Дата: 09.04 Предмет литература
План изучения темы

1.Организационный момент:
1. Весна, весна, как воздух чист, как ясен небосклон.
Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину: журчит, лепечет ручеек, о том , что путь далек-далек.
Упала шишка, скрипнул сук, жужжит, жужжит тяжелый жук, листва рассказывает сны.
Ты слышишь голос тишины.
Ты слышишь голоса весны.

2.Краткий рассказ о писателе.:
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по- сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.
В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем поездов, слесарем, подсобным рабочим). Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовской рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем.
Виктор Петрович описал реальный случай из собственной жизни, однажды летом будучи пятиклассником он заблудился в тайге. Ребята, а вы знаете как называется описание своей жизни?

АВТОБИОГРАФИЯ

Так какое произведение мы называем автобиографическим?
(Произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни, содержащее элементы автобиографии.)

Когда вы прочитаете рассказ вам встретятся незнакомые слова:

Изморось - Очень мелкий, моросящий дождь.
Телогрейка - зимняя рабочая верхняя одежда — стёганая ватная куртка с хлястиком и застёжкой на пуговицах.
Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь– зарубки на стволах деревьев.
Перемёты – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
Паромы – сети.

Тенёта - паутина, сеть для ловли животных
Тягун – подводное течение.
Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Окаянный - 1. Про́клятый, отверженный церковью.
2. Греховный, нечестивый.
3. Употребляется как бранное слово; то же, что прокля́тый.
4. Нечистая сила, бес, чёрт.
Хлипкий - слабый, слабохарактерный, бессильный, бесхарактерный, болезненный, растерянный, отчаявшийся

Дух захватило - означает, стало трудно дышать, от волнения или страха, по любым другим причинам, связанным с состоянием внутренним.
Спокон веку - С давних времен, издавна.

План пересказа рассказа
1.Рассуждение об озерах и их названиях.
.2. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
3. Поход Васютки в тайгу за орехами.
4. Потеря затесей после охоты на глухаря.
5.Страх и отчаяние Васютки.
6. Решительные действия по своему спасению.
7. Просвет в пути.
8. Появление бота и возвращение героя.
9. Васютка снова дома.
10. Путь к озеру и его освоение.
11. Пятнышко на карте - «Васюткино озеро».
После прочтения рассказа ответьте на вопросы устно, конечно.

-На какой реке происходят события рассказа?

- когда происходят события, описанные в рассказе?

- назовите героев рассказа (Васютка, мать, отец, дедушка, дядя Коляда)

- почему рыбаки из бригады отца приуныли? (найти ответ в тексте)

- как проходили дни у рыбаков? (найти ответ в тексте)
- чем занимался Васютка?
- зачем Васютка отправился в тайгу?

- что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать»)

- какой главный таежный закон? (идешь в тайгу - бери еду и спички)

- как Васютка шел по тайге? (весело насвистывая, следил за затесями)
- какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря)
- в какой момент мальчик понял, что заблудился? (после поимки глухаря)

- с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь»)
- Что ощущал в этот момент Васютка? (страх начал давить еще сильнее, вспомнил рассказы, что блуждают люди в тайге и погибают, оцепенение)
- Но Васютка «взял себя в руки». Как вы понимаете эту фразу? Что стал делать мальчик? (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали)

- какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх)
- в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею)
- к чему вышел мальчик? (к озеру)

- чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)
- какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей)
- что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья)
ПРОБЛЕМАТИКА, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОПРОСА
- что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре; умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)
- чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края)
- в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)
- почему автор так назвал свое произведение?
-Ребята, а все же, кто главные герои рассказа? Только ли Васютка?
-Васютка и природа.
-Верно. Природа в произведении - не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности.

Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. (М. Налбандян).

Почему тайга для Васютки стала открытой книгой? Именно об этом: об отношениях человека и природы - мы поговорим на следующем уроке.
Д.З, чтобы провести этот урок вам необходимо прочитать по учебнику об Астафьеве и его рассказ «Васюткино озеро». На следующем уроке будет контроль знаний по этому уроку, в который войдут вопросы,обсуждаемые на уроке.
Категория: 5 классы | Добавил: alzevsk (08.04.2020) | Автор: Стороженко Л.П. E
Просмотров: 256 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar