом,

по мере необходимости для понимания,

расширять свое поле зрения.

М.Л.Гаспаров.

Ход урока

1.Организационный момент.

Мы продолжаем наше путешествие по реке времени. Нам уже многое известно. Последней нашей остановкой был романтизм и знакомство с выдающимися поэтами и родоначальниками романтизма Василием Андреевичем Жуковским и Константином Николаевичем Батюшковым. Жуковский и Батюшков открыли богатые возможности для выражения внутреннего мира личности.

Открытие нового знания

Что такое лирика?
Лирика (от греч. Lyra- лира- музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературы. Цель - изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирического произведения - внутренний мир человека; мысли и чувств .Содержание – субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества Кто такой лирический герой?

Лирический герой - это условный образ человека в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Он содержит в себе обобщение

Как вы понимаете слова «субъективный» и «объективный»?

Почему Жуковский выбрал жанр элегии?

Применение знаний

- Биография В.А.Жуковского

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в селе Мишенское Тульской губернии. Он был внебрачным сыном богатого помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию Жуковский получил от крестного и потому избежал участи незаконнорожденного, но для получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на фиктивную военную службу в Астраханский гусарский полк. В 1789 году он был произведен в прапорщики, что давало право на дворянство, и был внесен в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии. Детство Василия Андреевича Жуковского прошло на лоне природы. Он понимал всю ее красоту душой, чувствовал ее животворную силу, делился с ней своими мыслями, переживаниями. Она стала главным источником вдохновения писателя на протяжении всей его жизни.

Жуковский получил домашнее образование и рано стал писать стихи. Жуковский знал несколько иностранных языков. Отданный в 1792 году в Главное народное училище, он был исключен "за неспособность". Далее он продолжил обучение в доме Варвары Юшковой, сводной сестры поэта. В 1797 - 1800 учился в Благородном пансионе при Московском университете и окончил его с серебряной медалью.

Первым стихотворением, которое принесло ему поэтическую славу, был стихотворный перевод элегии английского поэта Грея «Сельское кладбище». Как и большинство других, более поздних переводов Жуковского, это был перевод не буквальный, а свободный. Недаром Жуковский писал о себе: "Мой ум, как огниво, которым надо ударить о камень, чтобы из него выскочила искра: у меня почти все чужое или по поводу чужого - и все, однако, мое".

Расцвету лирического творчества сопутствовали глубокие личные переживания Жуковского. Двусмысленность своего семейного положения Жуковский почувствовал не только на эмоциональной сфере жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни поэта - в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу Маши Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта. Возлюбленной было 12 лет. Двадцатилетний поэт решил ждать её совершеннолетия. Но семейное счастье не состоялось. По церковным законам близким родственникам не разрешалось вступать в брак.

Уйдя в отставку, в 1841 году после женитьбы на Елизавете Рейтерн, дочери своего немецкого друга – художника, он переезжает в Германию, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены и надвигающаяся слепота) заставляли его откладывать возвращение на родину.

Все было готово, и отъезд в Россию был назначен. Но роковым образом переезд не осуществился - поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку”, чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский хотел посвятить обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.

Василий Андреевич Жуковский умер в Баден-Бадене 12 апреля 1852 г. Его прах похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

