4.05.2020. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.

Словарная работа.
Игра «Узнай слово по его лексическому значению».
1.Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. (ɓdоʚɔɔоdʞ)
2. Систематизированное собрание каких-либо предметов. (ʁиǹʞǝvvоʞ)
3. Узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. (ɐʞиɐεоw)
4. Путь следования. (ɯʎdmdɐw)
5. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.(жɐεn̯ǝu)
6. Рассматривать, наблюдать с удовольствием, с восхищением. (ʁɔqɯɐʚоƍoıv)
7. Светло-фиолетовый; цвета сирени или фиалки. (n̯ıqʚоvиv)
Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех,
Читать, писать, играть – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех.
Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.
Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Число
Лицо
І спряжение
ІІ спряжение
окончания
примеры
окончания
примеры
Единственное
1 – я
2 – ты
3 – он, она, оно
-у, -ю
-еш
-ет
брмочУ
бормочЕшь
бормочЕт
-у, -ю
-ишь
-ит
клею
клеИшь
клеИт
Множественное
1 – мы
2 – вы
3 – они
-ем
-ете
-ут, -ют
бомочЕм
бормочЕте
бормочУт
-им
-ите
-ат, -ят
клеИм
клеИте
клеЯт

Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:
ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);
7 глаголов на -еть (обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);
4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).
А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения поможет стих про спряжения глаголов:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить,
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
и зависеть, и вертеть.

К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» - тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.

Итак, для того, чтобы выяснить, к какому спряжению относится глагол, и какую гласную букву следует писать в его окончании, необходимо выяснить, куда в слове падает ударение. Если под ударением находится гласная буква, значит, она в сильной позиции, и сомнений тут никаких нет. Однако, если окончание глагола находится в безударном положении, глагол необходимо поставить в неопределенную (начальную) форму.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, следует:
поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);
определить, какая гласная стоит перед -ть.
Выполнить задание в тетраде.
Выборочно-распределительное списывание.
Выписать из них глаголы и распределить в два столбика: в левый – глаголы I спряжения, в правый – глаголы II спряжения.
1. Высоко в небе блестят звёзды. 2. Сегодня соберутся старые друзья. 3. Кто труда не боится, того и лень сторонится. 4. Хороший урожай тому даётся, кто за дело ловко берётся. 5. В погожий солнечный денёк идёшь по лесной тропинке, следишь за белкой. 6. Где вы живёте? 7. Мы вас подождём. 8. Почему вы так кричите? 9. Вот уже целый час мы сидим и молчим. 10. На опушке леса мирно пасутся лоси.
"КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №10" ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
(1 ТЕКСТ НА ВЫБОР)
-
Проверочная работа по теме
Спиши, вставь пропущенные буквы. Выдели возвратный суффикс.
ВЕСНОЙ В ЛЕСУ!
Хорош лес ранн…й в…сной! В нем начина…т пр…буждать… скрытая от глаз жизнь. Та…т зимний снег. Тонкие ветки б…рез осыпаны см…листыми поч(?)ками. В лесу слышат… птичьи г…лоса. На лесных просторах п…явили… первые проталины. Пахнет см….листыми поч(?)ками, корой деревьев. Поют г…лосистые дрозды. На вершине высок…. д…р…ва весь в лучах восходящ… со…нца, воркует голубь.
Скоро з…лен…й дымкой покроет…. опушка березов… леса.
Грамматическое задание.
Разбери слова по составу: почками, ранней, пробуждается,
березового.
2. Выполни разбор последнего предложения.
3. Образуйте с помощью возвратных суффиксов: грузить, печь, играть, жить, умывать, гореть, смотреть, мыть, спорить.

Спиши, вставь пропущенные буквы. Выдели возвратный суффикс.
ВЕСНОЙ В ЛЕСУ!
Хорош лес ранн…й в…сной! В нем начина…т пр…буждать… скрытая от глаз жизнь. Та…т зимний снег. Тонкие ветки б…рез осыпаны см…листыми поч(?)ками. В лесу слышат… птичьи г…лоса. На лесных просторах п…явили… первые проталины. Пахнет см….листыми поч(?)ками, корой деревьев. Поют г…лосистые дрозды. На вершине высок…. д…р…ва, весь в лучах восходящ… со…нца, воркует голубь.
Скоро з…лен…й дымкой покроет…. опушка березов… леса.
Грамматическое задание.
Разбери слова по составу: почками, ранней, пробуждается,
березового.
2. Выполни разбор последнего предложения.
3. Образуйте с помощью возвратных суффиксов: грузить, печь, играть, жить, рисовать, гореть, таять, зреть, спорить.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ В ТЕТРАДИ. В случае затруднений обращаться по номеру 0714973304

Категория: 5 классы | Добавил: petrovna1962 (03.05.2020)
Просмотров: 241 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar