18 05 6- Б литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цель урока: формирование ценностных ориентаций, развитие интереса к чтению.
Задачи:
Образовательная: осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни); совершенствовать навыки сознательного чтения, умения выражать свои мысли, самостоятельно работать с книгой; развивать речь детей, пополнять словарный запас;
Воспитывающая: воспитывать доброжелательность, внимательность, чуткость, взаимопонимание, чувство ответственности за тех, кто рядом;
Развивающая: стимулирование чтения и развитие читательской активности, развивать организационные и коммуникативные общеучебные умения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
1.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2.формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Регулятивные УУД:
1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; (планирование)
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; (контроль)
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; (оценка)
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. (коррекция)
Познавательные УУД:
1. умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
2. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
3. готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
4. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Ход урока.

Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим итоговое занятие в рамках регионального проекта «Время читать» на материале одной книги, сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В 2018 году отмечалось 75-летие со дня создания этой книги.

«Маленький принц» характеристика главного героя

Маленький принц — главный герой сказки, кото­рый прилетел со своей маленькой планеты на Зем­лю. Перед тем он совершил долгое путешествие по самым различным планетам, которые были населе­ны «странными взрослыми». У Маленького принца свой мир, по­этому столкновение с миром взрослых рождает у него массу вопросов и недоумений. Потерпевший аварию летчик занят устранением неполадок в са­молете. На рассвете задремавший пилот слышит то­ненький голос ребенка: «Пожалуйста… нарисуй мне барашка!» Так рассказчик знакомит читателя с Маленьким принцем, столь чудесным образом появившимся среди пес­ков Сахары.

Путешествие Маленького принца, которое он пред­принял, поссорившись со своей розой, встречи с ко­ролем, честолюбцем, пьяницей, деловым человеком, географом — единственными обитателями малень­ких планет — позволили автору сделать вывод: «Да, странный народ — эти взрослые! Пустяки кажутся им важными, а главного они не видят. Вместо того, чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, свою планету, они ведут войны, тиранят других лю­дей, и сушат свои мозги дурацкой цифирью, и те­шатся жалкой мишурой, и оскорбляют своей суетой и алчностью красоту закатов и восходов, полей и песков. Нет, не так надо жить!»

Маленький принц не встретил на планетах никого, кто бы мог быть его другом. Лишь образ фонарщика выгодно отличается от дру­гих образов тем, что он верен своему долгу. И эта верность хоть и бессмысленная, но надежная. Маленький принц встречается на Земле с Лисом и по его просьбе по­степенно приручает его. Они становятся друзьями, но расстаются. Мудрой заповедью звучат слова Ли­са: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу». Самыми дорогими в этой жизни для Маленького принца становятся Лис и покинутая им ро­за, потому что они — единственные в мире. Появле­ние Маленького принца в пустыне, его явление летчику, потерпе­шему аварию, — это символическое напоминание взрослому о его «внутренней родине», а его «смерть», исчезновение и горе, вызванное этим, — трагедия взрослого, в душе которого погибает ребенок. Именно ребенок воплощает в себе все самое доброе, чистое, прекрасное. Поэтому писатель с горечью говорит о том, что взрослые, расставаясь с детст­вом, нередко забывают о вечных, нетленных цен­ностях; они озабочены важными, на их взгляд, ве­щами и ведут скучное, унылое существование. А люди должны жить по-другому, им нужна чистая вода глубоких колодцев, нужны бубенцы звезд в ночном небе. И оттого, что Сент-Экзюпери не уверен, удастся ли ему внушить людям свою — их соб­ственную! — правду, сказка так грустна, так пе­чальна.
Образ Маленького принца – образ человеческой души в идеале. Он воплощает в себе все лучшие черты, которые могут быть присущи человеку – открытость, чистота, возвышенность над материальным, мудрость. Вместе с тем, Маленький принц одинок. Его планета настолько мала, что там едва ли хватит места кому-то еще. А ведь по сути планета Маленького принца – символ внутреннего мира человека. С этой позиции особенный смысл приобретают слова Маленького принца: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Они характеризуют принца, как человека, способного очищать свои помыслы и наводить порядок, прежде всего в душе.

Этот тонкий, одинокий, ранимый и мечтательный ребенок, который любит наблюдать закаты, переживает о судьбе капризного цветка и верит, что ему еще многое стоить познать, по-настоящему раскрывается, познав любовь к Розе и дружбу с Лисом. Именно они внесли в его душу тот необходимый штрих способности жить для другого, заботясь о нем и ничего не требуя взамен, который сделал его и без того чистую душу квинтэссенцией идеальной человеческой сущности, к которой следует стремиться каждому из нас. Ведь только любовь и преданность способны излечить от одиночества и помочь обрести жизни смысл.

Характеристика главных героев сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» заставляет задуматься о важных вещах не только детей, но и взрослых. Поэтому произведение нравится многим поколениям. На страницах книги можно познакомиться с процессом преодоления себя, этапами взросления и взаимоотношениями персонажей. Лишь объединив усилия, можно найти выход даже из самого затруднительного положения.

«Маленький принц» был создан в непростых для автора условиях. Он был отрезан от своих товарищей, которые воевали в Африке, проводя дни в крупнейшем городе США. В тоске по друзьям и родной Франции Антуан и создал свое произведение. Истинную ценность оно приобрело после смерти автора. Книга была издана более чем на 100 языках, также по мотивам сказки снят красочный мультфильм.

Автор

Повествование ведется от лица старого летчика. Еще в юности он попал на красную планету, которую полностью покрывала пустыня. Самолет был сломан, он не мог вернуть домой. Тогда он встретил маленького принца, который был хозяином планеты. Недолгое общение с мальчиком заставило авиатора проникнуться к нему симпатией. Совместными усилиями они смогли раздобыть воды, чтобы избежать обезвоживания в условиях засухи.

Маленький принц

Восприимчивый и чувствительный принц оказывается стойким правителем своей планеты. Человеческие качества возобладали над патриаршими амбициями. Мальчик очень ценил настоящую дружбу и любовь, считал, что если чувства искренние, то они продлятся и после расставания. Несет ответственность за тех, кто рядом. Будучи довольно одиноким правителем маленькой планеты с несколькими вулканами и одной розой, он дорожит своей дружбой с непростым цветком. Однако склонен совершать вспыльчивые поступки: так маленький принц отправляется в неожиданное путешествие по другим планетам, после ссоры с розой.

Мир поджидает его со всеми присущими пороками, что резко контрастирует с невинным ребенком. Многие правители своих планет алчны и жестоки, из-за характера проживающие в одиночестве. Один был заядлым алкоголиком, захламившим бутылками собственную планету. У другого была мания величия, другой персонаж не способен любить, иной ждет восхваления своего величия, не заслужив этого. Однако, он встречает лиса, который становится добрым другом для мальчика.

Лис превращается в мудрого наставника и советника для маленького принца. Помогает понять простые истины, которые пока не доступны ребенку. «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Эта фраза отлично дополняет известное выражение про обманчивый внешний вид. Ценно внутренне содержание, а не внешний лоск — казалось бы, простая истина, но доступная не всем.

Роза — единственный друг маленького принца на родной планете. Цветок, способный разговаривать, говорит много ужасных вещей. Красивое растение оказывается гнилым внутри. Но мальчик пытается угодить цветку, ведь роза — его драгоценный друг.

Этому другу с самого начала пребывания на планете все было не так. Розе не нравились погодные условия на планете, поэтому семечко долгое время не хотело прорастать. Цветение растения облегчения не принесло: роза стала жаловаться на сильный ветер, насекомых. Маленький принц терпеливо относился к другу, ведь «она была так прекрасна, что дух захватывало».

Громкая ссора между друзьями заставила розу задуматься над своим поведением. Уход принца вызвал у нее чувство сожаления за неподобающее поведение. Она, сквозь слезы, желает маленькому принцу счастья.

Путешествие на Землю заставило мальчика искренне удивиться обилию роз в саду. Эти цветы были как две капли воды похожи на его говорящую розу. «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза».

Маленький принц находится на грани отчаяния, он не понимает, как дальше быть. Он не считает себя достойным правителем, имея под рукой лишь одну розу и несколько вулканов, один из которых потух. Внести покой в сердце мальчика помогает лис. Благодаря его наставлениям, маленький принц приходит за помощью к змее, в надежде снова вернуться домой. Он даже просит укусить его. Пожаловавшись на одиночество, змея отвечает ему, что «среди людей тоже одиноко», однако верные друзья всегда будут рядом.

Второстепенные герои сказки «Маленький принц»

Король

Он живет один на маленькой планете, его накидка полностью закрывает ее. Гордый, но добрый. У него нет подданных, только старая крыса. Царь мыслит логично, но считает, что ему подчиняются все небесные тела. Он предлагает Маленькому принцу быть с ним, стать министром и судить себя (ведь это самое сложное). Монарх предлагает судить крысу, приговорить к смертной казни, а затем помиловать. Ведь крыса всего одна, о ней нужно заботиться.

Честолюбец

Живет один на маленькой планете, радостно встречает принца, рад, что ему будут поклоняться. Объясняет, что такое амбиции, просит аплодировать много раз подряд.

Пьяница

Его маленький гость посетил после чистолюбца. На ней не было ничего, кроме пустых и полных бутылок. Пьяница сказал ему, что он пил, потому что ему было стыдно за то, что он пил … Мальчик оставил всех на этой планете.

Деловой человек

Постоянно считаю звезды, очень занят. Живет на планете 54 года, ему некогда болеть и некогда отдыхать. За годы работы его отвлекали 2 раза: случайно прилетевший к нему майский жук и приступ ревматизма. Важность работы серьезного человека заключается в том, что он считает звезды, записывает их количество и владеет ими, запирая их в сейфе на ключ. Маленький принц видит в нем сходство с пьяницей.

Фонарщик

Зажигает и гасит фонарь каждую минуту согласно уговору.

Географ

Старый географ, который ничего не знает о своей планете, так как не путешествует по ней. Записывает данные о планете Маленького принца и советует ему посетить Землю.

Образ Маленького принца. Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открывается истинное видение мира: он узнает цену истинной дружбы, любви и красоты.

Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется

так близко – на его родной планете. Маленький принц немногословен – о себе и своей планете он говорит очень мало.
Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, “которая вся-то величиной с дом” и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, “это очень скучная работа”.

Но у него есть “твердое правило”: “…встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. “Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!” – говорит он летчику.

И немного погодя добавляет: “Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…” Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливагг Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки…

И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью… Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери “Маленький принц” имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранен от взрослого автора-летчика.

Он рожден из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио – потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы “Ко-ролем-Солнце”, а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звездное небо. Само словосочетание “Маленький принц” встречается, как вы наверно заметили, еще в “Планете людей” (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери Часто рисовал на листке мальчика – когда крылатого, когда верхом на облаке.

Образ Маленького Принца из сказки Антуана де Сент Экзюпери кратко прошу очень кратко

Маленький принц-это символ человека – странника
во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей,
поступков и собственной жизни.
Это одновременно и романтический герой,
и художник-творец, и взрослый, в котором живёт
до конца его дней ребенок.
Он искренний, непосредственный и наивный.
Встречаясь на своём пути со взрослыми людьми,
он легко видит нелепость и абсурдность их
претензий, бессмысленность действий.
А вот сам, Маленький принц может видеть
барашка сквозь стены.
Это подтверждает, что он не утратил дара
фантазии. Фантазия преображает мир.
Скучное она делает интересным.

Планету Маленького принца и астероиды
нельзя увидеть через телескоп.
Они очень маленькие и незаметные, как
иногда мы не замечаем доброго отношения,
а порой и любви, которая проявляется не явно.
Экзюпери показывает нам это на примере
отношений Розы и Маленького принца.
«Ничего я тогда не понимал!
Надо было судить не по словам, а по делам.
Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь.
Я не должен был бежать. За этими жалкими
хитростями и уловками я должен был угадать
нежность. Цветы так непоследовательны!
Но я был слишком молод, я еще не умел любить».

Маленький принц очень отличается от других
сказочных героев, фэнтази-героев,
наделенных волшебством.
Напротив, автор показывает его хрупкость
на фоне большого и не всегда дружелюбного
мира.
Но Экзюпери вовсе не пессимист.
Он верит в то, что человечество, подобно
Маленькому принцу, постигнет тайну бытия,
и каждый человек найдет свою путеводную звезду,
которая будет освещать его жизненный путь.
Он подводит нас к постижению очевидных истин:
нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно
их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты
в ответе и прислушиваться к голосу
собственного сердца.
Всё просто и одновременно сложно.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: СОЗДАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ
Категория: 6 классы | Добавил: petrovna1962 (17.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar