05.05.22. Русский язык. 7-Б класс Учитель Стороженко Л.П.
План изучения темы .I.Организационный момент: Добрый день, ребята. Мы встретили весну. Природа проснулась. Проснулись и вы. Это прекрасно. Значит, у нас - весеннее бодрое настроение. Начнём работу. Оформляем тетрадь: запишем число и тему урока. II.Проверим свои знания и умения. 1.Выполни тест(письменно) (Говорущак, Исупова + желающие) 1.Установите слово, в котором нет звонких согласных звуков: а) Беглянка б) Мольба с) Обзор д)Копоть 2. В каком слове все согласные звуки мягкие: а) Широкий б) Веселье с) Встреча д) Мишень 3. В каком слове есть звук ‟Й” ? а) Обонять б) Намалевать с) Перелезть д) Листья 4. В каком слове нет мягкого согласного звука? а) Каравай б) Шелковод с) Начало д) Каёмка 5. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать? а) Оглушение согласных на конце слова б) Оглушение согласных перед другими согласными с) Выпадение согласных д) Озвончение согласных III. Работаем над новой темой. - Сегодня мы повторяем раздел языка «Лексикология». Урок необычный, проведем в форме заседания «Клуба знатоков русского языка». Члены клуба ставят перед собой задачи: - Закрепи умения и навыки, полученные по теме . - Развивай память, внимание, восприятие, речь. -. Воспитывай любовь к русскому языку. 1. Блиц – турнир: прочти вопрос, попробуй ответить сам, не можешь – прочти ответ или подсказку. (устно) 1) Что изучает лексика? (Словарный и фразеологический состав языка). 2) Что такое лексическое значение слова? (То, что называет слово). 3) На какие группы делятся слова по своему значению? (прямое и переносное). 4) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются … 5) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … 6) Что такое синонимы? (спор, полемика, диспут). 7) Что такое антонимы? (день-ночь, бедный-богатый, сильный - слабый). 8) Что такое омонимы? (ключ, коса, клетка, лук). 9) Почему некоторые слова называются устаревшими? 10) Что такое историзмы? (слова, обозначающие устаревшие понятия, вышедшие из употребления: ямщик, боярин, холоп). 11) Что такое архаизмы? (устаревшие слова, вышедшие из общего употребления, обозначающие существующие понятия; часто употребляются в поэзии: очи, ланиты, чело). 12) Что такое неологизмы? 13) Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов: совать нос, намылить шею, повесить нос). 14) Какие слова называются заимствованными? (слова, перешедшие в русский язык из другого языка. Например, синтаксис (греч.), этикет (франц.), олимпиада (греч.) 2. Работа с текстом. Спиши, вставь пропущенные орфограммы, объясни их графически. 1. Странный в сент…бре лес. 2. В нём рядом в…сна и ос…нь. 3. Ж…лтый лист и з…леная тр…винка. 4. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. 5.Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел… радуга. 6. Ув…дание и ра(с, з) цвет. 7. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно. - Какие явления языка встречаются в этом тексте? Благодаря каким словам создается такой красивый пейзаж? Как они называются? Запиши этих два определения после текста в скобках. ( Куликова, Петренко) 3. Творческая работа. Составь словосочетания, в которых данные слова имели бы переносное значение и прямое значение. Запиши их через тире. (Сорочан, Лонский) Железный, серебряный, глубокий, свежий. 4. «Мозговой штурм».Запиши только ответы. Задание: назвать одним устаревшим словом : 1. Древнее название русских войск 2. Походная воинская палатка в Древней Руси 3. Повозка с пулемётом времён гражданской войны 4. Взять в плен ( Бескровный) 5. «Черный ящик». Что в черном ящике? В ящике лексическое значение этих понятий, выраженное одним слово. Запиши это слово. ( Завертайло) - сумка, футляр для стрел - детская игрушка в виде фигурки человека - мебель для сидения в виде длинной доски на четырёх ножках - особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за выдающиеся заслуги -Из каких языков заимствованы эти слова? 6. Это интересно! Дополнительный бонус для любознательных членов клуба. Прочти и постарайся запомнить. 1) Все слова, имеющие в своем составе букву ф, – заимствованные: буфет, фейерверк, туфли 2) Все слова, начинающиеся на букву ю, – заимствованные: юг (старослав.) – ужин (русск.) 3) Все существительные на -ия – заимствованные: армия, ситуация 4) Почти все слова, начинающиеся на букву э, – заимствованные: эпилог, эвкалипт, эскимо 5) Почти все слова, начинающиеся на букву а, – заимствованные: агнец (старослав.) – ягненок (русск.) 6) Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные: терраса, туннель, профессия, биссектриса 7) Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – заимствованные: поэт, маэстро, тротуар 8) Многие существительные, которые в соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы: а, и, у, – заимствованные: барабан, сарай, визит, лирика, сундук, кукуруза 9) Слова с неполногласными сочетаниями в корне: -ра-, -ла-, -ле-, -ре- – заимствованы из старославянского языка: врата – ворота платок – полотенце млеко – молоко брег – берег БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЧЛЕНОВ КЛУБА ЗА УЧАСТИЕ В РАБОТЕ! IV. Домашнее задание: Выполни 2 теста в Skysmart по ссылке https://edu.skysmart.ru/student/vupufokeru | |
| |
Просмотров: 142 | |
Всего комментариев: 0 | |