Изобразительное искусство 22, 25. 12. 2020
Тема урока. Искусство Хохлома. Рисование и роспись блюдца.

Цель урока.
- Познакомить учащихся с традиционным народным промыслом России.
- Способствовать формированию представлений о принципах гармонии композиции на основе цветовых ритмов и
цветовой динамики.

Задачи урока.
- Способствовать формированию знаний о народном художественном промысле – хохлома и о элементах ее росписи.
- Формирование знаний о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах.
- Способствовать формированию умений работать кистью; совершенствование навыков кистевой росписи по мотивам
хохломской росписи
- Способствовать формированию развития конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.

Оборудование: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода, салфетка.

Сегодня мы продолжим наше знакомство с народными промыслами России. Тема нашего урока: “Золотая хохлома”, именно так называют этот промысел в народе.

Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из дерева заготовки, а женщины их грунтовали. В 1916г. в городе Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение “Хохломская Роспись”.

Город находится в 68 километрах на северо-восток от Нижнего Новгорода. Семеновский район расположен в лево-бережной части Нижегородской области в бассейне извилистой лесной реки Керженец. Восемьдесят процентов территории района покрыто лесами.
В этом городе сохранилось много интересных старинных зданий и сооружений, представляющих историческую и архитектурную ценность. Одной из главных достопримечательностей города стал открытый в 2008 году Музейно-туристический центр “Золотая Хохлома”.

Ручная хохломская роспись изделий показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент, виртуозность и свободу кистевого мазка.

В росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Прежде чем стать золотым изделие проходит несколько стадий производства.

Стадии производства изделий хохломской росписи.

1. На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая “бельем”. “Белье” еще раз тщательно просушивают и приступают к грунтовке.

2. Лужение. В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой с просушкой при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. После чего они становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

3. Покрытие лаком. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от размеров изделия. Так, серебро превращается в “золото”, и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью.

4. Роспись готового изделия. Расписывают изделие беличьими или колонковыми кистями, используя для этого масляные краски. Кроме черного, красного и золотого цвета – традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета.

В хохломской росписи сложились два вида письма "фоновое" и "верховое".

“Фоновая” роспись. Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Роспись "под фон", начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.

При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь выделяют три типа орнамента: "травка", роспись"под листок" или "под ягодку ".

“Травка” - главный мотив хохломской росписи. "Травная роспись" напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фон.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют "под листок" или "под ягодку". Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы.

Сегодня хохломскую роспись можно увидеть не только на деревянной посуде. В этом стиле можно расписывать и другие современные вещи. Например новогодние шарики, компьютерную клавиатуру и даже автомобиль.

Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей.

Практическая работа

Попробуйте нарисовать блюдце и распишите его травным орнаментом с ягодами или цветами. На желтой бумаге наведите стебель плавной тонкой линией, а затем ритмично, по обе стороны от него, расположите ягоды или цветы. Припишите к стеблю кудреватую травку, тонкую осоку. Следите за колоритом рисунка.

Вот примерные работы на эту тему.







Это видео поможет вам успешно справиться с заданием.

видео

Выполните работу и принесите для проверки и оценивания к следующему уроку.
Категория: 5 классы | Добавил: vasiliyvainilov (20.12.2020)
Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar