05.05.22. Русский язык. 7-Б класс Учитель Стороженко Л.П.
План изучения темы
.I.Организационный момент: Добрый день, ребята. Мы встретили весну. Природа проснулась. Проснулись и вы. Это прекрасно. Значит, у нас - весеннее бодрое настроение. Начнём работу.

Оформляем тетрадь: запишем число и тему урока.

II.Проверим свои знания и умения.

1.Выполни тест(письменно) (Говорущак, Исупова + желающие)
1.Установите слово, в котором нет звонких согласных звуков:
а) Беглянка б) Мольба с) Обзор д)Копоть
2. В каком слове все согласные звуки мягкие:
а) Широкий б) Веселье с) Встреча д) Мишень
3. В каком слове есть звук ‟Й” ?
а) Обонять б) Намалевать с) Перелезть д) Листья
4. В каком слове нет мягкого согласного звука?
а) Каравай б) Шелковод с) Начало д) Каёмка
5. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?
а) Оглушение согласных на конце слова
б) Оглушение согласных перед другими согласными
с) Выпадение согласных
д) Озвончение согласных

III. Работаем над новой темой.

- Сегодня мы повторяем раздел языка «Лексикология».
Урок необычный, проведем в форме заседания «Клуба знатоков русского языка». Члены клуба ставят перед собой задачи:
- Закрепи умения и навыки, полученные по теме .
- Развивай память, внимание, восприятие, речь.
-. Воспитывай любовь к русскому языку.

1. Блиц – турнир: прочти вопрос, попробуй ответить сам, не можешь – прочти ответ или подсказку. (устно)

1) Что изучает лексика? (Словарный и фразеологический состав языка).
2) Что такое лексическое значение слова? (То, что называет слово).
3) На какие группы делятся слова по своему значению? (прямое и переносное).
4) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …
5) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …
6) Что такое синонимы? (спор, полемика, диспут).
7) Что такое антонимы? (день-ночь, бедный-богатый, сильный - слабый).
8) Что такое омонимы? (ключ, коса, клетка, лук).
9) Почему некоторые слова называются устаревшими?
10) Что такое историзмы? (слова, обозначающие устаревшие понятия, вышедшие из употребления: ямщик, боярин, холоп).
11) Что такое архаизмы? (устаревшие слова, вышедшие из общего употребления, обозначающие существующие понятия; часто употребляются в поэзии: очи, ланиты, чело).
12) Что такое неологизмы?
13) Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов: совать нос, намылить шею, повесить нос).
14) Какие слова называются заимствованными? (слова, перешедшие в русский язык из другого языка. Например, синтаксис (греч.), этикет (франц.), олимпиада (греч.)

2. Работа с текстом.

Спиши, вставь пропущенные орфограммы, объясни их графически.
1. Странный в сент…бре лес. 2. В нём рядом в…сна и ос…нь. 3. Ж…лтый лист и з…леная тр…винка. 4. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. 5.Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел… радуга. 6. Ув…дание и ра(с, з) цвет. 7. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно.
- Какие явления языка встречаются в этом тексте? Благодаря каким словам создается такой красивый пейзаж? Как они называются? Запиши этих два определения после текста в скобках. ( Куликова, Петренко)

3. Творческая работа.

Составь словосочетания, в которых данные слова имели бы переносное значение и прямое значение. Запиши их через тире. (Сорочан, Лонский)
Железный, серебряный, глубокий, свежий.

4. «Мозговой штурм».Запиши только ответы.
Задание: назвать одним устаревшим словом :

1. Древнее название русских войск
2. Походная воинская палатка в Древней Руси
3. Повозка с пулемётом времён гражданской войны
4. Взять в плен
( Бескровный)

5. «Черный ящик». Что в черном ящике? В ящике лексическое значение этих понятий, выраженное одним слово. Запиши это слово. ( Завертайло)
- сумка, футляр для стрел
- детская игрушка в виде фигурки человека
- мебель для сидения в виде длинной доски на четырёх ножках
- особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за выдающиеся заслуги
-Из каких языков заимствованы эти слова?

6. Это интересно! Дополнительный бонус для любознательных членов клуба. Прочти и постарайся запомнить.

1) Все слова, имеющие в своем составе букву ф, – заимствованные:
буфет, фейерверк, туфли

2) Все слова, начинающиеся на букву ю, – заимствованные:
юг (старослав.) – ужин (русск.)

3) Все существительные на -ия – заимствованные:
армия, ситуация

4) Почти все слова, начинающиеся на букву э, – заимствованные:
эпилог, эвкалипт, эскимо

5) Почти все слова, начинающиеся на букву а, – заимствованные:
агнец (старослав.) – ягненок (русск.)

6) Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные:
терраса, туннель, профессия, биссектриса
7) Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – заимствованные:
поэт, маэстро, тротуар

8) Многие существительные, которые в соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы: а, и, у, – заимствованные:
барабан, сарай, визит, лирика, сундук, кукуруза

9) Слова с неполногласными сочетаниями в корне: -ра-, -ла-, -ле-, -ре- – заимствованы из старославянского языка:
врата – ворота
платок – полотенце
млеко – молоко
брег – берег

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЧЛЕНОВ КЛУБА ЗА УЧАСТИЕ В РАБОТЕ!

IV. Домашнее задание: Выполни 2 теста в Skysmart по ссылке https://edu.skysmart.ru/student/vupufokeru
Категория: 7 классы | Добавил: alzevsk (04.05.2022) | Автор: Стороженко Л.П. E
Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar