5-Б Русский язык 19.03.2020

План изучения темы

1.Прочитать и пересказать сведения о писателе:

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего 18 мая 1892 года. Детство будущего писателя прошло на Украине — в деревне, потом в городе Киеве. С детства Паустовского окружали талантливые, добрые люди. Тяга к учебе наблюдалась с самого раннего возраста. К. Г. Паустовскому пришлось быть свидетелем нескольких войн — Первой мировой в 1914 году, революции 1917 года, Гражданской войны. Он даже участвовал в боях с петлюровцами, был матросом, подручным в рабочей артели, позже стал журналистом.

В раннем детстве он полюбил поэзию, с удовольствием слушал рассказы о Запорожской Сечи, разные песни, истории. Паустовский обладал способностью разглядеть поэзию там, где мы, обыкновенные люди, ее не видим. Поэтому проза Паустовского лирическая. В своем творчестве он прежде всего выражает свое собственное отношение к миру. Его отношение к миру, людям подчинено большой мечте о прекрасном человеке на прекрасной земле. В своем творчестве писатель прославляет доброту человеческую и труд, который всему голова...

 

2. Чтение статьи о К. Г. Паустовском в учебнике и ответы на вопросы 1, 2 «Проверь себя» (с. 72).

3. Художественный пересказ сказки «Теплый хлеб».

 

 Составление плана плана пересказа:

1. История раненого коня.

2. Мельник Панкрат.

3).Лютая зима.

4. Филька по прозвищу «Ну тебя».

5. Рассказ бабки.

6. Осознание Филькой своего поступка с конем.

7. Разговор Фильки с Панкратом.

8. Как помогла Фильке старая сорока?

9. Как пришло спасение?

10).Как Филька помирился с раненым конем?

 

4. Образы героев сказки.( прочитать вопросы и дать ответы)

— Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор? (Конь Мальчик - вороной конь, «раненый, пострадал от врага». Мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик... ребята считали его колдуном». Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» — «молчаливый, недоверчивый».)

— Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата? (О Фильке: «Отвечал сердитым басом», бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха». О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу».)

— Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали герои?

Ученики коротко пересказывают сюжет сказки, затем учитель подробно объясняет домашнее задание.

 

5. Реальное и фантастическое в сказке.

— Докажите, что перед нами литературная сказка. (Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки, — и указывается время действия. «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время Гражданской войны.

В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.)

— Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими? (Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыню»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.)

— Каких из этих персонажей (бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай) мы назовем фантастическими, а каких — реальными? (Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы, явления: ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной традиции.)

 

6. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста.

а) Найти в тексте эпитеты и записать в тетради. (Теплый хлеб с румяной коркой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова.)

б) Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость:

• Зачем помирать? Надеяться надо.

• Льготного срока не будет.

• Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

• За твою дурь расплачиваться своим горбом?

• От теплоты лед начал оседать.

• Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.

• Хлеб-соль подносить.

• Не только человеку извинение требуется.

• Бери хлеб, мирись!

• Трещала как пулемет.

 

7. Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру...» до слов: «— Да ну его, Панкрата — сказал Филька и затих»).

— Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (Слова бабки: мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца».)

— Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?

— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

— Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?

— В чем же мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно, никогда и никому в жизни не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе.)

8.Выводы:

Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.

                                        Работа над рассказом «Заячьи лапы»

1. Цифрами обозначьте во второй колонке расположение эпизодов в реальном времени. (В таблице цифры уже проставлены.)

1. Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.                         2

2. Ваня несет зайца домой.                                                     3

3. Дед и Ваня ищут Карла Петровича.                                  4

4. Разговор Карла Петровича с дедом.                                  5

5. «Беседа о зайце» и письма профессора.                           6

6. Рассказчик в гостях у деда Лариона.                                 7

7. История спасения деда от пожара.                                    1

8. Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца.             2

 

— Для чего автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов? (Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку. Ответы детей на этот вопрос будут неоднозначны. Вместе придем к мысли, что автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, а затем понимание и откровение.)

 

Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Учитель. После рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.

— Перечитайте последние строки рассказа. Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

Фактический уровень: до пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.

Философский уровень: человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.

— Отметьте в тексте рассказа несколько предложений, в которых проявляется особенность писательской манеры Паустовского — видеть необычное в обычном. (Например: «Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах». Писатель сравнивает заросли гвоздики с островами и это помогает нам представить яркие, выделяющиеся пятна этих цветов рна общем фоне.)

 

Вывод: человек должен беречь природу.

 

Категория: 5 классы | Добавил: admin (22.03.2020)
Просмотров: 170 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar