28.09 Русский язык 5-Б Тема. Текст. Основные признаки текста.
Текст. Основные признаки текста.

Ход урока
1. Организационный момент.

Прочтите внимательно пословицу.

Яркое слово – пища душе.

Как вы понимаете ее смысл?

(Речь наша должна быть яркой, грамотной. Красивая речь радует душу. Красочные слова приятно слушать. Нужные слова воспитывают человека)

- Как вы думаете, должны мы с вами уметь говорить ярко, красиво, грамотно?

(Конечно, ведь наша речь показывает владение языком, умение пользоваться словарным запасом).

- Старайтесь на уроках демонстрировать свой словарный запас.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Восстановите логическую цепочку слов:

Предложение, звук, слово, словосочетание.

(Звук, слово, словосочетание, предложение)

- Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?

(В этой цепочке завершающим словом будет «ТЕКСТ», потому что это самая большая единица языка)

- А нужно ли нам изучать эту единицу? Где мы можем использовать текст?

(На уроках, при написании писем, при общении в социальных сетях, устном общении)

- какие задачи на уроке мы поставим перед собой?

ЗНАТЬ: основные признаки текста.

УМЕТЬ: анализировать текст, опираясь на основные признаки текста.

3. Объяснение нового материала

- Перед вами два набора предложений. Скажите, какой из них мы можем назвать текстом?

1. Радостные и весёлые мы вернулись домой. Мой друг исколесил полсвета и недавно прилетел из Италии. В школьной столовой сегодня был отменный обед.

2. В доме у нас жил ручной ёж. Колючки у него были мягкими, и мы прозвали его Пушком. Летом Пушок бегал по садовым дорожкам, а зимой сидел за печкой и ел тёплую сметану.

- Чем верхняя запись отличается от нижней?
(Запись снизу можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают. Там есть главный герой.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ПО СМЫСЛУ.

- Значит, текст – это… продолжите определение.

- Когда мы говорим «тема», мы имеем в виду то, О ЧЕМ БУДЕМ ГОВОРИТЬ. Например, тема нашего урока: «Текст. Основные признаки текста»

- А что же такое основная мысль текста? Прочитаем текст , карандашом расставим знаки препинания.(Текст записать в тетрадь).

Старик сажал яблони Ему сказали Зачем те­бе эти яблони Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал Я не съем другие съедят мне спасибо скажут (Л. Толстой).

- Что хотел доказать старик своим поступком? (Нужно делать добро не для себя, а для других.)

Это и есть основная мысль, которую хотел донести до нас автор.

Значит, ТЕМА -ЭТО ТО,О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ-ТО ГЛАВНОЕ,О ЧЕМ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ,В ЧЕМ ХОТЕЛ УБЕДИТЬ АВТОР.
Причём все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли.

Вот мы и сформулировали первый признак текста: ЕДИНСТВО ТЕМЫ И ОСНОВНОЙ МЫСЛИ. Но этого недостаточно, чтобы предложения были текстом. В тексте между предложениями существует крепкая связь – не только тематическая, но и грамматическая.

Прочитаем следующий текст и проследим, как грамматически связываются предложения в тексте:

По сторонам узкой тропы стоял шиповник. Он цвет алым влажным огнем. Цветы шиповника будто отделились от колючих веток и висели в воздухе яркими огоньками. Я стоял в изумлении, любуясь красотой цветущих кустов.

Значит,ВТОРОЙ ПРИЗНАК ТЕКСТА-СВЯЗНОСТЬ. О связи предложений в тексте мы поговорим с вами на следующем уроке более подробно.

А теперь познакомимся с ещё одним признаком текста. Для этого образуйте текст из перепутанных предложений.

1. Собачья еда стояла под деревом. 2. Третья, когда первая ворона издавала сигнал тревоги, бросалась с ходу навстречу собакам и отвлекала их в сторону. 3. Появились три вороны. 4. Другая в это время пожирала остатки собачьей пищи. 5. Одна садилась так, чтобы видеть собак и следить за ними.

1 – 3 – 5 – 4 – 2.

Таким образом, ещё один признак текста – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

Чувствуется, что текст ещё можно продолжить. Как бы вы это сделали? Продолжите текст, записывая 1-2 предложения.

И ещё один признак текста – ЗАВЕРШЕННОСТЬ В РАСКРЫТИИ ТЕМЫ.

Пауза отдыха

4. Закрепление изученного материала

Запишите в тетрадь текст.

Оля и Лида пошли в лес. Они устали, вынули еду из сумки и поели. Вдруг рядом запел соловей. Девочки были очарованы пением, но пора было идти домой. Лида положила в сумку остатки еды. «Зачем ты берёшь с собой этот мусор?» - спросила Оля. Лида тихо ответила: «Стыдно перед соловушкой».

Задания по тексту:

-Озаглавьте текст.

-Определите его тему и основную мысль.( Запись в тетради).

-Докажите, что предложения связаны между собой и расположены последовательно.

- Сделать синтаксический разбор второго предложения.

Завершён ли текст? Придумайте его окончание, учитывая все признаки текста.

-Дополнительное задание

-Разбор по составу – соловушкой, морфологический разбор – берёшь.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (в тетради):

Завершите предложения:

Текст – это - …

Тема текста – это …

Основная мысль – это …

Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Это говорит о признаке текста …

Последовательность как признак текста означает…

6. Рефлексия

На уроке я усвоил (а) …

У меня получилось сделать все/ не все задания

Мне нужно …
Категория: 5 классы | Добавил: bibikova0511 (28.09.2022)
Просмотров: 356 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar