13.05 6-Б литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цель урока: совершенствование навыков анализа художественного текста по сказочной повести А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
Задачи:
образовательные – познакомить с личностью писателя, яркими фактами его биографии; показать связь фактов биографии и произведений автора; провести частичный анализ произведения, прочитав избранные главы;
развивающие - развивать монологическую связную речь учащихся, мышление, умение логически рассуждать, делать выводы;
воспитательные - воспитывать любовь к слову, бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за всё живое на планете.
“У каждого человека свои звезды” (А.Экзюпери).

Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Основное содержание урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Вы поближе узнаете героев сказки, их мысли, чувства, желания; мы будем учиться анализировать художественное произведение, а также совершенствовать навыки правильного чтения,
Сведения об авторе. Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 году во французском городе Лионе. Погиб в 1944 году во время боевого вылета, он был летчиком.
Он увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Он был летчиком и писателем одновременно. На вопросы о своей жизни и о себе он отвечал: “Ищите меня в том, что я пишу”.
И действительно, ничто так не раскрывает нам этого человека, как его произведения.
Он шел по жизни очень трудными путями.
В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.
Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днём кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий, но всё-таки нашёл. Сент-Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость.
Много лет томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину .

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.
Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее. Этим своим изобретением он очень гордился.

Удивительный человек, удивительная судьба…
УСТНО
1. Приведите примеры повестей, который вы изучали в курсе школьной программы или читали самостоятельно.
2. Что значит «философия»? Как вы понимаете этот термин?
3. Близкими по смыслу к афоризмам являются пословицы. Какие пословицы знаете вы? Чему они учат?
Повесть - жанр прозаического эпоса, имеющий одну сюжетную линию, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя.
ВЫПИСАТЬ ТЕРМИНЫ (ПИСЬМЕННО)
Философия – образовано от двух греческих корней (любовь + мудрость) – наука, изучающая законы жизни человека в окружающем его мире.
Афоризм – краткое авторское изречение, имеющее глубокую мысль, учит человека чему-либо.
Итак, жанр произведения – это философская повесть-сказка. Подумайте, что именно в произведении позволяет отнести его к данному жанру?

Известнейшая сказка, покорившая как детей, так и взрослых была написана в период Второй мировой войны – 1942 году. Произведение было опубликовано в 1943 году, а посвящено было близкому другу Антуана Сент-Экзюпери – Леону Верту, в знак поддержки. Он был еврейским журналистом, который терпел бесконечные унижения от фашистского строя.

Тогда была популярная военная литература, которая стала близка всему миру, охваченному насилием и агрессией. Поэтому произведение не произвело фурора и многими было не замечено. Лишь после войны «Маленький принц» занял достойное место на полках любителей чтения. Люди устали от кровопролития и только тогда смогли оценить всю красоту и глубину истории Экзюпери. Волнение и переживание за дальнейшую судьбу мира, попавшего в железные оковы нацистского недруга, отразились в повести-сказке и спровоцировали крик души автора, пытавшегося донести важность мира и гармонии — не только в странах, пострадавших во время войны, но и в сердце человека, растерявшего детскую мудрость о дружбе, взаимовыручке, любви и ответственности.

Огромное влияние оказала на автора авиакатастрофа, произошедшая в 1935 году. Перелетая из Парижа в Сайгон, Антуан Сент-Экзюпери был вынужден совершить аварийную посадку в Ливанской пустыне. Данный инцидент значительно обогатил мировоззрение автора. Он научился терпению, познал одиночество и все-таки победил обстоятельства. Маленький принц родился именно тогда, когда изолированный от внешнего мира человек нуждался в друге и собеседнике. Он смог остаться наедине с собой и подумать о том, что его волнует. Начало творческому замыслу было положено в песках.

В своем дневнике Антуан де Сент-Экзюпери часто рассуждал о душевной скупости нового поколения. Автор понимал, что если людям не напомнить о таких простых вещах, как ответственность и доброта, то мир погрязнет еще в большем хаосе.
Жанр, направление

По жанру, произведение является философской сказкой-притчей. В тесном сплетении фантастики и реальности автор доносит до читателя все глубочайшие проблемы всех поколений. Антуан Сент-Экзюпери использует не поучительные высказывания, а, наоборот, в ненавязчивой форме подталкивает слушателей к размышлениям и анализу. Текст метафоричен и не буквален, его можно трактовать по-разному.

Данный жанр смог позволить автору в завуалированной форме сказки выразить все волнующие проблемы современности. Однако вопросы, поставленные автором в произведении, применимы не только к двадцатому столетию. Тема утраты и обесценивания светлых моральных качеств была и будет актуальна во всем мире во все времена.

Реализм, проскальзывающий в сказке, разбавляется отголосками романтизма и трагичности, что повышает интерес читателей и избавляет от литературной «сухости». Произведение «Маленький принц» сочетает в себе черты нескольких направлений и относится к эпохе модернизма, которой свойственна эклектика. Реалистичны события, произошедшие с пилотом: он попал в аварию, чинил самолет, нуждался в воде и пище. Ему вполне могло померещиться общение с Маленьким Принцем. Романтизм истории прослеживается в истории Маленького Принца: он одинок, противостоит всему огромному миру на своей крохотной планете. Любовь приносит ему страдания, а в смерти он находит путь домой. Фантастичные элементы проявляются в обстоятельствах жизни Маленького Принца и его рассказах.

Смысл названия

Название произведения Антуана Сент-Экзюпери — это имя главного героя сказки. Маленький мальчик, совмещающий в себе детскую наивность и мудрость опыта, является принцем на своей планете, где нет больше никого, кроме Розы. Почему же тогда он не король? Потому что перед нами личность, которая все еще не определилась со своим статусом, местом жизни и планами на будущее. Принц все еще ищет себя и не принимает судьбу, раз отваживается на путешествие. Значит, от рождения он прикован к своей планете и роли на ней, но примет ли он ответственность? Вернется ли? Это вопрос. Статус «принца» дает ему выбор, а «короля» — нет.

Слово «маленький» демонстрирует не только возраст ребенка, но и его беззащитность против огромного мира, куда он пришел. Герой едва не потерялся в своем путешествии, ведь он мал, а мир вокруг слишком огромен и сложен для понимания. Но все же даже «маленькому» человеку удалось обрести мудрость и расставить приоритеты правильно. Это дает надежду всем нам, большим детям, отказавшимся от мечты, но еще имеющим возможность вернуться обратно.

Композиция

В произведении «Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери можно выделить основные две сюжетные линии – история Маленького принца и история летчика. Сказка включает в себя двадцать семь глав, на протяжении которых герои путешествуют по планетам, решают межличностные конфликты, выживают в пустыне и познают смысл бытия.

Автор применяет прием «рассказ в рассказе»: пилот вспоминает то, как маленький принц вспоминал о своей жизни.

Два главных героя создают между собой некий мост между миром «взрослых» и миром «детей». Их встреча значило много для них обоих и повлекла за собой множество выводов.

Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Подробности Категория: Авторские и литературные сказки Опубликовано 12.01.2017 19:34
«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери переведён почти на 200 языков мира, что говорит о необычайной популярности и востребованности этой книги.

Жанр этого произведения определить сложно: его называют аллегорической сказкой, философской сказкой, повестью-сказкой, сказкой-притчей и т.д. Но суть не в жанре, а в том интересе, который вызывает эта сказка у взрослых и детей разных стран. На русский язык произведение Экзюпери было переведено в 1958 г. Норой Галь.

Главные герои и их характеристика

Каждый герой сказки Антуана Сент-Экзюпери имеет свои отличительные особенности и черты характера. Главные герои «Маленького принца» перечислены в таблице от Многомудрого Литрекона.
Главный герой произведения – Маленький принц Золотовласый мальчик, не по голам мудрый, но при этом, до знакомства с Лисом, не знал таких вещей, как дружба и любовь. Он добр, отзывчив и имеет богатое воображение. Он один понял причудливую живопись своего собеседника. Живет на своей крошечной планете, где есть всего лишь три вулкана и одна неповторимая Роза. Мальчик очень ответственно относится к своей планете, убирает её по утрам, избавляет от опасных баобабов, терпит несносный характер Розы. В путешествии познакомился со многими взрослыми, но ни одного он так и не смог понять, все они казались слишком «странными». На Земле он познакомился с летчиком и Лисом, которые стали для него друзьями, и Змеёй. Именно тогда, он и находит ответ на свой вопрос о смысле жизни и своего места в нем, когда решает вернуться к своей единственной Розе.
Летчик, он же рассказчик. Взрослый, который ещё хранит в себе детские надежды и мечты. В ранние годы он хотел стать художником и, нарисовав удава, съевшего слона, был очень огорчен, что все взрослые видели в его рисунке шляпу. Потеряв веру в свой талант, автор стал пилотом, много путешествовал. Совершив вынужденную аварийную посадку в пустыне, встречает Маленького принца. Летчик, по просьбе мальчика, рисует ему маленького барашка. Так начинается их дружба. Герой одарен фантазией, силой воли и добротой. Он делит с Маленьким Принцем все печали и радости, помогает ему.
Роза росток, случайно залетевший на планету Маленького принца. Горделивый и жутко капризный цветок влюбил в себя мальчика с первого взгляда. Принц терпел её бесконечные требования и обиды, заваливал её комплиментами, ухаживал за ней и охранял. Прячет и скрывает все свои чувства за манерностью и кокетством. В момент, когда Принц решает покинуть планету, она признается, что любит его, прощается с ним и ни о чем не винит. «Роза» имела прототип в жизни писателя. Это жена Антуана Сент-Экзюпери – Кансуэла. Автор сам признается, что его возлюбленная обладает таким же взрывным, неподвластным характером. Однако автор знал, что её сердце наполнено нежностью и любовью, хоть она и часто прячет его за острыми шипами.
Лис - Добрый и мудрый зверек с планеты Земля. Встретив Маленького принца, он просит приучить его. Учит мальчика ответственности и дружбе. Из уст Лиса мы узнаем истины и секреты. Он открывает богатство мира искренних чувств.
Последнее место, где побывал принц, — странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери «Маленький принц». Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она «соленая», «вся в иглах» и «совсем сухая». Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета — не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей — зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Тематика сказки «Маленький принц» может быть расширена, если читатель нуждается в этом расширении. Если так, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

Основная тема произведения — моральная ответственность за свое окружение, за свою малую родину, за свою семью. Автор рассмотрел это понятие в отношениях Маленького принца, Лиса и Розы. Антуан Сент-Экзюпери раскрывает значение ответственности, показывает её значимость и важность в общении людей, в обращении с окружающим миром. Действительно, зачастую мы недооцениваем собственной роли в жизни других людей, и дружба, возникшая между мальчиком и Лисом, подтверждает это. Данного героя можно оценить так идеального наставника, которого хотя бы раз в жизни должен встретить каждый человек. Множество мудрых цитат было сказано Лисом: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», «Мы в ответе за тех, кого приучили».
Помимо этого, Антуан Сент-Экзюпери в своем произведении затрагивает тему отношений мужчины и женщины. Роза – прообраз жены автора, вспыльчивая, эгоистичная дама. Однако даже при несхожести характеров, семейных ссорах и разногласиях, сила любви снова и снова объединяет супругов. Несмотря на то, что на Земле принц нашел тысячи идентичных цветков, Роза осталась для него единственной и уникальной. Хотя истинную цену и любовь своего сокровища он осознал лишь в разлуке, что и побудило его в финале вернуться на свою планету. «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».
Тема таланта не менее значима. Часто мы воспринимаем мнение окружающих слишком серьезно, тем самым теряя веру в себя, занижая свою самооценку. Так и рассказчик разочаровался в своем таланте художника после комментариев взрослых и стал летчиком. Однако гость с другой планеты вселил надежду в сердце мужчины. Пилот понял, что это не он бездарен, а остальные просто не понимали его. Нужно верить в свое призвание и не отказываться от него под градом критики — такова мораль произведения.
О СЗАЗКЕ
Экзюпери не любит наставлений, как не любят их все дети. Писатель просто рассказывает нам историю, но читатель убеждается в простых и мудрых истинах. И вот эти истины: взрослые в своей повседневной суете забыли о своём сердце, потеряли прямоту и искренность отношений, перестали заботиться о чистоте своей планеты. Они погрузились в мир цифр, «забрались в скорые поезда» и уже сами не понимают, чего ищут: «Они не знают покоя и бросаются то в одну, то в другую сторону». «Короли», «пьяницы», «географы», «дельцы» и «честолюбцы» сказки – это мир современных людей, которые перестали понимать, «что важно и неважно». Они ведут войны, тиранят друг друга и «сушат свои мозги», тешатся суетной жизнью. Людям надо научиться радоваться закатам и восходам, любоваться красотой полей и песков, ценить воду глубоких колодцев и сияние звезд в небе. Надо думать о маленьких и больших заботах своих соседей по Вселенной. Надо утешить того, кто плачет на твоей планете. Нельзя забывать друзей и «тех, кого ты приручил». Человек должен чувствовать свою ответственность за других, за все, что происходит в мире. Давайте и мы посмотрим на себя глазами Маленького принца.

Чему учит?

Сказка «Маленький принц» заставляет задуматься о том, что человек должен на протяжении всей своей жизни учиться любить, дружить, сострадать и познавать окружающий мир. Выйдя из скорлупы своего одиночества, он может найти смысл бытия в других людях и стать счастливее. Его жизнь обогатится новыми впечатлениями и открытиями, меняющими сознание и обстоятельства.

Чему учит автор? Конечно же, ответственному отношению к своей планете, семье, призванию. Только тот, кто понимает значение долга, может созидать и построить, создать, открыть что-то стоящее. Только трудом и преданностью тому, что тебе дорого, можно свернуть горы на пути к мечте.

Художественные особенности

Каждое издание «Маленького принца» сопровождается авторскими иллюстрациями, которые поясняют содержание книги и обогащают его. Автор выражает свое видение мира через незамысловатые рисунки, знакомые каждому человеку. Они стали популярнее самого произведения.

Книга состоит из развернутых метафор и аллегорий. Так, жители одиноких планет представляют собой популярные человеческие типажи и заблуждения. Король астероида — карликовый деспот, который утешает себя иллюзией власти и могущества, хотя на деле ни на что не влияет. Именно такими являются многие представители правительства. Честолюбца наши современники могут увидеть на просторах социальных сетей, а Экзюпери наверняка находил их повсюду в богемной среде, где принято восхищаться собой и не замечать остальных. Вечно занятый подсчетами деловой человек — это портрет типичного коммерсанта, который все измеряет в цифрах и забывает жить в своем стремлении к подсчетам. Географ — безнадежный теоретик, который не делает ничего из того, что якобы знает.
Весьма интересна композиция «Маленького принца»: «рассказ в рассказе» позволяет читателю находиться сразу в двух реальностях — в пустыне с пилотом и в космосе с маленьким принцем.

Анализ произведения Маленький принц

Своеобразной базой произведения «Маленький принц» нередко называют «Планету людей», поскольку сюжет обоих творений схож – только в первом случае мальчик присутствует на неведомой планете один, а во втором — высадку в пустыне совершают сам писатель и его механик.

Поскольку Экзюпери был летчиком, довольно часто он использует такие устойчивые символы, как вода – зачастую это символ жизни, который стараются отыскать страждущие путешественники. Что же касается «Маленького принца», здесь образ воды гораздо глубже.

Пустыня представляет собою окружающий мир. Она обезвожена (в переносном смысле) – ведь планета скована войнами, хаосом, несправедливостью. В этом несовершенном мире здравомыслящий человек с верной жизненной позицией испытывает духовную жажду. Слабые обречены на гибель.

Роза, которую мальчик сумел отыскать на планете – символ красоты, женского начала. Но принц не сразу смог понять ее истинную сущность. Мало того, он понимает, что прекрасное не только в привлекательном внешнем виде («вы красивые, но пустые») – для полной картины требуется и смысловое содержание. То есть, одной внешней красоты мало, должна быть и красота внутренняя, красота души.

Это применимо и к людям – ведь довольно много тех, кто обладает совершенной внешностью, но не имеет богатого и многогранного внутреннего мира. В отсутствие его телесная красота просто меркнет. В отсутствие личности в себе, человек превращается в куклу, в некое прекрасное «ничто», которым не хочется восхищаться.

Схожим с «Планетой людей» является и тот факт, что писатель (а вместе с ним и герой) пытается найти путь к спасению, то средство, что поможет этому миру избежать коллапса и глобальной катастрофы.

Требуется сохранить человечность, живую икру в душах людей – иначе все погрязнут в зависти и лжи. Индивиды с зачерствевшими душами куда страшнее самых ужасных чудовищ. Да и излечить их (либо наставить на путь истинный) куда сложнее.

Несмотря на то, что главный герой – маленький мальчик, он верно осознает окружающую действительность и старается изменить ситуацию. Тот факт, что «Маленький принц» — сказка, вносит некую нотку детства и не перегружает творение философскими мыслями.

Тем не менее, произведение именно философское. Экзюпери рассматривает глобальные проблемы в обобщенном мире. Возможно, создав в герое маленький детский мирок, писатель намекает на то, что именно «взрослый» мир растерял все духовные, положительные качества, погряз в пороках и мерзости.

Довериться мальчик может лишь Лису, что невольно напоминает еще одно высказывание, правда уже другого автора: «Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки». Образ Лиса отчего-то напоминает именно этого очень умного, преданного и понимающего питомца. Именно таким принц и хочет видеть действительность – тот факт, что он «приручил» Лиса и теперь за него «в ответе», означает, что точно также можно изменить и мир. Главное – приложить усилия и не пропасть самому.

В целом, данную сказку можно сравнить с мечтой – мечтой об изменении «неверной», жестокой действительности в лучшую сторону. Автор хранит ее, давая понять читателю, что светлые, вечные идеалы еще живы – посему, их не стоит забывать. Наоборот, следует пытаться взрастить их в себе и окружающих.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: СДЕЛАТЬ МИНИ-КОНСПЕКТ ИЗ РАЗДЕЛА "АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ"
Категория: 6 классы | Добавил: petrovna1962 (12.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar