Дата: 06.05. Предмет литература
План изучения темы

.I.Организационный момент: Здравствуйте, дорогие дети. Сегодня у нас урок литературы. Мы помним с вами , что «чтение – вот главное учение». Читайте всегда, каждый день, в любом возрасте.
2. Акцент внимания: Сегодня мы должны закончить приём наизусть отрывка из баллады Стивенсона. Но нас ждут и новые темы.
II. Задачи урока.
1. Учимся определять ключевые эпизоды для характеристики персонажа, обосновывать, что разум и труд – главные движущие силы в развитии человечества.
2. Узнаем, какой роман называется приключенческим.
III. Актуализация знаний:
1. Ответить на вопросы (письменно)
1.Кто такой Д.Дефо?
2.Кем хотел видеть писателя его отец?
3.Кем стал Дефо?
4.Сколько лет было писателю, когда он написал роман о Робинзоне.
5.Каких людей сейчас называют Робинзонами?
(Джерихов, Разгуляева, Костикова)
IV. Усвоение новой темы
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Николая Павловича Смирнова-Сокольского
Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и,
Может быть, не хотите.
Власть книги огромна.
Как вы понимаете эти слова? (Любая книга оказывает на нас, на наше воспитание большое влияние, да если мы этого не ждем. Любая книга нас воспитывает и дарит нам большой опыт в жизни.)
-Чему же научит нас роман Дефо? Он утверждал: «Я царь и хозяин этой земли…»
2.Прочитайте историю написания романа, в основу которого легли действительные факты.
Сюжет романа Дефо взял из жизни. Однажды писатель услышал историю шотландского матроса Александра Селькирка, который родился в 1676 году в Шотландии в семье башмачника. С детства он любил больше всего рассказы бывалых моряков о приключениях и сказочных странах. В 18 лет он сбежал из дома и отправился в море. Много плавал, разбогател. Но дома ему было скучно. Селькирк прочитал в газете о том, что знаменитый капитан, авантюрист, пират и одновременно ученый-натуралист Уильям Дампьер на двух судах собирается в Вест-Индию за золотом. 27-летний Александр Селькирк записался одним из первых. Ему предстояло служить боцманом на галере «Сэнк пор». Полтора года длился поход. Атлантический, Тихий океаны. Во время плаванья между капитаном галеры «Сэнк пор» и боцманом Александром Селькирком не раз возникали ссоры. И дошло до того, что Селькирк решил покинуть корабль. И в судовом журнале сделали запись: Александр Селькирк списан с судна «по собственному желанию». В шлюпку погрузили платье и белье, кремневое ружье, фунт пороху, пули и огниво, несколько фунтов табака, топор, нож, котел и даже библию. Селькирк оказался на необитаемом острове Мас а Тьерра, что в 600 км от Чили. Он надеялся, что долго пробыть на острове ему не придется – ведь корабли довольно часто заходят сюда за пресной водой.
На острове он провел 1580 дней и ночей – более четырех лет. И одержал победу над природой и одиночеством! А спас его труд, как и героя книги Дефо Робинзона.
3. Беседа(устно)
Я думаю, что произведение вам понравилось, запомнилось и произвело на вас впечатление.
Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).
– Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.).
О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).
Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения Константина Батюшкова “Тень друга”. (Прочитает ученица).
Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?
Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….
– Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Мы можем представить, как он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.
– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?
– Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.
– Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?
– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.
– Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?
– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, хижину, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.
–– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?
– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.
Какие ремёсла, профессии освоил Робинзон на острове?
– Агронома, строителя, охотника, рыбака, ,плотника.
–Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?
– Положительного.
– Можем ли мы назвать его героем и почему?
– Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.
Кто заменял Робинзону общество человека на острове ?
– Собаки, кошки, попугай.
– Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Почему? – Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.
– Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.
Прочитайте из текста (чтение текста)
Т.е. Робинзон и пятница стали преданными друзьями, которые могли в любую минуту отдать свою жизнь друг за друга.
– Как же закончилась эта история Робинзона Крузо?
–Робинзон и Пятница были спасены англичанами.

4.Вывод.
Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться в сложной, казалось бы, безвыходной ситуации,.
– Какие черты характера Робинзона помогли выжить на необитаемом острове в течение 28 лет? Напишите качества в тетрадь.
– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.
Что помогло Робинзону– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек.
-Смог ли Робинзон выжить, если бы не имел запас определённых знаний? Нет, конечно. Без знаний и умений человек остаётся беспомощным.
-Чему же учит нас Робинзон? Стремиться к знаниям, которые помогут выжить в любой жизненной ситуации. Труд и разум – двигатели человеческого прогресса.
5.Составление списка «Наставления Робинзона». (Записать в тетради)
–« Слёзы никогда не прекращают несчастий.»
– «Нельзя успокаиваться…»
– «…Я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моём бедственном положении есть всё же немало хорошего».
– «… Не следует унывать и отчаиваться, так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение».
– «… Покончив с пустыми надеждами, я стал думать о том, как бы мне получше наладить мою жизнь на острове».
Какие умозаключения Крузо могут быть полезны нам с вами?
6.ТЛ. Запишем определение. Выучить его.
Приключенческий роман – это произведение, в котором автор ставит героя в необыкновенные проблемные ситуации, из которых герой ищет выход, т.е. герой попадает в разные приключения.
Задание №2. Докажите, что роман Дефо является приключенческим(Устно) ( а письменно эти дети присылают мне : Петренко, Зарагулова, Атаманчук, если нет интернета, можно позвонить)
Вторая тема.
1.Прочитать и пересказать сведения об Андерсене: стр.215.
2. Составить план пересказа сведений о писателе: по стр.215.( письменно) (Говорущак, Гончарова, Кондратьев, Поленок)
V. Д.З. Прочитать сказку «Снежная Королева»
Категория: 5 классы | Добавил: alzevsk (05.05.2020) | Автор: Стороженко Л.П. E
Просмотров: 264 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar