19.05 6-Б литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Истина для человека - этo то, что делает его человеком. А. де Сент-Экзюпери. Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно. Она существует очень давно, и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которая будет определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество предполагает необходимость нравственного воспитания каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. И для этого, я думаю, надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила. Итак, цель моего исследования: определить, как повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» способствует формированию нравственных ценностей у школьников. Основная часть. 2.1.Нравственные ценности человека. Перед началом работы я столкнулся с вопросом: что означает понятие «нравственность»? В словаре С.И.Ожегова это понятие трактуется так: «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственный человек - человек безупречной нравственности». [1] Прежде всего, мне нужно было чётко определиться с понятием нравственности, так как не все знают верное значение этого слова. Из одних источников «Слово «нравственность»-morale пришло к нам из французского языка, а во Францию - из Древнего Рима (лат. moralis –нравственный)» [2] В понимании Аристотеля, этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой научить человека как стать добродетельным. И в русском языке существует слово нравственность. Впервые это слово появилось в 1798 в словаре Российской академии наук, оно образовано не от слова «нрав», а от выражения «по ндраву», «по сердцу». [3] Николай Гаврилович Чернышевский - русский революционер, демократ, писатель, философ, литературный критик, ученый- писал: «Нравственность в русском языке - это то, что способствует позитивному развитию морали». Радугин Алексей Алексеевич - специалист по религиоведению и истории философии; доктор философских наук, профессор- говорил: «Норма (уважай, чти, поклоняйся) – это мораль, а реальное поведение – это нравственность». Итак, нравственность - это необходимость осознанного характера индивида формировать своё поведение согласно личной свободе воли и совести (в отличие от понятия морали, которая является, в плане закона, внешним требованием к индивидуальному поведению). Стоит учесть, что нравственные ценности объединяются на основании всех тех поступков и реальностей, которым мы не только даём определённую личную оценку, а и полностью одобряем, то есть, оцениваем как хорошие, благие, добрые. Основой для любых моральных ценностей выступает, естественно, понятие добра, что связывает с собой довольно большую сумму действий, норм нравственного поведения, принципов и т.д. А знают ли у нас старшеклассники, что относится к нравственным ценностям? Жизненный путь и творчество графа Антуана-Мари-Роже де Сент-Экзюпери. Это был человек разносторонний, одарённый, с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Он был писателем и летчиком одновременно. На вопросы о своей жизни и о себе он отвечал: «Ищите меня в том, что я пишу». И действительно, ничто так не раскрывает нам этого человека, как его произведения. (приложение 3) Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 году во французском городе Лион. В возрасте четырёх лет он потерял отца и воспитанием маленького Антуана занималась мать. В 1912 году в Амберье в жизни Сент-Экзюпери произошло знаменательное событие: в возрасте 12 лет он впервые поднялся в воздух на самолёте. Машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски. Это событие стало основой всей дальнейшей его жизни. Он и сам стал лётчиком, хотя и был слушателем Академии изящных искусств на отделении архитектуры. Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию во Франции. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика, а затем посылают для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан заканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится младшим лейтенантом. В октябре он получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, в результате которой он получает черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Антуан де Сент-Экзюпери переезжает в Париж, где и предаётся писательским трудам. Но уже в 1926 году Экзюпери опять возвращается в авиацию. Он становится пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начинает работать по перевозке почты на линии Тулуза — Касабланка, затем Касабланка — Дакар. 19 октября 1926 года его назначают начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс). На самом краю Сахары он пишет свое первое произведение - «Южный почтовый». Здесь звучат многие важные содержательные мотивы — мотив человеческих связей, соединяющих рассказчика с его другом Жаком Бернисом, мысль о порядке, который человек вносит в мир своей деятельностью. Напряженная (порой еще недостаточно ясная) стилистика повести предвещает стиль зрелой философской прозы Сент-Экзюпери. В марте 1929 года Сент-Экзюпери возвращается во Францию. Здесь он поступает на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери уезжает в Южную Америку в качестве технического директора Аэропоста — Аргентина», филиала компании «Аэропосталь». В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвует в поисках своего друга лётчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полёт». Сюжет повести рассказывает о том, что пилотам необходимо лететь ночью над нескончаемыми горными хребтами чтобы почта, полученная из Патагонии, из Чили, из Парагвая, вовремя прибыла в Буэнос-Айрес. И если там их настигнет буря или они собьются с пути, они обречены. Их начальник, Ривьер, знает, что на такой риск необходимо идти. Вместе с Ривьером, одним из инспекторов, Робино и с женой Фобьена, мы следим за полетом трех самолетов во время грозы. Один из них, самолет Фабьена, сбивается с курса. Перед ним словно смыкаются цепи Кордильер. У него остается горючего всего на полчаса — он понимает, что надежды больше нет. И тогда он поднимается к звездам, туда, где нет ни одного живого существа, кроме него самого. Завоеватель легендарных сокровищ, Фабьен, погибает. Тем не менее Ривьер, который тоже любил Фабьена, с холодным отчаянием занимается отправкой почты в Европу. В октябре1931 года издается «Ночной полёт», и писателю присуждается литературная премия «Фемина». В феврале 1932 года Экзюпери снова летает. Работая лётчиком-испытателем, Сент-Экзюпери едва не погибает при испытаниях нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль. Гидросамолёт перевернулся, но он успел выбраться из кабины тонущей машины. В 1934 году Экзюпери поступает на работу в авиакомпанию «Эр Франс» и как представитель компании совершает поездки в Африку, Индокитай и другие страны. В апреле 1935 года в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар» Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сталинизм. 3 мая 1935 г. он встретился с М. А. Булгаковым, что зафиксировала в дневнике Е. С. Булгакова. В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С.630 «Симун» и 29 декабря1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж — Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, снова едва избежав гибели. Первого января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами. В августе 1936 года, согласно договору с газетой «Энтрансижан», Экзюпери едет в Испанию и публикует в газете ряд репортажей о гражданской войне. А в январе 1938 года Экзюпери отправляется в Нью-Йорк. Здесь он работает над книгой «Планета людей». «Планета людей» — это прекрасный сборник эссе Сент-Экзюпери. Рассказ о первом полете над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к ремеслу новичков. О том, как во время полета происходит борьба с «тремя изначальными божествами — с горами, морем и бурей». Портреты товарищей автора — Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах благодаря своему мужеству и упорству. Эссе о «самолете и планете», небесные пейзажи, оазисы, посадки в пустыне, в самом стане мавров (первобытное племя, жившее в пустыне), и рассказ о том, как, затерявшись в ливийских песках, сам автор чуть не умер от изнурительной жажды. 15 февраля он начинает перелёт Нью-Йорк — Огненная Земля, но терпит тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции. 4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери пишет в своем дневнике: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это». (приложение 4) В этот день он мобилизуется в действующую армию и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери не только добился назначения в боевую часть, он сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест». Июнь 1941 года. После поражения Франции он выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитое произведение – повесть «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 году он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета «Лайтнинг» Р-38. 31 июля 1944 года Сент-Экзюпери, делая разведывательный полёт с аэродрома Борго на острове Корсика, не вернулся на базу. Долгое время о его гибели ничего не было известно. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нём было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине видел обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на площади длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта, в том числе один из них оказался частью кабины пилота с сохранившимся серийный номером самолёта: 2734-L. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-5B-1-LO (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери. В журналах Люфтваффе нет записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолётах. И так как обломки не имели явных следов обстрела, это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и самоубийстве пилота. В марте 2008 года, немецкий ветеран Люфтваффе 86-летний Хорст Рипперт, пилот эскадрильи «Ягдгруппе 200», заявил о том, что это именно он на своем истребителе «Мессершмитт Ме-109» сбил самолёт Антуана де Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолёта противника. О том, что пилотом сбитого самолёта был именно Сент-Экзюпери, немцам стало известно в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска. Отсутствие же соответствующих записей в журналах Люфтваффе связано с тем, что кроме Хорста Рипперта, других свидетелей воздушного боя не было, и этот самолет не был ему официально засчитан как сбитый. [4] Вот такую жизнь прожил этот удивительный человек, лётчик и писатель, говоривший о себе так: «Детство - вот огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». Познакомившись с биографией писателя, мы увидели, что это был настоящий патриот своей родины, человек беспокойного сердца, который старался как можно больше быть полезным людям. Для чего человек живёт? Что значит верная дружба и настоящая любовь? Что значит – быть порядочным и нравственным человеком? Эти вопросы поднимает и рассматривает в своём произведении «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери. [5] ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) В “Маленьком принце” – замечательной сказке “для детей и взрослых” – Антуан де Сент-Экзюпери отражает собственные размышления, сомнения, искания. И главным из них является поиск ответа на единственный вопрос: “Как сохранить человека, не убив в нем Моцарта?” Для писателя, который всю жизнь опирался на вековые традиции гуманизма, важнее всего было найти способы защитить лучшие качества в человеке – естественность, справедливость, ответственность за свои поступки, чувство прекрасного, доброту и природную мудрость. Прекрасная сказка о добром принце и капризной, но любимой им розе на самом деле наполнена более глубоким философским смыслом. Автор раскрывает перед нами трагедию героя, носителя “кодекса чистой морали”, который очень одинок на “холодной и жесткой Земле”. И трагедия героя Сент-Экзюпери в том, что, по словам французского критика Пьера Декса, его мораль слишком возвышенна для общества, в котором он живет. В образах Маленького принца и летчика, от имени которого ведется повествование, писатель воплотил самые светлые человеческие качества – человеколюбие, трогательную и беззащитную красоту. Маленький Принц чувствовал себя ответственным за судьбу розы. И на всех планетах, которые он посещал, герой старался найти смысл жизни, отыскать те настоящие жизненные ценности, не испорченные пагубным влиянием общества, которые позволили бы его любимице спокойно жить, ничего не опасаясь. Но, к сожалению, цивилизация всех этих планет не выдерживает проверки на гуманизм. Маленький принц стремится встретить людей, способных на самоотречение и служение прекрасному, в чьих душах сохранилось стремление к красоте, чистоте мыслей и поступков; тех, у кого среди повседневных забот всегда находится место для щедрости души, Чувства ответственности “за всех, кого приручили”. Но находит он эти качества лишь в Фонарщике – нелепом и смешном для всех окружающих, но единственном чистом душой человеке. Более чем странные существа, по мнению Маленького принца, населяют Землю. Их жизнь не имеет смысла в системе нравственных координат героя. Они гордятся тем, что в их садах тысячи прекрасных роз, но не могут дать счастья никому. Более того, они сами несчастны. Многочисленные реки и озера не могут утолить жажду этих людей, потому что сами они не понимают благодати одного-единственного глотка воды. Не сознавая прелести чистой родниковой воды, они стремятся экономить свое время, покупая таблетки, утоляющие жажду. При этом они впустую тратят это же время в бесполезной суете и устремлении то на север, то на юг. В них окончательно погибла прекрасная и одаренная личность, которая живет в детях, их взгляд утратил чистоту и непосредственность. Они разучились проявлять заботу о близких, ценить важность каждого прожитого момента, каждой капли воды, каждого цветка в саду. Они не способны увидеть главного – хрупкой красоты окружающей природы, которая нуждается в заботе и добром отношении; прелести честных и открытых человеческих отношений, основой которых должна стать правда, искренность, душевность; красоты бескорыстной дружбы, не зависящей ни от денег, ни от мелочных личных интересов. Мрачен вывод Маленького принца: холодная и жесткая планета Земля населена несчастными взрослыми, которые забыли множество прекрасных и мудрых истин, известных детям. Эти взрослые не умеют видеть сердцем – а ведь только оно и способно разглядеть самое главное. Переводя все в цифры и номера, сводя свою жизнь к накоплению материальных ценностей, они, как это ни грустно, забывают о ценностях настоящих – духовных. Поставленный автором вопрос так и остается открытым. Почему так несправедливо устроена жизнь на Земле? Как сделать так, чтобы дети, чьи сердца открыты добру и красоте, не превращались в суетливых, озабоченных подсчетом звезд деловых людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть счастье в одной-единственной розе и утолять жажду родниковой водой? Но, несмотря на это, произведение Сент-Экзюпери до сих пор играет важную роль в процессе возрождения истинных моральных ценностей и обогащения духовного мира человека. Ценность детства в сказке "Маленький принц" Наверное, если бы не уроки литературы, я бы никогда не прочитала сказку Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Честно говоря, я никогда не интересовалась чтением сказок, но именно это произведение в более взрослом возрасте открыло для меня все ценности детства. Я поняла, что взрослые имеют совсем другое мировоззрение, и это заставило меня спросить себя: "Почему дети оценивают все сердцем, а не умом?". Недаром, сам герой сказки говорил: "Только дети знают, чего ищут...", ведь дети имеют другие цели в жизни, которые являются простыми и реальными, а не такими заоблачными, как желание взрослых. Пожилые люди всю жизнь, передвигаясь по карьерной лестнице и борясь за место под "Солнцем", не замечают всех радостей, которые приносят будничные дела и все, что окружает их. Наблюдая за этой возней на протяжении многих лет моего счастливого детства, я не переставала верить, что где-то в огромной пустыне, которая символизирует сердце зрелого человека, найдется источник, который станет началом изменений. Этого не происходило. Из года в год это становилось для меня более понятным и привычным. В конце концов, я так же перестала удивляться вещам, которые были для меня привычными и не интересными. Но время от времени, задумываясь над смыслом жизни, я осознаю, что именно эти мелкие и уже знакомые нам вещи приносят больше удовольствия и наслаждения, чем трудности и проблемы, вызванные нынешним темпом жизни и современными жизненными ценностями. Правду говорят, что с возрастом ценности меняются, и только дети могут оценивать все честно, без фальши, сердцем. Маленький принц говорил: " - Вот моя тайна. Она очень проста: хорошо видит только сердце. Самого главного не увидишь глазами...". Признайтесь себе, неужели Вы можете найти минутку, чтобы насладиться чарующим запахом розы или заходом солнца. Наверное, нет... Но почему? Почему Вы перестали замечать ту красоту, за которую не надо платить, которая является обычной, настоящей?! А и действительно "Эти взрослые - такие странные люди". Так, взрослый мир загадочный. Но общаясь с животными и природой, люди вспоминают свое детство. Сказка Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" предоставляет людям возможность переосмыслить их стиль жизни, и вспомнить детские годы, когда они еще умели удивляться простым вещам. Ведь жизнь окрашивается только этими мелочами. В заключение хочу сказать, что меня очень вдохновила сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и особенно те бессмертные истины, которым она учит: любви, дружбе, заботе о своей планете и живым существам, ее населяющим. Считаю, что мы добились поставленной цели, так как путем опроса учеников нашей школы и собственных рассуждений о философии сказки «Маленький принц», смогли прийти к выводу, что прочтение этого произведения в значительной степени влияет на формирование нравственных ценностей личности читающего. Думаю, что эту сказку в своей жизни должен прочесть каждый из нас, и уверен, что тогда в каждой душе она оставит свой исцеляющий и пробуждающий след. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ 5 ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ | |
| |
Просмотров: 91 | |
Всего комментариев: 0 | |