15. 11 6-Б ЛИТЕРАТУРА ТЕМА: ОБРАЗ ДУБРОВСКОГО.
Планируемые результаты: Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Метапредметные: Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению. Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя. Цели урока: познавательный аспект: выявить причины неспособности героя, наделённого лучшими личностными качествами, изменить несправедливые законы, признанные обществом; развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей. совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных кратких пересказов; воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью разных видов искусств (кино, живописи). ХОД УРОКА Владимир Дубровский в повести Пушкина «Дубровский» – молодой дворянин, выучившийся в Петербурге, растрачивающий деньги своего отца. У него совершенно обычная, но при этом приятная наружность: русые волосы, карие глаза, прямой нос. На любом балу он всегда был востребован, многие дамы хотели танцевать только с ним. Владимир следил за своей внешностью, гладко брил бороду, не позволяя щетине появиться на его лице. Его лицо отличала бледность кожи, которая указывала на аристократическое происхождение персонажа. Как известно, в те времена загорелая и смуглая кожа была признаком работающего в поле крестьянина. Описание его внешности читатель в основном узнает из сводки, которую распространяли с целью найти опасного разбойника, совершавшего грабежи на дорогах. Многие крестьяне догадывались, кто это, но Дубровского не выдавали. Это еще раз говорит не только о приятной внешности героя, но и о положительных чертах его характера. Образ Дубровского Владимир Дубровский – главный герой повести. Он олицетворяет романтический образ храброго и справедливого разбойника. Преступником герой становится после того, как Троекуров обманом присваивает себе поместье его отца. От природы Владимир честный человек, но обстоятельства вынудили его заниматься грабежом. Однако совесть не позволяет ему грабить всех подряд: он обворовывает только богатых помещиков, а бедных и честных людей он не трогает. Душа Дубровского требует мести. Он решает проникнуть в дом Кирила Петровича Троекурова под видом учителя и отомстить ему. Его природных данных и образования хватило, чтобы преподавать дочери танцы и французский, а сыну – арифметику и географию. Но влюбившись в дочь Троекурова Марию, главный герой готов простить Кирила Петровича и отказаться от страшной мести. Это говорит о его большом сердце и доброй душе. И даже когда девушка выходит за другого, он не собирается рушить жизнь ее и ее отца. Он благородно отпускает Марию, а сам уезжает заграницу. Жизнь Дубровского в Петербурге. (Владимир Дубровский жил в Петербурге, служил в армии и вел жизнь, обычную для молодого человека: играл в карты, «входил в долги», мечтал о богатой невесте. Его отец, хотя и был обедневшим помещиком, (ничего не жалел для сына.) II. Трагическая судьба ВладимираДубровского. 1. Письмо из дому. (Письмо, полученное из дому, заставило Дубровского взять отпуск и поехать к отцу, чтобы выяснить причины трагедии, разыгравшейся в Кистеневке. Оказалось, что их усадьбу отобрал богатый сосед Троекуров и ничего уже нельзя изменить.) 2. Смерть отца. (Отец, не выдержав тяжких испытаний, умер, и Владимир остался один, без средств к существованию, без надежды на лучшее будущее. Он не может позволить, чтобы все то, что дорого ему, досталось врагу. Владимир решил сжечь дом. Путь к обычной жизни отрезан. Как быть? Что делать?) 3. Владимир Дубровский — разбойник. (Владимир Дубровский стал разбойником. Он решил отомстить Троекурову за все несчастья, которые тот причинил ему. Но в доме своего врага Владимир встречает любовь, и это чувство побеждает ненависть. Однако счастливым Дубровский так и не стал. Машу насильно выдали замуж за другого, и ко всем несчастьям Владимира прибавилось еще одно.) III. Черты характера В. Дубровского. 1. Мужество и бесстрашие В. Дубровского. (Дубровский — мужественный человек. Он не испугался Троекурова и объявил ему «войну», пытаясь защитить свою честь и достоинство. Убив разъяренного зверя, он своим бесстрашием завоевал уважение Маши.) 2. Честность и благородство героя. (Дубровский — честный и благородный человек. Прежде чем покинуть дом Троекурова, он сообщил Маше свое настоящее имя, предложил ей свою помощь. После венчания Дубровский попытался освободить Машу, но она отказалась от предложенной свободы. Князь Верейский ранил Владимира, но Дубровский, чтобы не причинить боли любимой, великодушно отпустил князя.) IV. Владимир Дубровский — мой любимый герой. (Меня привлекают благородство Владимира Дубровского, его великодушие, бесстрашие, умение постоять за свою честь и достоинство. Автор не рассказал нам, как сложилась дальнейшая судьба Дубровского, но хочется верить, что мой любимый герой все-таки нашел свое счастье.) Разговор предстоит об одном из важнейших произведений русской литературы – о романе Пушкина «Дубровский». Вы будете изучать биографию Пушкина подробно в старших классах. Поймете, чем отличается его раннее творчество от позднего, какую роль сыграли 1830-е годы в его духовном развитии. Это все важно, но об этом позже. Роман «Дубровский» написан Пушкиным в 1832 году. В этот год в одном из уездных судов Российской Империи слушалось дело об отъеме имения, законно принадлежавшего одной дворянской семье, в пользу другой. Пушкин знал об этом деле. Более того, текст «Дубровского» включен в протокол судебного решения по делу об отъеме чужой собственности. С точки зрения литературы этот факт позволял Пушкину приблизить действие своего романа к современности, к событиям, которые происходили здесь и сейчас. С другой стороны, это давало ему возможность создать еще один образ благородного разбойника. Задача, увлекательная для любого писателя, – создать литературный тип. Литературный тип – художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п. Благородный разбойник – литературный тип человека благородного происхождения (дворянина), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона. «Благородные разбойники» борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Напомню вам балладу о самом известном благородном разбойнике мировой литературе Робин Гуде. Народ бежит, оставив свой Прекрасный Ноттингам, Чтоб Робин Гуда захватить, На помощь лесникам. Один остался без руки, И без ноги другой, А Робин, взяв свой лук, ушел В зеленый лес густой. Благородный разбойник Робин Гуд грабит богатых, чтобы отдать деньги бедным. Его поведение соответствует народным представлениям о том, что такое хорошо, а что плохо. Грабить богатых – хорошо, отдавать бедным – еще лучше. Благородный разбойник Робин Гуд грабит богатых, чтобы отдать деньги бедным. Его поведение соответствует народным представлениям о том, что такое хорошо, а что плохо. Грабить богатых – хорошо, отдавать бедным – еще лучше. Владимир случайно становится разбойником. Он с 8 лет живет в Петербурге, дитя высшего света, он оторвался от корней и совершенно не думает о родной Кистеневке, пока его отец не присылает весть о том, что их имение отобрано соседом Троекуровым и они разорены Владимир Дубровский должен стать русским Робин Гудом, грабить богатых и отдавать бедным. Это соответствует фольклорным представлениям о добре и зле. Однако Владимир появляется в доме своего обидчика и гонителя Троекурова под видом французского учителя. Он выдает себя за другого. Мы ожидаем, что Владимир явился в этот дом целенаправленно: отомстить Троекурову, ограбить его и отдать деньги крестьянам. Но учитель французского никого не грабит. Сидит тихо до той поры, пока Троекуров не втягивает его в забаву с медведем, и тогда робкий учитель демонстрирует мощь, силу, смелость, которая свойственна русскому дворянину. А потом Дубровский оказывается в одной комнате с человеком, из-за ложных показаний которого Кистеневка перешла Троекурову. Владимир не выдерживает и разбирается со своим обидчиком по всем разбойничьим правилам. Но если бы в одной комнате с Дубровским не оказался именно тот человек, разрушивший его жизнь, Владимир бы не стал грабить и обижать Троекурова. Читатель ждет, когда же Дубровский превратится в настоящего Робин Гуда. Но он не превращается, у него другая задача. Владимир пошел в дом обидчика не мстить, а быть рядом с Машей Троекуровой, в которую он влюбился. У пушкинских героев так и бывает: герою 22-23 года, героине 17 лет, и между ними вспыхивают чувства. Герой влюблен, он не разбойник. Он благородный влюбленный. Пушкин строит сюжет хитро. Он ставит своего героя в сюжетную развилку. Одно направление толкает Владимира в сторону благородного разбойника, другая линия сюжета – в сторону романтически влюбленного Владимир уже вступил на путь разбойника. Уходя из имения и уводя крестьян, Дубровский поручает оставить открытыми двери перед тем, как подожгут дом. Архип поджигает дом, не открывая дверей, спасает кошку, а людей не жалеет. Косвенно, но моральную ответственность за жестокую гибель несет Владимир. Выбрав путь благородного разбойника, Дубровский закрывает себе возможность к счастливой влюбленности. Это заведомо трагическая любовь. В сложившейся ситуации виноватых нет. Пушкин так строит свой сюжет, что мы приходим к выводу: виновата несправедливость российской жизни, возможность судом отобрать чужое имущество. Виновата возможность разорить дворянина и поставить его перед неразрешимым противоречием. Есть ли выход из этого тупика? Для Марии Троекуровой есть – она сохраняет верность своему пожилому мужу и отказывается бежать с Дубровским. Так же, как и Татьяна из «Евгения Онегина», ответит: «я другому отдана и буду век ему верна». Это трагическая верность судьбе отличает пушкинских героинь. А для героев выхода нет. Только отказ от мести давал шанс, но Дубровский выбрал другой путь. Владимир исчезает за границей, места в российской жизни ему нет. Есть одна моральная надежда, ее выражает старый священник, который отпевает отца Владимира. Он говорит: «Всех нас отпоют, и Троекурова отпоют, только похороны будут побогаче, а богу не все ли равно?» Это прекрасное, но грустное произведение, благодаря которому мы узнали несколько литературоведческих понятий: литературный тип, образ благородного разбойника, благородного влюбленного, сюжетная развилка. Дом. задание - письменно ответить на вопросы в тетради 1. Как проходила жизнь Кирилы Петровича Троекурова? 2. На чем основывалась долгая дружба Троекурова и Дубровского? 3. Что послужило причиной ссоры Троекурова и Дубровского? 4. Как Троекуров решил отомстить Дубровскому? 5. Какое решение принимает Владимир Дубровский, узнав о болезни отца? 6. Как повел себя Андрей Гаврилович Дубровский на суде? 7. Как умер Андрей Гаврилович Дубровский? 8. Как ведут себя чиновники, приехавшие объявить крестьянам Дубровского о решении суда? Как они разговаривают? 9. Почему Владимир Дубровский не позволяет своим крестьянам бунтовать? Что он им обещает сделать? 10. Кто решил запереть чиновников в горящем доме? | |
| |
Просмотров: 211 | |
Всего комментариев: 0 | |