05.04 7-А русский язык. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Расширение знаний о разрядах частиц. 2. Формирование умения различать оттенки частиц. 3. Формирование нравственных ценностей в процессе работы с художественным текстом. Тип урока – объяснение нового материала ХОД УРОКА: Организационный момент Приглашение в путешествие, запись даты Определение темы урока Игра «Угадай слово, подобрав антонимы» Мысль - чувство Пассивный - активный Город - село Смелость - трусость Ложь - истина Половина - целое Европа – Азия Предстартовая подготовка Орфографическая диктовка. Заниматься в течение года, он тоже студент, вследствие непогоды, несмотря на непредвиденные обстоятельства, отменили ввиду дождя, бант вроде бабочки, согласуйте слова в роде и числе, надо читать, чтобы много знать, что бы мне почитать о космосе. Цели урока Узнать Какова роль смыслоразличительных частиц? На какие группы они делятся? Какие оттенки значения помогают выразить? Научиться Находить смысловые частицы в предложениях . Строить предложения со смысловыми частицами. Смыслоразличительные частицы служат русскому языку иначе: они придают всему предложению или его отдельным частям определённые новые значения. Рассмотрим, какими они могут быть. Самые часто используемые смыслоразличительные частицы — это отрицательные частицы «не» и «ни». Первая используется: при полных и частичных отрицаниях (сравните предложения: Я не видел тебя вчера в университете и Вы хотели купить не хлеб, а булочки); при вежливых вопросах (Не могли бы вы открыть окно?); при эмоциональных утверждениях в восклицательных предложениях (Где вы только не бывали!); при устойчивых сочетаниях (Мы едва не подрались после его слов); при двойных отрицаниях в составном глагольном сказуемом (Я не могу не согласиться с автором). Частица же «ни» используется только при усилении отрицания (Пример: Как нарочно ни души! — Н. Гоголь; повторяющийся сочинительный союз: На небе ни туч, ни облаков) и при усилении утверждения в придаточных уступки (Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись — М. Исаковский), что свидетельствует о некоторой модальности значения и что является исключением. Модальные частицы — вторая группа смыслоразличительных частиц. Модальность, т. е. выражение каких-либо смысловых отношений, бывает субъективной (отношение говорящего к сообщаемому) и объективной (отношение высказывания к реальности или нереальности). К ним относятся следующие группы частиц: усилительные: и, ещё, же, уже (уж), ну, даже, просто, решительно, определённо, именно (Я и не хотел ехать к вам; Даже мой отец не смог убедить её; Правительство решительно против принятия таких мер; Надо просто прогуляться и подумать) — такие частицы ставятся перед тем словом, на которое, по мнению говорящего, следует обратить внимание; выделительно-ограничительные: только, лишь (Примеры: Только с тобой могу поговорить об этом; Лишь немногие поймут нас) — такие частицы ограничивают какой-либо объект или явление среди прочих других; вопросительные: ли (ль), неужели, разве, а (Точны ли все его расчёты? Разве она отказалась от работы? Неужели никто из вас не хочет поехать с нами на дачу? Кто хочет попробовать, а?) — такие частицы оформляют нейтральные (ли), неуверенные (разве, неужели) вопросы и разговорные вопросы-побуждения (а); утвердительные: да, хорошо, вот именно, действительно (разговорное) (Да, всё верно); отрицательные: нет, никак нет (Нет, всё верно); передающие чужие мысли: мол, дескать (Сестра сказала, что он останется дома: мол, он не собирается помогать нам); выражающие сомнение: вроде, якобы, едва ли, вряд ли (Мы вроде не видели его вчера; Они якобы сидели дома и не слышали никакого шума за окном; Вряд ли твой друг придёт на вечеринку и в этот раз); указательные: вот, вон, вот и, это (Вот и весь рассказ; Вон книги, которые надо протереть и поставить на полки); восклицательные: ну и, прямо (Ну и красоту здесь навели! Прямо не знаю, что сказать тебе!); выражающие смягчение требования: -ка (Расскажи-ка нам свою занимательную историю). Смыслоразличительные частицы делают нашу речь (или текст) точнее, разнообразнее и изящнее. Смыслоразличительные частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Смыслоразличительные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи. предварительный 409. Спишите, присоединяя к выделенным словам подходящую по смыслу частицу, служащую для выражения вопроса. • Какие из этих частиц выражают, кроме вопроса, ещё сомнение, недоверие? 1. Ты написал домашн..е сочинение? 2. Тебе понравилась тема? 3. Ты дела..шь предварительные наброски к сочинению? 4. У тебя большое сочинение? 5. Вы научились находить и исправлять лексические и грамматические ошибки? 6. А вы сумеет.. найти в этой работ.. случаи излишнего повторения одних и тех же слов? 7. Можно написать хорошее сочинение в один вечер? Вопрос: ли разве неужели 410. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака. Найдите восклицательное предложение и запишите его в тетрадь. Подчеркните частицу, которая употребляется в этом предложении. Выпишите глаголы в условном наклонении. Какая частица служит для образования этой формы глагола? ...Едет по двору отряд, Тянет пулемёты. Что за кони у ребят — Собственной работы! Если б можно было мне Сделаться моложе — Я за вами на коне Поскакал бы тоже. 411. Спишите отрывки из басен И. Крылова, расставляя пропущенные знаки препинания. Систематизируйте материал. Частицы, выражающие удивление, восхищение, изумление, заключите в прямоугольник. Какие ещё частицы здесь есть? Подчеркните буквы, вставленные в окончания слов. Прочитайте эти предложения, передавая интонацией чувства восхищения, удивления, изумления. 1. Плуто..ка к дереву на ц..почках подход..т вертит хвостом с Вороны глаз (не)свод..т и говорит так сла..ко чуть дыша: Голубушка как хороша! Ну что за шейка что за гла..ки! 2. Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижинк.. и каждого кусточ(?)ка! Благосл..вляли бы меня лишь берега и я бы освежал д. .лины и луга но с них бы (не)унёс листоч(?)ка. 3. Что за диковина! — пр..ятель отвечал. 4. Что за уха! Да как жирна! Восклицание: что за как 412. Проанализируйте текст. Озаглавьте его и перепишите, разделяя на абзацы. Какая частица служит для указания на что-нибудь дальнее, а какая указывает на что-нибудь ближнее? С помощью каких средств связаны предложения? • В словах последнего предложения подчеркните все орфограммы. Бежит и бежит дорога. Бежит (на)встречу солнцу и теплу, которых с кажд.. километром пути всё больше и больше. Рыхлее, зер-нистее снег в лесах. Глубже лужи. Шумнее руч(?)и, суше полянки и пр..горки. Вот уже кое(где) м..лькает еле заметная травка. Вон возле ствола осины папоротник вылез, а среди старых пеньков ж..лтеют к..рзиночки мать-и-мачехи. (С. Баруздин) вот (а вот) вон (а вон) 413. Спишите, заменяя в каждом примере частицу ли частицами, служащими для выражения сомнения. Как при этом изменится интонация? 1. В твоём доклад.. мало живых примеров. Понрав..тся ли он слушателям? 2. В доклад., ты (не)скромно говоришь о себе и своих успехах. Одобр..т ли это ребята? 3. Доклад у тебя дли(н, нн)оват. Законч..шь ли ты его за (пол)часа? 4. В середин.. доклада ты затрагиваешь (не)отн..сящийся к тем.. вопрос. Стоит ли это делать? Сомнение: вряд ли едва ли 414. Спишите, вставив в выделенные предложения подходящую по смыслу частицу из рамки. Если её можно вставить в двух местах, то один вариант запишите, а другой приведите устно. Какая из этих частиц обычно употребляется в разговорной речи? • Подчеркните основы простых предложений в составе сложного. 1. Читателя надо подг..товить к восприятию темы. Поэтому сочинение обычно начинают с введения. 2. В этом предложении тебе уд..лось ч..тко сформулир..вать вывод. Оно больше всего подходит для концовк.. сочинения. 3. Во втором варианте сочинения ты поз..ботился о том, что(бы) между абзацами была ясная связь. Это сделало работу лучше. Уточнение: именно как раз 415. Спишите, вставляя в предложения подходящую по смыслу частицу из рамки снизу. Подчеркните частицы и слова, которые приобретают особое значение благодаря введению частиц. При чтении выделите их голосом. 1. Гласные звуки состоят из голоса. 2. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласную. 3. _ _ _ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. 4. Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму множественного числа. Выделение, ограничение: только лишь исключительно почти 416. Какие подходящие по смыслу частицы (см. рамку справа) можно вставить, чтобы усилить роль выделенных слов? Если для этой цели подходит несколько частиц, то запишите предложение с любой из них. • Назовите подчинительные союзы. • Укажите признаки разговорного стиля в двух первых предложениях. 1. Ты (не)веришь мне? А ещё другом называ. .шься! 2. Я очень занят, но помогу тебе. Мы друзья. 3. Ты (не)посч..тался с моим советом. А я говорил тебе, как лучше поступить. 4. Ты сам хорош.. уч..шься. А товарищ(?) твой запустил ученье. Ему это (не)простительно. Говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался. 5. Мне (не)д..вались точные науки. А после (не)скольких занятий с одноклассником я почувствовал, что могу их осилить. Усиление: даже даже и ни и же ведь уж всё всё-таки -то 417. Спишите отрывки из стихотворений И. Бунина. Подчеркните известные вам частицы. • Обозначьте части слов, в которых пропущены орфограммы. 1. Как печ..льно, как скоро померкла На закат.. з..ря! Погл..ди: Уж за ближней меж..ю по жнивью (Ни)чего (не)видать (в)переди. 2. Д..леко по ш..рокой р..внине Сумрак ноч.. осе(н, нн)ей разлит. Лишь на зап..д.. сумрач(?)но-ал..м Слуэты чуть ви́дны ракит. В белой мгле, на широких лугах, На пусты(н, нн)ых реч(?)ных берегах Только ч..рный засохший камыш(?) в..рхушки ракит различишь. 418. Спишите. Все частицы заключите в прямоугольник. Укажите их разряды. Числительные вместе со словами, к которым они относятся, подчеркните как члены предложения, СОВЕТЫ ЧЕМПИОНА МИРА Как учи..ся плаванию? (Не)забывайт.., что на суш., и в воде движения едины в своей природной простоте. Тогда и река (не)страшна — как (не)страшны каток или фу..больное поле. Иногда мне каже..ся, что, если(б) человек хорошо всё продумал в своих движениях, он(бы) и взлететь сумел! (Не)учит..сь плавать сами, без совета и наблюдения старш.., опытн.. пловца. (Не)трусьте. Вы только оглянитесь, какая (у) нас страна просторная, озёрная! И тот, я думаю, ещё (по) настоящему (не) родился, кто (не) умеет проплыть метров сто кто (не) умеет без отдыха пройти на лыжах пять — десять километров. (М. Исакова) 419. Напишите самому себе советы «Как мне стать чемпионом школы по плаванию» (лёгкой атлетике, биатлону, хоккею и т. д. на выбор). БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫУЧИТЬ УРОК 68 ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЕ 409 | |
| |
Просмотров: 181 | |
Всего комментариев: 0 | |