Дата: 29.04. Предмет литература
План изучения темы

.I/Организационный момент:
2. Акцент внимания: Доброе утро, ребята. Я надеюсь : все готовы к уроку.Я призываю вас быть внимательными: своевременно прослушивать мои звуковые сообщения, прорабатывать уроки, сдавать вовремя задания.
II.. Начиная с сегодняшнего урока, мы с вами будем изучать творчество зарубежных писателей, это общая тема всех наших последующих уроков. И, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона. Какие цели мы поставим перед собой?
Планируемые результаты:
-знать основные сведения о жизни и творчестве Р.Стивенсона,
- владеть навыками анализа поэтического произведения.
III. Актуализация знаний:
1 Проверка Д.З. Ответьте на вопросы ( все устно, а те, кто присылают работы – письменно)(Куликова, Иванова, Михеева,Александрова, Разгуляева,Костикова)
Рассказ Саши Чёрного «Кавказский пленник»
1. Какое время года описывается в рассказе?
2. Кто празднует наступление этого времени года?
3. Что делают люди на речке?
4. Почему у пристани отчаянно скрипела на цепочке лодка?
5. Какой хвост был у петуха?
6. Кому было грустно в этот весёлый день?
7. Что разволновало и испугало их?
8. Какое продолжение прочитанной истории придумали девочки?
9. Кто в их игре стали исполнять роль кавказских пленников?
10. Чем кормили девочки пленных ?
IV. Усвоение новой темы
1.Прочитайте.
Роберт Льюис Стивенсон – английский писатель XIX в.
Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон – так звали отца – гордился самым значительным делом своей жизни – строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Об этом позже он написал в своих книгах.
Роберт Льюис был единственным ребенком в семье, он обладал слабым здоровьем, подолгу оставался в постели из-за болезни – туберкулеза.
По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии – земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.
Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). С этого времени и до конца жизни каждый год в печати будут появляться произведения Роберта Льюиса Стивенсона.
Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семьей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что, только живя ближе к экватору, чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало.
2. Ответьте на вопросы(Устно)
1. Когда и где родился Роберт Льюис Стивенсон?
Найдите в интернете на географической карте мира Шотландию. Шотландия – совсем небольшая страна, которая входит в состав Великобритании и Северной Ирландии. Столица Шотландии – Эдинбург.

2. Что вы узнали о родителях поэта?
3. Где учился будущий писатель?
4. Где прошла большая часть жизни Стивенсона?
5.Что вас заинтересовало в биографии писателя?
3. Т.Л. Записать в тетрадь.
Баллада (от прованс. (фр.) ballar – плясать) – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
Словарная работа.
Пикты – народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.
Учёные полагают, что первые люди в Шотландии появились приблизительно 8 тысяч лет назад. Самыми большими племенами были пикты.
Вельможа – здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель.
Пучина – водоворот.

4. Читаем балладу «Вересковый мёд».
5. Беседа по произведению.
- Понравилась ли вам баллада Стивенсона?
- А что вас поразило, удивило, что произвело на вас наибольшее впечатление?
- Вот я всё время называла это произведение балладой. Пользуясь определением баллады, докажите, что произведение, с которым мы познакомились, является балладой. ( Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт мёда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка)
6. - Ребята, определите тему и основную мысль произведения.
Записываем в тетрадь:
Тема – рассказ о смерти последних людей из маленького народа медоваров.
Основная мысль – призыв к борьбе за независимость и свободу против завоевателей.
7. Беседа по тексту:
- Скажите, что произошло давным – давно в стране пиктов?
- Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля?
( Безжалостный.)
- Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу?
(Автор сочувствует, так как называет их «бедными».)
- Как погибли отец и сын? Почему старик решил обмануть шотландцев?
( Боялся, что сын не выдержит пыток, желая для него более легкой и быстрой смерти, чем на костре.)
- Почему вересковый мёд для старика «святая тайна»?
( Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.)
- Во имя чего совершает свой подвиг старик?
( Во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине.)
- «Вересковый мед» - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?
( Он писал о легендарных исторических временах Шотландии. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как баллада.)
.-Как вы считаете, прав ли герой баллады, пожертвовавший сыном?
-Что вызывает у вас в душе поступок героя: возмущение или восхищение?
8. Сообщение для любознательных:
Когда вереск цветёт, вокруг него вьются шмели и пчёлы. Из вереска получают мёд. Лечебные свойства мёда восхвалялись в легендах и песнях. Из верескового мёда пикты делали напиток. Пикты верили, что этот напиток делает людей молодыми и сильными. Секрет изготовления этого напитка знали только они, пикты. В Шотландии существует легенда, что когда на пиктов напали враги и потребовали рассказать секрет изготовления этого напитка, они предпочли умереть, но секрета не выдали.
-Да, ребята, именно эта легенда и легла в основу баллады, которую написал Роберт Льюис Стивенсон, поэтому она так и называется «Вересковый мёд».
9. Работа над выразительным чтением :
1 - найти и прочитать описание короля
2 - выбрать и прочитать описание старика
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Закончите фразу:
- Прочитав балладу, я пришел (пришла) к выводу …
- Самое интересное в балладе – это …
- На месте старого пикта я бы …
- Так о чём же заставляет задуматься это произведение?
( О мужестве и смелости, о жестокости сердца, о сохранении святой тайны.)
-Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он услышал впервые историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад. ,чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, к чему они могут привести.
Всем спасибо за урок!
V. Д.З. Знать биографию писателя: урок+ учебник стр.193-194; выучить наизусть отрывок из баллады на выбор : на «3» - три строфы, на «4» - 4 строфы, на «5» - пять строф. Время приёма сообщу голосовым сообщением. Выучить ТЛ( баллада)
Второй урок.
Записываем в тетрадь тему урока.( без кавычек)
«Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо»
1. Читаем учебник: стр.199-200.
Д,З,: пересказывать стр.199-200. Составить план пересказа (Присылают план:Писковец, Сорочан, Кузьмин, Лукин, Исупова) Прочитать отрывок романа стр.200 -212.
Рекомендую: выполнять Д.З. по литературе в течение нескольких дней , а не накануне следующего урока.
Категория: 5 классы | Добавил: alzevsk (28.04.2020) | Автор: Стороженко Л.П. E
Просмотров: 353 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar