28.09 Русский язык 5-Б Тема. Текст. Основные признаки текста.
Текст. Основные признаки текста. Ход урока 1. Организационный момент. Прочтите внимательно пословицу. Яркое слово – пища душе. Как вы понимаете ее смысл? (Речь наша должна быть яркой, грамотной. Красивая речь радует душу. Красочные слова приятно слушать. Нужные слова воспитывают человека) - Как вы думаете, должны мы с вами уметь говорить ярко, красиво, грамотно? (Конечно, ведь наша речь показывает владение языком, умение пользоваться словарным запасом). - Старайтесь на уроках демонстрировать свой словарный запас. 2. Актуализация знаний учащихся. - Восстановите логическую цепочку слов: Предложение, звук, слово, словосочетание. (Звук, слово, словосочетание, предложение) - Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке? (В этой цепочке завершающим словом будет «ТЕКСТ», потому что это самая большая единица языка) - А нужно ли нам изучать эту единицу? Где мы можем использовать текст? (На уроках, при написании писем, при общении в социальных сетях, устном общении) - какие задачи на уроке мы поставим перед собой? ЗНАТЬ: основные признаки текста. УМЕТЬ: анализировать текст, опираясь на основные признаки текста. 3. Объяснение нового материала - Перед вами два набора предложений. Скажите, какой из них мы можем назвать текстом? 1. Радостные и весёлые мы вернулись домой. Мой друг исколесил полсвета и недавно прилетел из Италии. В школьной столовой сегодня был отменный обед. 2. В доме у нас жил ручной ёж. Колючки у него были мягкими, и мы прозвали его Пушком. Летом Пушок бегал по садовым дорожкам, а зимой сидел за печкой и ел тёплую сметану. - Чем верхняя запись отличается от нижней? (Запись снизу можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают. Там есть главный герой. ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ПО СМЫСЛУ. - Значит, текст – это… продолжите определение. - Когда мы говорим «тема», мы имеем в виду то, О ЧЕМ БУДЕМ ГОВОРИТЬ. Например, тема нашего урока: «Текст. Основные признаки текста» - А что же такое основная мысль текста? Прочитаем текст , карандашом расставим знаки препинания.(Текст записать в тетрадь). Старик сажал яблони Ему сказали Зачем тебе эти яблони Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал Я не съем другие съедят мне спасибо скажут (Л. Толстой). - Что хотел доказать старик своим поступком? (Нужно делать добро не для себя, а для других.) Это и есть основная мысль, которую хотел донести до нас автор. Значит, ТЕМА -ЭТО ТО,О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ-ТО ГЛАВНОЕ,О ЧЕМ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ,В ЧЕМ ХОТЕЛ УБЕДИТЬ АВТОР. Причём все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли. Вот мы и сформулировали первый признак текста: ЕДИНСТВО ТЕМЫ И ОСНОВНОЙ МЫСЛИ. Но этого недостаточно, чтобы предложения были текстом. В тексте между предложениями существует крепкая связь – не только тематическая, но и грамматическая. Прочитаем следующий текст и проследим, как грамматически связываются предложения в тексте: По сторонам узкой тропы стоял шиповник. Он цвет алым влажным огнем. Цветы шиповника будто отделились от колючих веток и висели в воздухе яркими огоньками. Я стоял в изумлении, любуясь красотой цветущих кустов. Значит,ВТОРОЙ ПРИЗНАК ТЕКСТА-СВЯЗНОСТЬ. О связи предложений в тексте мы поговорим с вами на следующем уроке более подробно. А теперь познакомимся с ещё одним признаком текста. Для этого образуйте текст из перепутанных предложений. 1. Собачья еда стояла под деревом. 2. Третья, когда первая ворона издавала сигнал тревоги, бросалась с ходу навстречу собакам и отвлекала их в сторону. 3. Появились три вороны. 4. Другая в это время пожирала остатки собачьей пищи. 5. Одна садилась так, чтобы видеть собак и следить за ними. 1 – 3 – 5 – 4 – 2. Таким образом, ещё один признак текста – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. Чувствуется, что текст ещё можно продолжить. Как бы вы это сделали? Продолжите текст, записывая 1-2 предложения. И ещё один признак текста – ЗАВЕРШЕННОСТЬ В РАСКРЫТИИ ТЕМЫ. Пауза отдыха 4. Закрепление изученного материала Запишите в тетрадь текст. Оля и Лида пошли в лес. Они устали, вынули еду из сумки и поели. Вдруг рядом запел соловей. Девочки были очарованы пением, но пора было идти домой. Лида положила в сумку остатки еды. «Зачем ты берёшь с собой этот мусор?» - спросила Оля. Лида тихо ответила: «Стыдно перед соловушкой». Задания по тексту: -Озаглавьте текст. -Определите его тему и основную мысль.( Запись в тетради). -Докажите, что предложения связаны между собой и расположены последовательно. - Сделать синтаксический разбор второго предложения. Завершён ли текст? Придумайте его окончание, учитывая все признаки текста. -Дополнительное задание -Разбор по составу – соловушкой, морфологический разбор – берёшь. 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (в тетради): Завершите предложения: Текст – это - … Тема текста – это … Основная мысль – это … Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Это говорит о признаке текста … Последовательность как признак текста означает… 6. Рефлексия На уроке я усвоил (а) … У меня получилось сделать все/ не все задания Мне нужно … | |
| |
Просмотров: 356 | |
Всего комментариев: 0 | |