Дата: 09.04 Предмет литература
План изучения темы 1.Организационный момент: 1. Весна, весна, как воздух чист, как ясен небосклон. Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину: журчит, лепечет ручеек, о том , что путь далек-далек. Упала шишка, скрипнул сук, жужжит, жужжит тяжелый жук, листва рассказывает сны. Ты слышишь голос тишины. Ты слышишь голоса весны. 2.Краткий рассказ о писателе.: Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по- сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем. В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем поездов, слесарем, подсобным рабочим). Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовской рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии. Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем. Виктор Петрович описал реальный случай из собственной жизни, однажды летом будучи пятиклассником он заблудился в тайге. Ребята, а вы знаете как называется описание своей жизни? АВТОБИОГРАФИЯ Так какое произведение мы называем автобиографическим? (Произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни, содержащее элементы автобиографии.) Когда вы прочитаете рассказ вам встретятся незнакомые слова: Изморось - Очень мелкий, моросящий дождь. Телогрейка - зимняя рабочая верхняя одежда — стёганая ватная куртка с хлястиком и застёжкой на пуговицах. Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.) Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы. Бурелом – деревья, поваленные бурей. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Затесь– зарубки на стволах деревьев. Перемёты – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки. Паромы – сети. Тенёта - паутина, сеть для ловли животных Тягун – подводное течение. Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов. Окаянный - 1. Про́клятый, отверженный церковью. 2. Греховный, нечестивый. 3. Употребляется как бранное слово; то же, что прокля́тый. 4. Нечистая сила, бес, чёрт. Хлипкий - слабый, слабохарактерный, бессильный, бесхарактерный, болезненный, растерянный, отчаявшийся Дух захватило - означает, стало трудно дышать, от волнения или страха, по любым другим причинам, связанным с состоянием внутренним. Спокон веку - С давних времен, издавна. План пересказа рассказа 1.Рассуждение об озерах и их названиях. .2. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. 3. Поход Васютки в тайгу за орехами. 4. Потеря затесей после охоты на глухаря. 5.Страх и отчаяние Васютки. 6. Решительные действия по своему спасению. 7. Просвет в пути. 8. Появление бота и возвращение героя. 9. Васютка снова дома. 10. Путь к озеру и его освоение. 11. Пятнышко на карте - «Васюткино озеро». После прочтения рассказа ответьте на вопросы устно, конечно. -На какой реке происходят события рассказа? - когда происходят события, описанные в рассказе? - назовите героев рассказа (Васютка, мать, отец, дедушка, дядя Коляда) - почему рыбаки из бригады отца приуныли? (найти ответ в тексте) - как проходили дни у рыбаков? (найти ответ в тексте) - чем занимался Васютка? - зачем Васютка отправился в тайгу? - что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать») - какой главный таежный закон? (идешь в тайгу - бери еду и спички) - как Васютка шел по тайге? (весело насвистывая, следил за затесями) - какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря) - в какой момент мальчик понял, что заблудился? (после поимки глухаря) - с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь») - Что ощущал в этот момент Васютка? (страх начал давить еще сильнее, вспомнил рассказы, что блуждают люди в тайге и погибают, оцепенение) - Но Васютка «взял себя в руки». Как вы понимаете эту фразу? Что стал делать мальчик? (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали) - какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх) - в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею) - к чему вышел мальчик? (к озеру) - чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел») - какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей) - что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья) ПРОБЛЕМАТИКА, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОПРОСА - что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре; умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу) - чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края) - в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки) - почему автор так назвал свое произведение? -Ребята, а все же, кто главные герои рассказа? Только ли Васютка? -Васютка и природа. -Верно. Природа в произведении - не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути. Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. (М. Налбандян). Почему тайга для Васютки стала открытой книгой? Именно об этом: об отношениях человека и природы - мы поговорим на следующем уроке. Д.З, чтобы провести этот урок вам необходимо прочитать по учебнику об Астафьеве и его рассказ «Васюткино озеро». На следующем уроке будет контроль знаний по этому уроку, в который войдут вопросы,обсуждаемые на уроке. | |
| |
Просмотров: 256 | |
Всего комментариев: 0 | |