По окончании пансиона Жуковский становятся активным членом дружеского литературного общества, сыгравшего важную роль в утверждении романтических идей и представлений в русской литературе начала века. Участники этого общества записали в уставе в качестве своей основной задачи служение добродетели и истине. Высокая степень идеализации личности присуща атмосфере и университетского пансиона, и дружеского литературного общества. Члены общества поставили перед собой задачу знакомить русское общество с новинками западноевропейской литературы.
Началом литературной деятельности Жуковского стало «Сельское кладбище» (1802), перевод в 1801 г. элегии английского поэта Т. Грея. Элегия принесла Жуковскому успех у читателей и широкую известность.
Участие Жуковского в журнале «Вестник Европы», основанном Карамзиным, способствовало утверждению романтической эстетики в русской литературе. Годы пребывания поэта в Москве (1808—1810) отличаются творческой активностью и в области литературной критики.
Расцвету лирического творчества сопутствовали глубокие личные переживания Жуковского, вызванные любовью к Маше Протасовой. Отказ ее матери дать согласие на брак с поэтом вызвал в его душе чувство глубокого разочарования в жизни и придал его лирическим произведениям драматическую окраску. Неудачное замужество Маши, последовавшая затем ее ранняя смерть наложили печать трагизма на всю жизненную судьбу поэта.
В августе 1812 г. Жуковский вступил в Московское народное ополчение. Отечественная война 1812 г. нашла в его поэзии яркий отклик — «Певец во стане русских воинов». Наполеоновская тема, имевшая своим истоком указанные события, впоследствии также обрела глубокое отображение — «Ночной смотр» (1836), «Четыре сына Франции» (1849).
В мае 1817 г. Жуковский переселяется в Петербург, где активно участвует в литературной и общественной жизни столицы. Приобретя известность в светских кругах Петербурга, поэт получает приглашение стать чтецом при императрице Марии Федоровне. И позднее он продолжает службу при дворе: учит русскому языку великую княгиню Александру Федоровну, затем становится на ставником наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра II).
В исполнении своих обязанностей при императорском дворе он усматривал гражданский долг — воспитать мудрого и образованного монарха, способного благоприятствовать расцвету державы.
Жуковский в эти годы — один из ведущих литераторов России, друг Пушкина. Ом принял деятельное участие в смягчении участи декабристов, помогал их женам, благодаря его усилиям был освобожден от крепостной зависимости украинский поэт Т. Г. Шевченко.
После трагической гибели Пушкина, которую он всячески старался предотвратить, Жуковский оказался в разладе со своим придворным окружением. Он уходит в почетную отставку в 1841 г., переезжает жить в Германию, где женится на дочери своего друга художника Е. Рейтерна, Елизавете.
В 1852 г. Жуковский умер в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге.
В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор)
Для создания эмоционального настроя урок можно начать с выразительного чтения двух-трех произведений Жуковского.
В. А. Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 года и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.
В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание личным переживаниям, утверждая, что счастье человека — в его душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений включает слова и выражения разговорного стиля. Поэт разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.
Сведения о детстве и юности Жуковского, его участии в войне 1812 года могут прозвучать в сообщениях учащихся. Необходим и эмоциональный рассказ учителя о неразделенной любви В. А. Жуковского к М. А. Протасовой. Можно почитать стихи, посвященные ей: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой…»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др.
1. Раннее творчество (до 1808 года)
На лирику поэта повлиял сентиментализм Карамзина. Для ранних стихов Жуковского характерен элегический колорит, тоска по несбывшимся надеждам.
Может прозвучать элегия «Сельское кладбище», дуэт Полины и Лизы из I акта «Пиковой дамы» Чайковского (фрагмент стихотворения Жуковского «Вечер»).
В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не природу, а свои ощущения от ее образов. Пейзаж сливается с переживаниями лирического «я», наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком. Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли поэта, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать свой духовный мир.
Однако в реальном мире правит сознание косного общества, что рождает противоречия между личностью и социумом. В творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого идеального мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя служению прекрасному и возвышенному.
2. Романтические искания (1808—1830)
Этот период связан с романтическими идейно-художественными исканиями поэта.
Известно, что, получив отказ Екатерины Афанасьевны, матери Машеньки Протасовой, на брак с ее дочерью и запрет на выражение своих чувств, Жуковский в чине поручика московского ополчения направляется в действующую армию, принимает участие в военных действиях против Наполеона и 26 августа 1812 года присутствует при Бородинском сражении. Впечатления от увиденного легли в основу стихотворения «Певец во стане русских воинов».
При чтении фрагментов стихотворения следует обратить внимание учащихся на сочетание различных эмоциональных состояний лирического соединение черт разных литературных направлений.
3. Жуковский-переводчик (с 1830 г.)
С начала 1830-х годов Жуковский посвятил себя переводческой деятельности. В 1826 году он был назначен наставником наследника русского престола, впоследствии императора Александра II. Жуковский много путешествует по России и Европе, сближается с немецкими романтиками, изучает философию Фихте. В 1831 году поэт издает свои «Баллады и повести» и особенно сближается с Пушкиным, который после женитьбы поселяется в Царском Селе. Вместе с Гоголем они занимаются литературной обработкой народных сказок. Жуковского более всего привлекают переводы сказок братьев Гримм. И Пушкин, и Жуковский были сотрудниками появившейся в 1830 году «Литературной газеты» А. Дельвига. Их литературные позиции были сходны.
Отношение романтика к слову
Идейно-эстетическая платформа Жуковского-романтика основана на таких философских позициях:
1) Поэзия — это Божественный дар, имеющий особую духовную власть, помогающий видеть в земном мире черты вечного, пробуждать в человеке стремление к идеалу.
2) Лирическое «я» в романтической поэзии — это не маска, надеваемая поэтом в зависимости от жанра, а устойчивый образ, отражающий мировосприятие поэта.
3) Душа поэта необъятна и находится одновременно в двух мирах; реальном и идеальном. Слово передает не конкретные картины мира, а ощущения от них, высокие чувства, освобождающие душу от мирской суеты.
4) В описании мирских картин преобладает зыбкость очертаний, предметы размыты, неопределенны. Поэту важны не сами предметы, а их проекция на чувства, состояния души. Поэтому поэты-романтики подбирают слова, вызывающие определенные эмоциональные ощущения.
5) Поэты-романтики расширили словарь русской лирики, обнаружив в словах дополнительные смыслы, способные передавать переживания и настроения.
Элегии и баллады Жуковского
Излюбленные жанры произведений Жуковского — элегия и баллада. Оригинальное творческое дарование поэта раскрылось в элегии «Вечер» (1806), опубликованной в журнале «Вестник Европы». В ней глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического «я» автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.
Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии. Он познакомил читателей с самыми выдающими-ся образцами этого жанра в европейской литературе: «Кубок», «Рыцарь Тогенбург», «Ивиковы журавли», «Кассандра» Шиллера, «Лесной царь» Гёте, «Замок Смальгольм» В. Скотта, «Суд божий над епископом» Саути, «Роланд оруженосец» Уланда и др. Одновременно он создал в «Людмиле», «Светлане» национальную форму баллады. В ходе полемики о сущности нового жанра, в которой участвовали Гнедич и Грибоедов, имя Жуковского стояло в центре литературных споров.
Образ Жуковского-«балладчика» известен нам по портрету О. Кипренского, где он изображен на фоне таинственного пейзажа, столь частого в его балладах: башни, замки, рвы, холмы, туманная даль, а в центре находится задумчивый мечтатель, устремляющий свой взор ввысь.
В основе эстетики баллады лежит представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, которые оживают в гробах; мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника; злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов или скелеты, ночной лес, горящие деревья.
Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера таймы, нарочито запуганные проблемы романтической этики (справедливость, возмездие, самопожертвование, верность долгу, любовь и бескорыстие) — основные слагаемые нового художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского.
Жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают верх над ним, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной человеку силы рока — такова этикофилософская проблематика баллад.
Основа балладного сюжета заключена в преодолении человеком преграды между посюсторонним и потусторонним миром.
«В. Жуковский и А. Пушкин». Необходимо подчеркнуть ту роль, которую сыграл Жуковский в жизни Пушкина: поддерживал в годы гонений и ссылки (1824-1826), улаживал намечающиеся между царем и поэтом конфликты, помог предотвратить первую дуэль Пушкина с Дантесом, после смерти стал его душеприказчиком, принял на себя заботы о семье и рукописном наследии погибшего. Высказывания Пушкина о Жуковском, материалы их переписки ученики найдут в литературно-художественном сбор-нике «Живое слово».
«Жуковский — переводчик». В сообщении будут названы переводы «Слова о полку Игореве» (первый поэтический перевод), баллад (около трех десятков), эпоса европейских и восточных народов (в том числе «Одиссеи»), «Шильонского узника» Байрона, «Орлеанской девы» Шиллера, многочисленных стихов. Можно познакомиться с известными оценками мастерства Жуковского — переводчика другими поэтами и писателями. Например, Гоголь подчеркивал: «Не знаешь, как назвать его — переводчиком или оригинальным поэтом... Переводя, он оставил переводами початки всему оригинальному, внес но-вые формы и размеры, которые стали потом употреблять все другие наши поэты» (Гоголь «В чем же, наконец, существо русской поэзии...»).
Опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».
СОСТАВИТЬ ВОПРОСЫ К БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Д\з читать сказку " Спящая царевна .
Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (27.09.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 127 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar