02.11.2021 г. Обществознание
Дорогие семиклассники, сегодня вы познакомитесь с историей возникновения законов; определите роль Конституции в установлении порядка и справедливости в обществе. І. Мотивация Прочтите притчу и ответьте на вопросы. Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди,не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворог к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают. • О чем эта притча? • Какие уроки из нее можно извлечь? • Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? • С какой целью они введены? Тема нашего урока: «Почему важно соблюдать законы». ІІ. План урока 1. Закон устанавливает порядок в обществе. 2. Закон стремится установить справедливость. 3. Закон устанавливает границы свободы поведения. III. Введение в новый материал • На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила поведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе. • Удается ли законам защитить человека? Почему люди стремятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на нашем уроке. IV. Работа по теме уроков Закон устанавливает порядок в обществе • Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок - это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство. В тетради составить ряд ассоциаций (кластер): какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»? Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе. Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы. Дополнительный материал • В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть. • Люди поняли, что без законов — устанавливаемых государством правил поведения в обществе — невозможно добиться справедливости. • В «Русской Правде» — сборнике правовых норм Древнерусского государства — предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)». • В «Соборном уложении» 1649 г. - сборнике законов царя Алексея Михайловича — сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде». • Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право - это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм. Ответьте устно на вопросы: • Чем грозит государству отсутствие законной власти? • Зачем люди принимают законы? • Почему важно соблюдать законы? Закон стремится установить справедливость • Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к необходимости соблюдения закона. • Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? Попробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил. Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюдении взаимодействовать было бы гораздо удобнее. • Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред». • Древнегреческий полководец Аристид имел репутацию справедливого и неподкупного человека. Он возбудил зависть у стратега Фемистокла, который, стремясь избавиться от сильного противника, обвинил его в желании захватить власть и сумел добиться изгнания Аристида из Афин. Однако через несколько лет Аристид был возвращен в родной город, участвовал в битве при Салами. Не и покрыл себя новой славой. А Фемистокла обвинили в предательстве и изгнали из Афин. Пусть и с опозданием, но справедливость была восстановлена. • Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома», ответьте на вопросы и запишите в тетрадь. • Какая позиция вам ближе? • Кто, на ваш взгляд, нрав? 3. Закон устанавливает границы свободы поведения Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и уважать закон» на с. 30 учебника. Устно ответьте на вопросы К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям? Почему свобода не может быть беспредельной? V. Рефлексия Составьте синквейны со словами «закон», «справедливость», «свобода». VI. Подведение итогов уроков Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания. Проблемное задание: работая с п. 3 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают границы свободы поведения человека в обществе и запишите свои выводы. Ответы отправляйте на электронный адрес учителя olinkevich2009@mail.ru • Почему законы действуют ради свободы человека? • В каких значениях употребляют понятие «свобода»? • Как философы определяли смысл термина «свобода»? • Как юридическая наука определяет смысл термина «свобода»? • Почему Конституция ДНР наряду с правами содержит и ограничения? • Домашнее задание 1. Прочитать § 3 учебника. 2. Выполнить одно из заданий на выбор: • Записать сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории»; • Составить кроссворд из изученных терминов и понятий. | |
| |
Просмотров: 617 | |
Всего комментариев: 0 | |