05.04 6-Б литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
В истории мировой литературы существуют такие произведения, интерес к которым как со стороны читателей, так и со стороны исследователей никогда не угасает. Несомненно, что одним из таких произведений является роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».
Секрет подобной его популярности у читателей и критиков прост и сложен одновременно. С одной стороны, читателей привлекает непредсказуемость сюжета, обилие приключений, неожиданностей, то есть всего того, что способно вызывать и поддерживать интерес на сюжетном уровне, на уровне занимательности. Но в романе скрыты серьёзные философские, мировоззренческие проблемы, которые раскрываются только при внимательном и глубоком прочтении романа, при его всестороннем анализе.
Любой литературный текст может быть в полной мере понят только в контексте своей эпохи, то есть на фоне тех исторических событий и явлений литературы, которые происходили и развивались во время написания этого произведения. Особенности культуры оказывают влияние на литературу. И каждый текст важен и интересен не только сам по себе, но и как явление культуры той или иной эпохи.
Цель работы - рассмотреть варианты интерпретаций образа Робинзона Крузо различными исследователями, проанализировать сходства и различия этих трактовок, а также их зависимость от социально-экономических и исторических условий.
Предметом исследования являются особенности интерпретаций литературного образа исследователями и философами различных эпох.
Объектом исследования является образ главного героя романа английского писателя Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Актуальность данной работы заключаются в том, что будет сделана попытка систематизировать различные возможные варианты интерпретации данного образа, который, несмотря на его широкую известность, всё так и остаётся до конца не изученным.
В XVIII в. существенные сдвиги происходили в экономической жизни Англии. Экономика страны переживала подъем. Свидетельством этого явился промышленный переворот. Из земледельческой страны Англия быстрыми темпами превращалась в промышленную. Быстро увеличивается число крупных промышленных центров; возрастает городское население; начинает формироваться пролетариат. Обогащение буржуазии сопровождается обнищанием народных масс.
Расширяются колониальные владения, возрастает могущество Британской империи; ведутся захватнические войны, осуществляется насильственное подчинение новых территорий. Необходимость расширения сферы торговых операций, поисков рынков сбыта сопровождается активизацией колониальной политики. Помимо Ирландии и Шотландии, Англия подчинила себе Индию, Северную Америку, Вест-Индские острова. Тема колониальных войн и осуждение захватнической политики правящих кругов Великобритании прозвучали в литературе. Об этом с гневом и возмущением писали Свифт и Шеридан.
Ситуация, сложившаяся в стране в XVIII в., способствовала тому, что идеология Просвещения зародились именно здесь, получив свое дальнейшее развитие во Франции и других странах европейского континента. Однако в самой Англии противоречия просветительской идеологии проявились с наибольшей силой и остротой. Это объяснялось очевидным несоответствием идеала гармонического общества реальным условиям буржуазной действительности. Развиваясь в условиях буржуазного строя. Просвещение в Англии было в целом более умеренным, чем во Франции и Германии. Однако английское Просвещение выдвинуло целую плеяду замечательных писателей, выступивших со смелыми обличениями и критикой не только пережитков феодализма, но и пороков буржуазного общества, религиозного ханжества и лицемерия (Свифт, Филдинг, Смоллет, Шеридан и другие). Более умеренными по своим взглядам были Стиль, Аддисон и Ричардсон. Они сочетали реалистическую трезвость с религиозным морализаторством.
Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью. Противоречия между просветительскими идеалами и реальными путями общественного развития ощущались многими мыслителями и писателями XVIII в. Это проявилось в той критике и сатирическом осмеянии существующих порядков, которые свойственны произведениям Свифта и Филдинга, Дидро и Вольтера, Лессинга и Гёте. Это сказалось и в развиваемой просветителями концепции человека.
Вопрос о человеке, о «человеческой природе» находился в центре внимания просветителей. К нему обращались философы и историки, писатели и политики. Просветители утверждали мысль о природной доброте человека, отвергали учение церкви о его врожденной греховности и порочности. Они считали, что пагубное влияние на природу человека оказывают неразумные условия жизни. По своим естественным свойствам человек прекрасен, однако его развитие зависит от воспитания и той среды, в которой ему приходится жить. Просветительский идеал прекрасной от природы человеческой личности приходил в столкновение с реальными нормами буржуазного существования. Гуманизм просветителей, оптимистическая вера в безграничные возможности человека сближают их с деятелями эпохи Возрождения. К культуре Ренессанса просветители близки широтой своих интересов и фундаментальностью знаний.
Просветительская идеология определила содержание и направление развития различных отраслей знания и видов искусства XVIII в. - философии, социологии, политики, педагогики, литературы, живописи и эстетики. Это был век интенсивного развития науки и техники, век промышленного переворота, значительных успехов в области естествознания.
Следует отметить, что «определяющим для английской литературы XVIII века был общий дух Просвещения, характерный для всей эпохи».[1] Основной задачей просветителей было переустройство общества. Основным принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства, боевой тенденциозности, демократической идейности. Произведения просветителей глубоко философичны. Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина. Это был положительный герой, труд, мораль, страдания которого были воспеты сочувственно и проникновенно. В противоположность традиционному церковному учению о «первородном грехе», обусловившем, врождённую порочность чувственной природы человека, просветители единодушно утверждают, что человек от природы добр. Отступают от этой своей естественной добродетели люди лишь потому, что их нормальная здоровая природа подверглась пагубному, извращающему влиянию окружающей среды.
Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Основные литературные направления эпохи Просвещения - классицизм, реализм, сентиментализм и романтизм на его начальной стадии (предромантизм). В каждой из европейских стран развитие этих художественных систем, характер их взаимодействия различны и определяются конкретно-историческими условиями. Однако в литературном процессе XVIII в. выявляются и общие закономерности, позволяющие говорить о литературе Просвещения как о характерном явлении определенного этапа развития культуры.
Особенности просветительской литературы связаны со стоящими перед ней задачами освоения новых форм общественной жизни и их воздействия на человека. Характерное и яркое явление литературной жизни эпохи - просветительский реализм. Просветительский реализм XVIII в., подготовленный развитием искусства предшествующих веков, прежде всего эпохой Возрождения, является существенным этапом в истории мировой литературы. Стремление к воспроизведению объективной жизненной правды сочетается в нем с постоянным и пристальным вниманием к проблеме «человеческой природы» в ее обусловленности обстоятельствами, средой, воспитанием.
Важное значение имело обращение просветителей к созданию образа положительного героя. В нем воплотилась их вера в возможности человека, представление о здоровых началах человеческой природы, исторический оптимизм. В качестве положительного героя выступает «естественный человек», действующий в соответствии с велениями разума, согласно своей «природе».
В творчестве просветителей отчетливо проявляются две основные тенденции: обращение к формам условно-философского обобщения явлений действительности и к формам реально-бытовым. Тяготение к всеобъемлющей масштабности сочетается с интересом к повседневной жизни с ее мельчайшими подробностями, обращение к гиперболе - с детализацией. Произведения Свифта, Вольтера, Дидро характеризуются универсальными философскими обобщениями; в романах Ричардсона и Филдинга, в драмах Лессинга выявляется интерес к реально-бытовой стороне жизни в ее обыденных формах. Обе эти тенденции подчинены единой задаче исследования и правдивого изображения жизни. В некоторых произведениях просветительской литературы оба эти плана совмещаются, и гротескно-гиперболические приемы изображения объединяются с воспроизведением подробностей реально-бытового характера (произведения Дидро, Филдинга, Лессинга).
Свойственные просветительскому реализму критицизм, пафос обличения несовершенства и неразумности существующих порядков, сатирическое изображение прозы жизни, столь не соответствующей представлениям о подлинном назначении человека, соединяются с утверждением просветительских идеалов, с положительной программой устройства общества.
В литературе английского Просвещения преобладают прозаические жанры. Ведущее место занимает роман, представленный такими основными разновидностями, как роман приключенческий, философско-сатирический, семейно-бытовой, социально-психологический.
Для литературы раннего Просвещения характерен оптимистический взгляд на перспективы буржуазного прогресса. Исключение составляет Свифт; его сатира - гневное обличение противоречий и недугов собственнического общества.

Даниэль Дефо – основоположник европейского реалистического
романа.
Основоположником европейского реалистического романа нового времени считается Даниель Дефо. Творчество Дефо составляет целую эпоху в развитии английской прозы. Являясь первой ступенью в истории просветительского романа, оно подготовило и социальный реалистический роман XIX столетия. Дефо является зачинателем таких разновидностей жанра романа, как роман приключенческий, биографический, роман воспитания, психологический, исторический, роман-путешествие и роман уголовный. В его собственном творчестве все эти формы предстают ещё в недостаточно расчленённом виде. Именно Дефо с присущей ему широтой и смелостью приступил к их разработке, наметив важнейшие линии в развитии романного жанра.
Даниель Дефо родился в семье торговца Джеймса Фо, жившего в Лондоне. Дефо был отдан на обучение в пуританскую духовную академию, но религиозным проповедником не стал. Его влекла жизнь со всеми ее превратностями, рискованными коммерческими операциями. Несколько раз он был вынужден объявлять себя банкротом, скрываться от кредиторов и полиции. Однако интересы Дефо не ограничивались буржуазным предпринимательством. Его кипучая энергия проявилась в политической и публицистической деятельности. В 1685 г. он принял участие в восстании против короля Якова II, стремившегося восстановить католичество и абсолютную монархию. После поражения восстания Дефо вынужден был долго скрываться, чтобы избежать сурового наказания. «Славную революцию» 1688 г. он встретил сочувственно и поддерживал политику Вильгельма III Оранского.
Дефо размышлял над способами наилучшей организации жизни общества. Он выступал с многочисленными проектами усовершенствования и изменения существующих порядков. Об этом он писал в своих трактатах и памфлетах. Дефо волновало многое: просвещение соотечественников и особенно вопросы женского образования; проблема сословных привилегий и судьба обездоленных природой людей - слепых, глухих и умалишенных; он писал о возможных путях обогащения и затрагивал вопросы этики коммерсанта; смело выступал против господствующей англиканской церкви, высмеивая основные положения ее вероучения и отвергая церковные догматы. Многие памфлеты Дефо не были подписаны его именем, и все же авторство обычно становилось известным. Народ приветствовал сочинения Дефо, а сам автор не один раз подвергался аресту и отбывал очередное тюремное заключение. Дефо написал множество литературных и публицистических произведений, но только одно из них сделало его имя бессмертным: «Более трёхсот пятидесяти произведений принадлежат Дефо. Из этого списка все знают одно название, одно имя — Робинзон Крузо. Это даже не книга и не персонаж, а нечто большее: человек-миф»,[2] — пишет о романе М. В. Урнов.
Роман появился в 1719 году, когда Дефо было 59 лет; это была первая часть «Робинзона Крузо», сделавшая имя Дефо бессмертным. Вторая часть романа вышла в 1720, третья — в 1721.
Дефо выдал роман за подлинные мемуары самого Робинзона. Именно так эта книга и была воспринята современниками.
Возможно, основой для создания романа, послужил очерк Стиля «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г. в журнале «Англичанин». В нём рассказывалось о действительном происшествии: матрос Селькирк вступил в ссору с капитаном корабля и был высажен на остров Хуан Фернандес, где провёл в полном одиночестве четыре года и четыре месяца. Он имел при себе запас продуктов на один день, несколько фунтов табака, кремневое ружьё, фунт пороху, кремень и огниво, топор, нож, котелок и Библию. По жанру роман Дефо был близок описательному жанру реального происшествия, но назвать сюжет хроникальным нельзя. Многочисленные рассуждения Робинзона, его отношения с Богом, повторы, описания владеющих им чувств, нагружая повествование эмоциональной и символической составляющими, расширяют рамки жанрового определения романа.
К роману "Робинзон Крузо" было применено множество жанровых определений: приключенческий просветительский роман (В. Дибелиус); авантюрный роман (М. Соколянский); роман воспитания, трактат о естественном воспитании (Жан Жак Руссо); духовная автобиография (М. Соколянский, Дж. Гюнтер); островная утопия, аллегорическая притча, "классическая идиллия свободного предпринимательства" (А. Елистратова).
Многие же детали приближают роман к будущему психологическому роману. Сам Дефо печатно уверял, что все злоключения его Робинзона не что иное, как аллегорическое воспроизведение драматических перипетий в его собственной жизни.
Сюжет романа "Робинзон Крузо" распадается на две части: в одной описываются события, связанные с общественным бытием героя, пребыванием на родине; вторая часть - отшельническая жизнь на острове. Повествование ведется от первого лица, усиливая эффект правдоподобия, автор из текста полностью изъят. Данный прием не только увеличивает иллюзию правдоподобия, придавая роману видимость сходства с документом очевидца, но и служит чисто психологическим средством самораскрытия персонажа. Дефо ни на кого не ссылается, никого не цитирует, очевидец описывает все случившееся сам.
Именно подобный вид повествования разрешает и оправдывает появление в тексте множества описок и погрешностей. Очевидец не в силах удержать все в памяти и соблюсти во всем логику следования. Некоторая шероховатость сюжета в данном случае служит лишним доказательством истинности описываемого. Однако правдоподобие романа, которого так добивался Дефо, не сводится только лишь к натуралистическому достижению идентичности с действительностью во всех ее деталях; оно не столько внешнее, сколько внутреннее, отражающее просветительскую веру Дефо в человека-труженика и созидателя. Островная жизнь Робинзона - это модель буржуазного производства и создания капитала, опоэтизированная в связи с отсутствием отношений купли-продажи и всякого рода эксплуатации. Своего рода утопия труда.
Нельзя сбрасывать со счетов, что образ Робинзона в определенной мере символичен, чем и обусловлено его совершенно особое место в литературе английского Просвещения. Робинзон смотрел на мир глазами дельца, предпринимателя, бухгалтера. Текст буквально пестрит разного рода подсчетами и суммами, его документальность - бухгалтерского типа. Робинзон все подсчитывает: сколько зерен ячменя, сколько овец, пороху, стрел, он ведет учет всему: от количества дней до количества добра и зла, случившихся в его жизни. Прагматик вмешивается даже в отношения с Богом. Цифровой подсчет превалирует над описательной стороной предметов и явлений. Подсчитать для Робинзона важнее, чем описать. В перечислении, подсчете, обозначении, фиксации проявляется не только буржуазная привычка к накопительству, учету, но и функция творения. Дать обозначение, внести в каталог, подсчитать - значит создать. А ведь созидательная «бухгалтерия» свойственна и Священному Писанию: "И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым".
Можно утверждать, что Робинзон Крузо - не характер, а символ, и именно в этом качестве его надо воспринимать. Робинзон не то чтобы статичен психологически - отнюдь, его возврат в исходное психологическое состояние связан с возвратом в исходные условия буржуазной жизни, которая задает ритм, пульс жизни и тип самого человека-дельца. Возврат героя на первоначальную стезю, пусть и через 30 лет, знаменует у Дефо всесокрушающую, подавляющую мощь буржуазного образа жизни. Она по-своему, и довольно жестко распределяет ролевые функции.
Итак, в заключение первой главы, следует отметить, что просветительская идеология определила содержание и направление развития различных отраслей знания и видов искусства XVIII в. - философии, социологии, политики, педагогики, литературы, живописи и эстетики. Это был век интенсивного развития науки и техники, век промышленного переворота, значительных успехов в области естествознания.
В литературе английского Просвещения преобладают прозаические жанры. Ведущее место занимает роман, представленный такими основными разновидностями, как роман приключенческий, философско-сатирический, семейно-бытовой, социально-психологический.
Для литературы раннего Просвещения характерен оптимистический взгляд на перспективы буржуазного прогресса. Исключение составляет Свифт; его сатира - гневное обличение противоречий и недугов собственнического общества. Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили его страдания. Основоположником европейского реалистического романа нового времени считается Даниель Дефо. Творчество Дефо составляет целую эпоху в развитии английской прозы.
Являясь первой ступенью в истории просветительского романа, оно подготовило и социальный реалистический роман XIX столетия. Дефо является зачинателем таких разновидностей жанра романа, как роман приключенческий, биографический, роман воспитания, психологический, исторический, роман-путешествие и роман уголовный. В его собственном творчестве все эти формы предстают ещё в недостаточно расчленённом виде. Именно Дефо с присущей ему широтой и смелостью приступил к их разработке, наметив важнейшие линии в развитии романного жанра.

Главный герой романа Даниеля Дефо Робинзон Крузо показан человеком из "высшего общества". Он был легкомысленным юношей из почетной семьи. Робинзон не слушал своих родителей, которые отговаривали его стать мореплавателем. Но, отправившись в плаванье, мы увидели, как Робинзон изменился. Он стал мудрее. Изменился и его характер, так как Робинзону пришлось много преодолеть трудностей.

Попав на необитаемый остров, где ему пришлось провести там двадцать восемь лет, два месяца и девятнадцать дней, мы видим совсем другого Робинзона, не такого, которым он был, находясь дома.

На острове Робинзон не падает духом. он размышляет, трудится и делает свою жизнь прекрасной. Даниэль Дефо показывает читателю подробно все достижения главного героя: как он поставил себе палатку из парусины, как обнес частоколом свое жилище; как он охотился на диких коз и как приручил их, а потом и научился их доить и делать из молока масло и сыр. Как он из нескольких зерен ячменя и риса вырастил целый урожай и стал печь хлеб.
Здесь нам автор показал Робинзона находчивым, смелым, изобретательным, трудолюбивым: "после двух месячных неутомимых трудов, когда я наконец нашел глину, накопал ее, принес домой и начал работать...", владеющий ремеслом: "аккуратные вещи правильной формы", решительностью и умением найти выход из трудного положения.

Своего героя Робинзона Крузо, Даниель Дефо наделяет сильным характером, который не боится неудач. Автор показал читателю насколько может быть вынослив человек и, что труд является главной основной всего. Даниель Дефо гордится своим героем, так как он прошел много испытаний и остался человеком.

Робинзон Крузо может быть примером для подражания. Он показал читателю, что сильный духом и целеустремленный человек сумеет справиться с любой бедой или сложной неожиданной ситуацией.

Заключение
Просветительская идеология определила содержание и направление развития различных отраслей знания и видов искусства XVIII в. - философии, социологии, политики, педагогики, литературы, живописи и эстетики. Это был век интенсивного развития науки и техники, век промышленного переворота, значительных успехов в области естествознания.
В литературе английского Просвещения преобладают прозаические жанры. Ведущее место занимает роман, представленный такими основными разновидностями, как роман приключенческий, философско-сатирический, семейно-бытовой, социально-психологический.
Для литературы раннего Просвещения характерен оптимистический взгляд на перспективы буржуазного прогресса. Исключение составляет Свифт; его сатира - гневное обличение противоречий и недугов собственнического общества. Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили его страдания. Основоположником европейского реалистического романа нового времени считается Даниель Дефо. Творчество Дефо составляет целую эпоху в развитии английской прозы.
Являясь первой ступенью в истории просветительского романа, оно подготовило и социальный реалистический роман XIX столетия. Дефо является зачинателем таких разновидностей жанра романа, как роман приключенческий, биографический, роман воспитания, психологический, исторический, роман-путешествие и роман уголовный. В его собственном творчестве все эти формы предстают ещё в недостаточно расчленённом виде. Именно Дефо с присущей ему широтой и смелостью приступил к их разработке, наметив важнейшие линии в развитии романного жанра.
На протяжении почти трёх веков своего существования в литературе образ Робинзона Крузо интерпретировался и истолковывался с самых разных точек зрения. Образ Робинзона Крузо в каждую эпоху трактуется с точки зрения господствующей в это время философии или идеологии. В результате этого возникают трактовки, противоречащие друг другу. Робинзон как человек эпохи Просвещения, естественный человек — и Робинзон как экзистенциальная личность, борющаяся с произволом мироздания. Робинзон как индивидуальность, самостоятельная личность — и Робинзон как представитель и продукт своего класса.
Более того, даже в интерпретации, предложенной одним исследователем, могут сочетаться противоречащие друг другу характеристики.
На протяжении эпохи Просвещения восприятие романа и интерпретации образа его главного героя менялись кардинально: если в Англии XVIII века книга воспринимались как занимательное чтение, то под влиянием Руссо интерес к этому роману и его центральному образу усилился; образ стал интерпретироваться как выражение идеи «естественного», доброго, неиспорченного цивилизацией человека.
В интерпретациях советских литературоведов образ Робинзона приобретает уже социологический характер. Тенденция трактовать роман как выражение философских идей Просвещения сохраняется, однако появляются всё новые социологические, социально-экономические элементы в интерпретации образа Робинзона. Распространена трактовка образа Робинзона как буржуа, как представителя определённого класса. Акцентируя внимание на классовой принадлежности, некоторые литературоведы отрицают «естественность» Робинзона. Особенности его практицизма связывают с признаками и особенностями развития буржуазии вообще. Существуют трактовки произведения, в которых Робинзон некая жертва пагубного влияния общества, а в одиночестве он превращается в труженика и мыслителя. Далее Робинзон наделяется уже и пуританским благочестием, и религиозностью, за которым таится здоровье стихийно-материалистического восприятия мира. Отсюда и пафосные характеристики Робинзона как представителя человека труда, покоряющего природу. Здесь Робинзон – это уже «продукт» совсем иной среды – трудовой, демократической. М.В. Урнов перекидывает некий мостик созвучности демократической мысли эпохи Просвещения. Отсюда возникает и противоречивость в трактовке образа как человека данного самой природой и человека, сформированного обществом. И, все же в работах советских литературоведов, трактующих образ Робинзона, преобладает идея волевой, активной личности, добивающейся всего самостоятельно. Она ломает все преграды как в мире природы, так и в мире людей. Образ Робинзона, благодаря наблюдениям некоторых западных исследователей и интерпретаторов дополняется аллегорической трактовкой. Роман интерпретируется как вариации библейского сюжета о блудном сыне. Некоторые литературоведы проводят параллели между романом Дефо и книгой «Бытие», где Робинзон создает свой мир - мир чистого предпринимательского творения. Он строит этот мир шаг за шагом подобно Богу.
Очевидно, все эти интерпретации имеют право на существование. В самом образе Робинзона выражены все те тенденции и особенности, которые рассматриваются исследователями.
В целом же образ Робинзона Крузо многогранен, многозначен и обилие его возможных трактовок никогда не будет исчерпано.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНИТЬ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ДАНИЭЛЯ ДЕФО «ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБИНЗОНА КРУЗО»
Из какого города родом Робинзон Крузо?
А. Лондон
Б. Нью-Йорк
В. Йорк
2. Кем хотел стать Робинзон?
А. Музыкантом
Б. Путешественником
В. Военным
3. Отец Робинзона хотел, чтобы сын стал
А. Военным
Б. Врачом
В. Торговцем
4. Когда Робинзон Крузо отправился в путешествие?
А. 1 сентября 1659 года
Б. 1 января 1659 года
В. 1 июля 1659 года
5. Где провёл первую ночь после кораблекрушения Робинзон Крузо?
А. На дереве
Б. В пещере
В. На берегу
6. Что из вещей осталось у Робинзона Крузо после кораблекрушения?
А. Порох, трубка, нож
Б. Нож, трубка, коробка с табаком
В. Табак, нож, ружьё
7. Куда попал Робинзон после кораблекрушения?
А. На материк
Б. На остров
В. На полуостров
8. Каких животных с корабля забрал Робинзон?
А. Двух кошек и собаку
Б. Двух кошек, собаку, попугая
В. Кошку, двух собак
9. Робинзон Крузо записывал свои мысли в 2 колонки:
А. Плюс, минус
Б. Хорошо, плохо
В. Добро, зло
10. Колосья какого злака обнаружил Робинзон Крузо возле своего жилища?
А. Пшеницы
Б. Ржи
В. Ячменя
Категория: 6 классы | Добавил: petrovna1962 (04.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 94 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar