20.05 6-Б литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНО Г.П.
Тема урока: Тема любви и дружбы в произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Цель урока: рассмотреть нравственно-этические и эстетические ценности общения, дружбы, привязанности, любви. Задачи: · осознать и осмыслить идейное содержание сказки; · развивать творческие способности учащихся, креативное, абстрактное мышление · развивать устную речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление. · подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность, милосердие, дружба, доверие, любовь, верность, помощь; · воспитывать уважение к чувствам другого. Планируемые результаты: Предметные: ученики научатся определять главный проблемный вопрос сказки-повести «Маленький принц», выбирать главные темы из множества Личностные: проявляют желание закреплять полученные знания и умения, осознают трудности и стремятся к их преодолению, участвуют в творческом процессе. Метапредметные: Регулятивные: ученики определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя; делают выводы о результатах совместной работы. Коммуникативные слушают и понимают речь других; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. В «Маленьком принце» — замечательной сказке «для детей и Я взрослых» — Антуан де Сент-Экзюпери отражает собственные размышления, сомнения, искания. И главным из них является поиск ответа на единственный вопрос: «Как сохранить человека, не убив в нем… Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» удивительна. Она не похожа ни на одну сказку, которых я немало прочитал в детстве. Маленький принц, путешествуя по планетам, встречается с удивительными существами. Они занимаются странными вещами, не имеющими никакого смысла. Один считает звезды, не помня, как они называются, потом пишет на бумажке их количество, кладет в сейф и считает,… Сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» знают любят во всем мире. Она покоряет не только своей искренностью, но и возможностью без остатка погрузиться в мир детства. Когда наблюдаешь за путешествиями Маленького принца по разным планетам, слушаешь… Когда Маленький принц прибыл на Землю он повстречал Лиса. Маленький принц хотел с ним поиграть, но Лис сказал, что сначала его нужно приручить, то есть создать узы. Он объяснил мальчику, что пока они друг другу не нужны. Он лишь один из ста тысяч других лисиц, а принц — лишь мальчик из ста тысяч таких же мальчиков. Но стоит принцу приручить его, то они станут друг для друга единственными на свете. Для этого, объяснил Лис, Маленькому принцу нужно каждый день в определенное время приходить к нему и понемногу общаться. Так Маленький принц приручил Лиса. До встречи с Лисом, Маленький принц видел сад полный роз и расстроился. Ведь Роза, растущая на его планете, считала себя неповторимой, а оказалось, что их тысячи только в одном саду. Но, после общения с Лисом, он понял, что его Роза — единственная на свете, потому что она его «приручила». Многие люди пытались научить своих собратьев, как надо жить на нашей планете. Но мало кто из них сумел это сделать так, как Антуан де Сент-Экзюпери, писатель и летчик, один из первых увидевший Землю с большой высоты, почувствовавший хрупкость и незащищенность не только человека, но и планеты Земля и всего живущего на ней. И содрогнувшийся от осознания того, что люди не понимают, не видят и не верят этой хрупкости; что драма Земли для них так же недоступна, как чувства слона, проглоченного удавом, или как чувства удава, проглотившего слона, — они видят не это, а лишь шляпу на рисунке мальчика. В повести-сказке «Маленький принц» Экзюпери отстаивает доброту и человечность в человеке по отношению ко всему живому: Лису, Розе, Планете. Он выразил эту главную свою мысль фразой, ставшей почти лозунгом, послужившей названием для многих статей о «братьях наших меньших»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его, как это сделать, учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости, осторожности (потому что боишься спугнуть зарождающееся чувство того, кого приручаешь) и решительности. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна», и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе. “Проблема любви и смысла жизни” по произведению Маленький принц Сказка “Маленький Принц” Антуана де Сент-Экзюпери является уникальным синтезом детского непосредственного видения мира и прагматичного отношения к реальности. Маленький принц “открытым сердцем” чувствует и оценивает свои поступки и поведение окружающих его героев. Порой ему больно, но он не сдается и идет дальше, измеряя все увиденное им своей собственной меркой. Дети, как правило, со своим, не испорченным абсурдными условностями взрослой жизни, восприятием бытия, очень тонко чувствуют фальшь и лицемерие, и очень искренне умеют сострадать. Взрослея, ребенок все больше приспосабливается к окружающему миру и, по большей части, становится таким, каким его хотят видеть взрослые. Экзюпери поселил своего Маленького Принца на безлюдном астероиде, сохранив, таким образом, чистоту сознания и естественное восприятие себя и всего вокруг. Друг Лис учит Маленького принца тому, что самые главные вещи в жизни можно увидеть только сердцем, но наш золотоволосый герой и сам прекрасно это понимает. Поэтому бесспорно, что его любовь к Розе – самая естественная и понятная вещь на свете. Маленький Принц в поисках друзей пустился в путешествие и в большинстве случаев ему были совершенно непонятны поступки встреченных героев. Его постигло разочарование, но тут он встретил мудрого Лиса, который открыл ему смысл существования, важность отношений между людьми и ценность истинной любви. Познакомившись в своих странствиях с большинством человеческих пороков, наш герой не потерял способность любить и сострадать. Самый “слабый” оказался самым сильным. Маленький Принц прошел через все испытания и сделал важные открытия, что он не одинок, что на свете есть верные друзья, а дома ждет любимая Роза, которая без него погибнет, потому что “ты всегда в ответе за всех, кого приручил”. Известная сказка Сент-Экзюпери о мальчике с астероида B-612 и его цветке написана по-детски простым и по-взрослому мудрым, философским языком. Маленький Принц и Роза, отношения которых не оставляют читателя равнодушным, олицетворяют любовь в широком смысле слова. Сказка эта — для детей и взрослых. Произведение заставляет задуматься о сущности жизни и человеческих отношений. В разные возрастные периоды один и тот же человек может не раз читать его снова и находить глубокий смысл. Вначале в повествовании участвуют лётчик и Маленький принц. После крушения самолёта пилот пытался починить мотор и неожиданно встретил человечка, который прилетел с некоего астероида В-612. Первым делом мальчик, прибывший с принадлежавшей ему маленькой планеты, просит взрослого изобразить барашка и удовлетворяется рисунком ящика (мол, зверушка там и живёт). Но сначала пилот изображает удава, который проглотил слона (то, что он рисовал в детстве, а взрослые видели лишь поверхностно, без фантазии — шляпу). Каково же было его удивление, когда ребёнок правильно понял, что на картинке удав. Герои нашли общий язык, тогда Маленький Принц решил рассказать новому знакомому про Розу. Семя цветка, который потом наполнит жизнь Маленького Принца противоречивыми эмоциями, занесло на астероид В-612 ветром. Вначале Роза показалась неспособной к диалогу и капризной, требовала особого обращения и показывала шипы. Но потом Принц разглядел в ней слабость, незащищённость и решил ухаживать за цветком. Со временем он всё меньше искал аргументы и больше находил чувства. Любовь мальчика к Розе, по-детски наивная и по-взрослому ответственная, осталась в его сердце навсегда. Необычная героиня капризна из-за своей слабости. Без заботы она может завянуть и просит поливать её дважды в день и накрывать колпаком. Взамен дарит Принцу красоту и аромат, а главное — чувство любви. Известно, что прообразом надменной Розы была жена Сент-Экзюпери. Будучи латиноамериканкой, она отличалась бурным темпераментом, вспыльчивостью и нелёгким характером. Несмотря на сложности и конфликты между супругами, писатель сильно любил и даже понимал свою Консуэло. Аналогично поступает и маленький герой сказки Сент-Экзюпери. Он накрывает Розу каждый вечер и держит под колпаком от насекомых и ветра до самого утра, привязывается к ней и беспокоится о её самочувствии (ведь Роза заявляет, что на неё плохо влияют сквозняки). Мальчик вспоминает Лиса, с которым у них сложилась крепкая дружба, как у младшего со старшим. С капризным цветком Принца связывало уже глубокое чувство любви и желание самому опекать более слабое существо. Из разговоров с Лисом мальчик понял: по-настоящему ценится то, что наполнено смыслом, куда вкладываешь силы и эмоции, о ком проявляешь заботу. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», — говорил как-то Лис Принцу. Он сильно привязался к Цветку и увидел свою значимость для беспомощного создания. Однако, когда пришло время разлуки, Роза сообщила, что ей не столь был нужен колпак, как просто забота в любом проявлении. Ранее капризная и колкая, она показывает Маленькому Принцу свою ранимую и беззащитную душу и вдруг признаётся в любви, просит простить её за несговорчивость и даже отпускает мальчика в путешествие (из-за своих глубоких чувств к нему). Прилетев на Землю, он находит благоухающий сад, с горечью и в то же время с гордостью сообщает другим цветам, что они не сравнимы с Его Розой, которую герой оставил где-то там, далеко, на другой планете. Он так и говорит им, что ради них не хочется умереть. От неминуемой разлуки Принц горюет и даже готов погибнуть, совершая сделку со Змеёй. Таким образом, он исчезает с Земли. Роза символизирует типичную женскую натуру: капризность и вместе с этим склонность к самопожертвованию. Образ Маленького Принца — мудрого мальчика с открытым сердцем и мужественной натурой. Рассказ его глубоко трогательный и напоминает читателю о том, как важно найти родственную душу и обрести понимание. ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ – Кем мечтал стать маленький Антуан? – Почему вы так решили? – Поняли ли его взрослые? Почему? – Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? – К чему привел совет взрослых? - Важна ли поддержка взрослого? - Что вселяет в ребенка поддержка взрослого? А каким вы себе представляете маленького принца? БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ УКАЗАННЫЕ ВЫШЕ. | |
| |
Просмотров: 114 | |
Всего комментариев: 0 | |