13.04 6-Б Литература . УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Тема урока: «Н.М. Рубцов «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии».
Цель урока:
постижение поэтического мира Н. М. Рубцова; анализ стихотворений «Листья осенние», «В горнице»; активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения; обучение интерпретации стихотворений; работа над выразительным чтением.
Планируемые результаты:
предметные: умение анализировать стихотворения поэта с помощью выделения ключевых слов;
выявлять особенности лирики Рубцова о родине, характеризовать образно-поэтический язык его стихотворений;
развитие интереса к его творчеству, осознание влияния биографии на становление творческой личности поэта;
совершенствование речевых умений, навыков выразительного чтения;
овладение ключевыми понятиями и умениями, необходимыми для анализа и интерпретации поэтического текста.
Ход урока.
Организационный момент.
Орг. Момент
Дыхательные упражнения
Наш язык- язык труда и света
Твой и мой родной язык.
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык.

Живя в России, в такой огромной стране, мы должны с вами хорошо знать свой родной язык, знать русских писателей, поэтов и уметь читать их произведения.
Прочитайте небольшое стихотворение. Определите тему урока.

«Великую землю
Любимую землю
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём»
(М. Лисянский)

Тема урока –« Н.М. Рубцов «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии ».
Беседа о Родине.
- Какие пословицы вы знаете о Родине? (ответы письменно)
прочитайте пословицы:
Человек без Родины – соловей без песни.
Только тому почёт будет, кто Родину, не словом, а делом любит. (объяснить смысл)
6. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями Н.М. Рубцова «Листья осенние», «В горнице».

В основе стихотворений Н. М. Рубцова — образ «тихой», «светлой» родины, с ее неброской красотой и тысячелетней историей. Лирика Рубцова продолжает традиции Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, сумевших приоткрыть таинственную жизнь мироздания. От С. А. Есенина пришел в лирику Рубцова мотив единства всего живого. В стихах поэта запечатлен нравственный кодекс народа: преданность добру и красоте, трудолюбие, любовь и уважение ко всему окружающему. Не случайно в его произведениях широко используется свойственная философской лирике абстрактная лексика («красота», «увяданье», «страданье» и т. д.), образы, создающие впечатление скрытой в мире тайны («ночь», «тишина», «сон», «луна», «ветер»), и усиливающие это ощущение эпитеты («светлая печаль», «грустно», «странно», «таинственная сила» и др.). Один из излюбленных образов Рубцова — свет. Это свет покоя, гармонии («В горнице моей светло...»), доброты, веры и стойкости («Русский огонек»), свет родной земли («Звезда полей»).
Есть еще один значимый для понимания лирики Рубцова образ — душа. Поэт сумел запечатлеть в своих стихах высокий труд души, ее сложнейшие состояния, процесс постижения человеком себя самого и открытие тайн мира.
«Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений», — так определил свое понимание лирики H. М. Рубцов.
Стихи Рубцова отличаются простотой и органичностью формы. В них нет ярких красок, броских деталей. Здесь чаще всего — полутона, не цвет, а неяркий свет. Природа описана в пограничных состояниях — на грани дня и ночи, осени и зимы. Пейзаж в стихах Рубцова не просто фон для описания настроений человека.
Лирический герой — часть природы, его состояние созвучно состоянию окружающего мира.
Стихи мелодичны. Часто используются различные повторы, придающие стиху особую напевность.

Чтение стихотворения Зинаиды Александровой «Родина».
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим ,наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Любите свою Родину, умейте работать на благо Родины, читайте и изучайте нашу русскую родную литературу. Любите Пушкина, Лермонтова, Некрасова. И пусть их произведения будут вашими спутниками по жизни.

Звезда полей». Анализ.

Звезда полей.
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

Вопросы для анализа: устно
– Каким чувством проникнуто это стихотворение?
– К какому жанру оно относится?
– Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать чувство любви к Родине?
– Почему стихотворение называется «Звезда полей»? В чем заключается его философский смысл?
– В какие минуты жизни лирический герой вспоминает о звезде полей, почему?
– Разделяете ли вы мысль, заключенную в последних строках стихотворения: «И счастлив я, пока на белом свете горит, горит звезда моих полей...»?
– Какие слова-синонимы вы можете подобрать к выражению «звезда полей»?
– Предложите другие варианты названия стихотворения. В чем вы видите удачу поэта, придумавшего название «Звезда полей»?



«Листья осенние». Анализ.

«Листья осенние».
Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья,
Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья,
Как, встрепенувшись,
Веселью он вновь предавался,-
Выстрел беспечный
В дремотных лесах раздавался!..
Ночью, как встарь,
Не слыхать говорливой гармошки,
Словно как в космосе,
Глухо в раскрытом окошке,
Глухо настолько,
Что слышно бывает, как глухо…
Это и нужно
В моем состоянии духа!
К печке остывшей
Подброшу поленьев беремя,
Сладко в избе
Коротать одиночества время,
В пору полночную
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной,
Сладко, вдыхая
Ромашковый запах ночлега,
Зябнуть порою
В предчувствии близкого снега…
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья…
Вот он и кончился,
Сон золотой увяданья.

Вопросы письменно :
– Каково настроение лирического героя в этом стихотворении? От чего оно зависит?
– Какова цветовая гамма стихотворения?
– Есть ли в этом стихотворении цветовые образы? Какие?
– Какие эмоции вызвало в вас это стихотворение?

Некоторые исследователи называют лирику Н. Рубцова «поэзией света». И это не случайно. Поэт верит в счастливый завтрашний день, его душа тянется к добру, к совершенству, к счастью. Поэтическое слово Рубцова простое, искреннее, проникновенное. Природа для поэта – это та живительная сила, которая защищает человека, наполняет его сердце новыми силами, успокаивает душу, отвлекает от невзгод и жизненных проблем. Связь с природой такая тесная, что она способна врачевать душу. Известный литературный критик Вадим Кожинов писал: «Рубцов показал, что издревле основой жизни человека является единство с Божественными силами природы. Поэтический мир Рубцова проникнут любовью, светом и красотой, лишен какой-либо назидательности или нарочитости, задушевный, прекрасный и естественный, как сама Природа... Он жил в Природе, она – в нем».

домашнее задание: письменно закончить предложения
1. Жизнь поэта – это...
2. Поэтическое слово Николая Рубцова особенное...
3. Лирику Н. Рубцова называют «поэзией света», потому что...
4. Мне запомнились такие строки поэта...
5. Стихи поэта близки мне...
6. Основные мотивы творчества Н. Рубцова...
Категория: 6 классы | Добавил: petrovna1962 (12.04.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 146 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar